Игровые занимательные задачи для дошкольников.
статья по математике

Подрешетникова Светлана Михайловна

Для успешного усвоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думанье, поиске способов, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_zanimatelnye_zadachi_dlya_doshkolnikov.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Для успешного усвоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думанье, поиске способов, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе  группах. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений. В самом начале занятия в старшей и подготовительной  к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастике».

Во внеучебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом детей, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игры, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для проффесионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Основное назначение дидактических игр -  обеспечить упражняемость детей в различении, выделений, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию  элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может использована в качестве учебного материала, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятие по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи (найди, догадайся) неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следуют отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило не включают в себе все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение дает воспитатель (задания, контролирует ответ), дети при это менее самостоятельны, чем в дидактической игре.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.

В младшей группе можно провести игровые упражнение «Посадим кукол на стулья». Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное соответствие: 1 кукла и 1 стул.

В старшей группе с целью упражнения детей в группировки геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объединить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета – красная.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечной результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важно развитие у детей умение догадываться о решении задачи, поисковых действий, практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине поисковых действий.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитание у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимание на проблеме.

Головоломки.  Из всего многообразии головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения как правило, идет трансформация, преобразования одних фигур в другие, а не только изменения их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них задач – головоломок. Потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

1.Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек; 2 равных треугольника из 5 палочек.

2.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способом решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставить цель учить детей приемами самостоятельного поиска решения задач.

Логические задачи используются с целью развития мышления детей. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиске чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающих в ряду фигуры. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятия в старшей группе они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения.

Игры из геометрических фигур. Наборы фигур при этом подпираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Игровые занимательные задачи для дошкольников. Статья

Игровые занимательные задачи для дошкольников...

Игровые занимательные задачи для дошкольников.

математические головоломки для детей 5-7 лет....

Консультация для родителей "Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике".

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Игровые занимательные задачи для дошкольников.( Игры со счётными палочками)

Игровые занимательные задачи для дошкольников ( Игры со счётными палочками)...

Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А.

занимательный математический материал....