Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений для детей дошкольного возраста
картотека по математике

Устюжина Анастасия Сергеевна

Дидактические игры на развитие пространственных представлений для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:


Название игры

Ход игры

Программные задачи

Разложи игрушки по местам

На ковролине разложены геометрические фигуры разного цвета и размера в определенной последовательности.

Педагог предлагает ребенку поставить игрушку на ту геометрическую фигуру, которую назовет. Например: “Поставь большую матрешку на большой желтый круг. Где находится круг?” и т. п.

Учить определять местоположение предмета относительно себя.

Бабушкин клубок

Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Учить двигаться в указанном направлении.

Робот

Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Учить двигаться в указанном направлении.

Всё на месте

Воспитатель просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.)

Учить различать пространственные направления относительно себя

Поиски

Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Учить двигаться в указанном направлении.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.

Учить определять местоположение предмета относительно себя.

Стань по заданию

Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Учить определять местоположение предмета относительно себя.

Холодно-горячо

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Учить двигаться в указанном направлении.

Регулировщик

Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения.

Маршрутный лист

Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на  схеме.

Почта

Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Поиск клада

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

Учить «читать» пространственные отношения на плане.

Солдатики

По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Учить ориентироваться на собственном теле. Учить двигаться в заданном направлении.

Нарисуй узор

Продиктуйте ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Найди похожий предмет

Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру, которые находятся в комнате». Например: «Какие вещи похожи на треугольник? С какой стороны находится этот предмет?»

Учить определять местоположение предмета относительно себя.

Справа-слева

С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

Учить определять местоположение предмета относительно себя.

У кого длинный хвост?

Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднять левую руку.

Учить ориентироваться на собственном теле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собстве...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...

Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".

Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста...