Игровые занимательные задачи для дошкольников.
статья по математике
Для успешного усвоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думанье, поиске способов, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Для успешного усвоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думанье, поиске способов, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастике».
Во внеучебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом детей, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игры, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для проффесионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Основное назначение дидактических игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделений, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может использована в качестве учебного материала, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятие по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи (найди, догадайся) неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следуют отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило не включают в себе все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение дает воспитатель (задания, контролирует ответ), дети при это менее самостоятельны, чем в дидактической игре.
Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.
В младшей группе можно провести игровые упражнение «Посадим кукол на стулья». Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное соответствие: 1 кукла и 1 стул.
В старшей группе с целью упражнения детей в группировки геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объединить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета – красная.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечной результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важно развитие у детей умение догадываться о решении задачи, поисковых действий, практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине поисковых действий.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитание у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимание на проблеме.
Головоломки. Из всего многообразии головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения как правило, идет трансформация, преобразования одних фигур в другие, а не только изменения их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них задач – головоломок. Потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:
1.Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек; 2 равных треугольника из 5 палочек.
2.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способом решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставить цель учить детей приемами самостоятельного поиска решения задач.
Логические задачи используются с целью развития мышления детей. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиске чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающих в ряду фигуры. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятия в старшей группе они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения.
Игры из геометрических фигур. Наборы фигур при этом подпираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...
Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...
Игровые занимательные задачи для дошкольников. Статья
Игровые занимательные задачи для дошкольников...

Консультация для родителей "Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике".
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Игровые занимательные задачи для дошкольников.( Игры со счётными палочками)
Игровые занимательные задачи для дошкольников ( Игры со счётными палочками)...

Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А.
занимательный математический материал....