Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений для детей дошкольного возраста
картотека по математике
Дидактические игры на развитие пространственных представлений для детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название игры | Ход игры | Программные задачи |
Разложи игрушки по местам | На ковролине разложены геометрические фигуры разного цвета и размера в определенной последовательности. Педагог предлагает ребенку поставить игрушку на ту геометрическую фигуру, которую назовет. Например: “Поставь большую матрешку на большой желтый круг. Где находится круг?” и т. п. | Учить определять местоположение предмета относительно себя. |
Бабушкин клубок | Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг. | Учить двигаться в указанном направлении. |
Робот | Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит. | Учить двигаться в указанном направлении. |
Всё на месте | Воспитатель просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.) | Учить различать пространственные направления относительно себя |
Поиски | Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут. В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево. | Учить двигаться в указанном направлении. |
Далеко и близко, высоко и низко | В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади. | Учить определять местоположение предмета относительно себя. |
Стань по заданию | Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их. | Учить определять местоположение предмета относительно себя. |
Холодно-горячо | Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему. | Учить двигаться в указанном направлении. |
Регулировщик | Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение. | Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения. |
Маршрутный лист | Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы. | Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на схеме. |
Почта | Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п. | Учить ориентироваться на листе бумаги. |
Поиск клада | Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п. | Учить «читать» пространственные отношения на плане. |
Солдатики | По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет. | Учить ориентироваться на собственном теле. Учить двигаться в заданном направлении. |
Нарисуй узор | Продиктуйте ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки. Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить). | Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
Найди похожий предмет | Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру, которые находятся в комнате». Например: «Какие вещи похожи на треугольник? С какой стороны находится этот предмет?» | Учить определять местоположение предмета относительно себя. |
Справа-слева | С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади. Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева). Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа. | Учить определять местоположение предмета относительно себя. |
У кого длинный хвост? | Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднять левую руку. | Учить ориентироваться на собственном теле. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собстве...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...
Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".
Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...
Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...
Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста...