Главные вкладки
Открытое занятие по математике в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Открытое занятие по математике в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod._mp._golikova_a.n._-_24.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
- Орг. момент. (30-40 сек.)
На ковре.
- Ребята, эта неделя, как вы знаете, посвящается Космосу. Наши отечественные конструкторы решили изобрести ко Дню Космонавтики супер-ракету. Она сможет не только оторваться от атмосферы Земли и облететь планету, но и даже доставить космонавтов на Марс! Представляете?! В интернете об этом разместили сообщение и макеты ракеты, хотите – покажу? (соглашаются)
Делаю вид, что вхожу в интернет.
- Мотивация. (1 мин)
- Ребята! Это что-то невообразимое! В интернете сообщение, (читаю) что «иностранное шпионское агентство украло у нас чертежи, кроме того, оно похитило нашего главного конструктора профессора Всезнаева! И, конечно, виноват в этом шпион Мистер Злюк!
Все отечественные службы пустились на поиск, но пока без результата. Самые умные российские программисты создали программу, которая поможет в поиске, и разместили ее во всех сетях интернета. Все желающие могут стать на время детективами и помочь в поисках чертежей.»
- А вы – хотели бы помочь с поисками? (Да!). Тогда, в путь!
- Итак, что и кого нам надо отыскать? (чертежи супер-пакеты и профессора Всезнаева)
- Что нам понадобится для поиска? (программа в телефоне, карта…)
- Конечно, а еще – фломастер – отмечать путь, наша смекалка, логика, внимание, и дружба!
- Актуализация знаний. (8-8,5 мин.)
Далее выполняю и комментирую:
- Я нажимаю в приложении Программы кнопку «Начать поиск» (звуковой сигнал) – Программа включилась.
- Шаг первый (1 мин.) (читаю): в сообщении написано «Возьмите карту, она помещена возле уголка дежурного».
- Семен и Лера, принесите, пожалуйста, карту.
Дети приносят карту (звуковой сигнал)
- Программа работает дальше.
Шаг второй (читаю): в сообщении написано «Следуйте плану-карте и найдите чертежи».
Открываем карту, указываю на пункт «1»:
- Пункт первый – (читаю) «Выдача карты». Карту мы уже получили. Поставим отметку в карте (обводим пункт или ставим крестик – кто-то из детей).
- Ищем второй пункт. (Ищем вместе). Здесь написано (читаю): «Найти коттедж Мистера Злюка по джи-пи-эс». Приступим, а карту пока сложим в сумочку.
Задание 1 (1-1,5 мин.)
«Пространственное ориентирование в комнате на слух»
- Для этого нам надо встать в шеренгу и выбрать исполнителя. Программа предлагает того, у кого… (описываю кратко одного из детей). Дети опознают ребенка, который делает из шеренги шаг вперед.
- Итак, ты нам сейчас поможешь найти коттедж злодея. Включаю джи-пи-эс / дубль-ГИС (имитирую). Слушай внимательно и выполняй точно:
- сделай три шага вперед, повернись направо, сделай один шаг в левую сторону без поворота и.т.п…. (путь должен привести к мольберту, все подходим к мольберту).
Переворачиваю закрытую картинку на мольберте – дети видят коттедж с мистером Злюком, он отделен глубоким рвом с водой. Достаю карту, отмечаем выполнение.
Находим третий пункт, и читаю: «Пройти по невидимому мостику».
- Невероятно! Как же нам пройти? Но Программа нам помогает, она напечатала сообщение (читаю в телефоне): «Мистер Злюк обеспокоен, никто еще не мог его найти. Но через пропасть к коттеджу ведет стеклянный мост, который не видно. Если правильно ответить на вопросы, то стеклянные дощечки покрываются видимой оболочкой, становятся видимыми, и тогда по мосту можно будет пройти».
Задание 2 (1,5 мин.)
«Часть и целое».
- Вставайте в полукруг, на кого я укажу – должен ответить: что – часть, а что – целое. Понятно задание? (вопрос задаю конкретному ребенку, на каждый ответ – рисую на мольберте дощечку).
1. Телевизор и экран телевизора. Что – часть, что – целое?
2. Машина и руль. Что – часть, что – целое?
3. Ромашка и лепесток. Что – часть, что – целое?
4. Книга и страницы. Что – часть, что – целое?
5. Весна и апрель. Что – часть, что – целое?
6. Сутки и утро. Что – часть, что – целое?
5. Яблоки и фрукты. Что – часть, что – целое?
6. Треугольники, квадраты и фигуры. Что – часть, что – целое?
7. Мальчики и все дети. Что – часть, что – целое?
8. Любые карандаши и красные карандаши. Что – часть, что – целое?
9. Любые карандаши и неподточенные карандаши. Что – часть, что – целое?
10. Любые карандаши и подточенные карандаши. Что – часть, что – целое?
11. Машины на остановке, подъехавшие машины и все машины. Что – часть, что – целое?
12. Условие и задача. Что – часть, что – целое?
- Ребята, молодцы! Добрались до коттеджа. Отмечаем в карте. Что теперь?
Смотрим карту – (читаю): следующий четвертый пункт - «Открыть сейф с чертежами».
- Что подскажет Программа? Посмотрим (читаю в телефоне): Мистер Злюк напуган. Он знает, что придется вернуть чертежи, но схитрил. Спрятал их в сейф, код от которого отображается на экране. Мистер Злюк утверждает, что не помнит кода. Чтобы забрать чертежи, надо подобрать код к сейфу от 1 до 10 и от 10 до 1 и узнать ключевое слово. Но если ошибиться хоть один раз, сейф может сгореть вместе с чертежами»
Задание 3 (3-2,5 мин.)
«Числовой ряд – расставь цифры по порядку от одного до десяти и наоборот».
Выбираю двух помощников, остальные встают так, чтобы видеть экран. На экране таблица из 10-ти столбиков и 2-х рядов.
Первый помощник на ноутбуке находит поле с белыми цифрами (правая сторона).
- Ты должен нажать кнопки с белыми цифрами, считая от 1 до 10. Будешь нажимать цифру, а я – переключать курсор в соседнюю клетку. А ребята будут следить по экрану, правильно или нет.
Нажимаем по порядку по очереди: ребенок – цифру, я – стрелочку «вправо» (перемещение в клетку справа). На экране последовательно в клетках верхнего ряда таблицы появляются цифры.
- Ребята, давайте вместе сосчитаем до 10, проверим код!
Дети хором считают. Я переключаю курсор на нижнюю строку таблицы.
Второй помощник находит на клавиатуре поле с цветными цифрами (центральное поле).
- У тебя задание сложнее – должен нажать кнопки с цветными цифрами, считая от 10 до 1. Сначала найди цифры, обозначающие число «10». Теперь считай в обратном порядке. Будешь нажимать цифру, а я – переключать курсор в соседнюю клетку.
Набирает числовой ряд из цветных цифр, но в обратном порядке (цифрами заклеены на клавиатуре соответствующие буквы зашифрованного слова, поэтому на экране в нижнем ряду появляются не цифры, а буквы: А-ПЕЛЬ-СИН. Вместе с читающими детьми читаем полученное слово. Сейф открываем и достаем чертежи, а вместе с ними – апельсин (макет). Отмечаем выполнение на карте. Выясняем, что в карте больше пунктов нет.
Звуковой сигнал. (30 сек.)
- Ребята, Мы почти выполнили наше задание по Программе – нашли чертежи. Что еще нам осталось? (Найти профессора).
- Правильно. Это последний шаг. Мистер Злюк будет повержен, просто лопнет от злости. Мы спасем профессора Всезнаева. Никто не знает, где Мистер Злюк его спрятал, а сам шпион никогда в этом не признается. Вот был бы у нас волшебный клубочек, как в сказке!
- Подождите отчаиваться! Программа сообщает (читаю в телефоне): «Найденный апельсин – электронный летающий механизм навигации, он сам приведет вас к профессору. Садитесь на поверхность, где одновременно можете разместиться все вместе, например, на ковер, и летите, электронный апельсин сам его направит. Электронная система навигации включается игрой «Круг широкий», тогда ковер сможет подняться»
Задание 4 (1 мин.) – динамическая пауза
Дети вместе с воспитателем становятся в круг на ковре и выполняют движения по тексту стишка:
- Итак, систему подключаем,
И за мною – повторяем.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо: 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево: 1, 2. 3.
В центре круга соберемся: 1, 2. 3
И на место все вернемся: 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять спасать начнём.
- Я чувствую, как вибрирует электронный апельсин, полет начался. (звук полета)
- Открытие нового. (8 мин.)
(2 мин.)
- Прилетели. Мы оказались в тайном научном центре. Присаживайтесь за столы.(Садятся.)
- Программа сообщает (читаю в телефоне): «Профессор спрятан в дальнем цехе, дверь в него заблокирована, а электронный ключ намеренно утерян. Необходимо разблокировать дверь и выпустить профессора, решив математическую задачу, но только правильно!»
- Как думаете, справимся? (Да!)
- А что такое задача? (Ответы детей.)
- На прошлой неделе мы заметили, что задача напоминает математический дом. Для начала надо вспомнить, какие важные части есть у задачи, назовем их (называют по модели домика. Уточняю про «Условие» – какие части обязательно должны в нем быть – слова и числа. Уточняю про «Вопрос» - он должен быть связан с условием. Уточняю про «Ответ» – он должен быть предложением и повторять вопрос, заменяем слово «сколько» числовым значением.). Молодцы!
- А теперь перейдем к самой задаче. Нам предлагается несколько ситуаций, но не каждая из них – является задачей или в ней есть ошибка, т.е. ее нельзя решить. Это нас специально хотят запутать! Но нас не проведешь! Решать мы будем только задачу со всеми полными частями.
Итак слушаем и определяем – задача или нет, и почему, есть ли ошибка, какая ошибка.
Задание 6 (3 мин.)
«Найди ошибку» (с показом иллюстраций)
Ситуация 1
«Мама к школе купила 3 тетради в линейку и 7 тетрадей в клетку.»
(Не задача. Это только условие. Нет вопроса. Нечего узнавать.)
- Какой вопрос надо поставить, чтобы получилась задача? (Сколько всего тетрадей купила мама?)
Ситуация 2
«Сколько всего книг на полке?»
(Не задача. Это только вопрос. Но нам ничего не известно о книгах – каких и сколько было, что с ними делали.)
- Какое условие можно придумать к этому вопросу, чтобы получилась задача? (Ответы детей.)
Ситуация 3
«На площадке клевали крошки воробьи и голуби. Сколько всего птиц было на площадке?»
(Не задача. Нет чисел. Не сможем ничего узнать.)
- Назовите вопрос, условие. (Ответы детей.)
- Как изменить условие, чтобы оно было полным, чтобы можно было решить задачу? (Дети подставляют числа)
Ситуация 4
«Мама приготовила 3 бутерброда с колбасой и 3 бутерброда с сыром. Когда начнется ужин?»
(Не задача. В условии говорится о фруктах, а в вопросе – про время. Части не связаны)
- Назовите условие. Назовите вопрос. (Ответы детей.)
- Как нужно изменить вопрос, чтобы получилась задача? (Сколько всего бутербродов приготовила мама?)
Ситуация 5
«В вазе лежало 4 яблока и 2 груши. Сколько фруктов стало в вазе?»
(Задача. Есть условие с числами. Есть вопрос. Условие и вопрос связаны по смыслу.)
- Правильно, последний вариант – это задача (показываю картинку).
- Какое условие у этой задачи? (Ответ ребенка.)
- Какой вопрос у этой задачи? (Ответ ребенка.)
Задание 7 (3 мин.)
«Модель задачи»
- Значит, именно эту задачу нам и надо решить! Давайте решим. Произведем решение и найдем ответ.
- Нам надо обозначить условие. Будем обозначать фигурами.
- О чем говорится в задаче?
- Какими фигурами обозначим яблоки?
- Что говорится о яблоках? (Ответы детей.)
- Сколько было яблок? (Ответы детей.)
- Выложите 4 … (называю, какие фигуры выбрали дети). Почему Аня выложила 4 … (называю фигуры)? (Потому, что 4 яблока лежало в вазе).
- Какими фигурами обозначим груши? (Предложения детей.)
- Что говорится о грушах в задаче? (Ответы детей.)
- Сколько груш было в вазе? (Ответы детей.)
- Выложите в этом ряду рядом 2 … (называю, какие фигуры выбрали дети). Почему Вера выложила 2 … (называю фигуры)? (Потому, что мама положила в вазу 2 груши.)
- Что часть, а что целое? (Ответы детей.)
- Повторите вопрос задачи? Что нам нужно узнать? (Ответы детей.)
- Теперь преобразуем нашу модель условия в решение.
- Мы будем узнавать про часть или про целое? (Ответы детей.)
- Чтобы узнать целое, что надо сделать? (Объединить / сложить части.)
- Каким знаком обозначаем «объединить части»? (Плюс.)
- Поместите между частями (называю фигуры) знак «Плюс» (выполняют).
- Поставьте знак «Равно» и выложите столько палочек, сколько фруктов лежало в вазе.
- Самостоятельное применение нового. (6 мин.)
Задание 8 (2 мин.)
«Решение задачи»
- Обозначьте самостоятельно каждую часть и целое соответствующим числом. Для этого надо под каждой частью из фигур и под палочками выложить соответствующую цифру – Сколько каких фигур – такая и цифра. Обратите внимание, как правильно выложить цифры, сравните с образцом цифр на числовом ряду (выполняют).
Проверяю правильность выкладывания, провожу индивидуальную работу.
- Теперь расставьте в этой записи решения математические знаки (выполняют).
- Мы вверху изобразили схему решения, а внизу – запись решения цифрами и знаками. Прочитайте решение. (Хором или один из детей.)
- Давайте вспомним вопрос. (Ответы детей.)
- Какой будет ответ задачи? (6 фруктов лежало в вазе.)
- Молодцы! Дверь дальнего цеха разблокирована. Профессор Всезнаев освобожден! (помещаю картинку с изображением профессора на доску.)
Задание 8 (4-5 мин.)
«Составь и реши задачу».
- Теперь надо покинуть тайный центр, тоже разблокировав дверь выхода. Теперь мы это умеем. Но надо не просто решить задачу, а еще и составить ее.
- Посмотрите на следующую картинку и придумайте по ней условие задачи. (Ответы детей.)
- Теперь надо поставить вопрос к условию. (Ответы детей.)
- Самостоятельно составьте из фигур и палочек модель условия и решения, а внизу под моделью выложите запись цифрами и знаками (выполняют).
Контролирую индивидуально. При проверке сама делаю схему и запись на доске
- Повторите вопрос задачи. Дайте ответ задачи. (Ответы детей.)
- Ура! Все двери открыты. Надо срочно возвращаться. Спешим на наш ковер.
Дети встают в круг.
6. Актуализация знаний.
Задание 10 (2 мин.)
Дети в кругу.
- Полетим обратно с помощью электронного апельсина. Устройство включается игрой в вопросы и ответы. Я буду кидать апельсин кому-нибудь из вас и задавать вопрос, а тот, кто поймает, будет отвечать.
Вопросы могу видоизменять, сколько вопросов - столько ответов-дощечек (вертикальных) нарисую на мольберте.
- Посчитай от 3 до 9.
- Посчитай от 4 до 8.
- Посчитайте от 10 до 5.
- Посчитай от 7 до 3.
- Назови соседей числа 5.
- Назови соседей числа 8.
- Назови соседей числа 3.
- Какое число стоит между 3 и 5?
- Назови число, предыдущее числу 6.
- Назови число, последующее за 7.
- Что больше: 3 или 4?
- Что меньше: 7 или 8?
- Какой сегодня день недели?
- Какой вчера был день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день идёт после вторника?
- Как называется пятый день недели?
- Как называются выходные дни?
- Сколько времён года?
- Какое время года наступает после зимы?
- Какое время года наступает после лета?
- Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
- Молодцы! (звуковой сигнал окончания полета)
- Итог. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
конспект занятия...
Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие по островам математики».
Занятие поможет воспитаиелям подготовительной группы закрепить с детьми математические знания и умеия посредством игры - путешествия....
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой – в космический полёт»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой – в космический полёт» ...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»
quot;Веселая математика" подготовительная группа....