НОД
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
во второй младшей группе
Тема: Путешествие в сказку «Колобок»
Программное содержание:
Создание условий для развития у детей элементарных математических представлений в процессе игровой и познавательной деятельности.
Образовательные:
- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- углубить знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия «широкий-узкий», «длинная - короткий», «высокий – низкий», «один – много, ни одного», закрепить знания о цвете;
- уточнить представление о персонажах и последовательности их в сказки;
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение. ;
- Развивать мелкую моторику кистей рук, умение следовать определенным правилам при решении задач;
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
-Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию, вызвать желание выполнять несложные задания
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Планируемый результат:
Закрепляются и углубляются знания детей о математических понятиях, цвете, фигурах, пространственных отношений. Развиваются слуховое и зрительное внимание, воображение. Активизируется наблюдательность, мыслительная и речевая активность, расширяется словарь детей. Дети проявляют доброту и отзывчивость.
Проектирование образовательной среды:
Пространственная среда группы условно разделена по зонам. В каждой зоне находится определённый персонаж и оборудование для задания. Дети вместе с воспитателем в определённой последовательности перемещаются от одной зоны к другой выполняя задание. Организация детей происходит в команде и индивидуально. Все участники образовательной деятельности являются равноправными партнёрами. Позиция взрослого рядом, а не выше детей.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок», конструирование из геометрических фигур.
.
Словарная работа: Один – много, ни одного; широкий – узкий; длинная – короткая; верхняя - нижняя.
Материал: куб, игрушка колобка, игрушки заяц, волк, медведь, лиса, овощи, разноцветные ведерко (красного, жёлтого, зеленого цвета), геометрические фигуры, ленты .
Форма организации: групповая.
Ход НОД:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
-Здравствуйте!
Сюрпризный момент: А вы любите сказки? Сегодня утром я встретила сказочного героя, и он очень хотел с вами повстречаться. А вы бы хотели этого? А кто это был вы должны угадать.
Формой он похож на мяч,
Но когда - то был горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок.
Кто же это? (колобок)
Молодцы ребята, а вот и он. (воспитатель показывает куб).
Ребята, это колобок?
Дети: Нет - это куб!
Воспитатель: Правильно ребята это куб. Как вы думаете может он покатиться? Почему? Позади вас в корзиночке лежат кубики, возьмите их. Давайте с вами уточним, что есть у куба? (есть углы) Давайте найдите углы на своих кубиках, они какие? (острые). А попробуйте, покатайте их на полу. Ребята, катаются кубики? Положите кубики на место.
(Нет, им мешают углы.)
Воспитатель: А теперь возьмите по шарику. Шарик какой формы? (круглой). Попробуйте теперь покатать шар. Получается? А почему, у вас получается катать шар?
(потому, что он круглый, у него нет углов).
Воспитатель: Теперь положите шарики на место.
Значит, какой должен быть колобок? (ответы детей - круглый).
Ну, вот пришло время встретить нашего любимого сказочного героя Колобка. Встречайте его
Наш Колобок весёлый и задорный и очень любит веселиться. (Воспитатель из-за ширмы вынимает и показывает детям колобка).
Колобок: Здравствуйте ребята! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и к вам в детский сад прикатился! А вы любите путешествовать? А давайте вместе отправимся в путешествие.
Воспитатель: Строимся! По дорожке мы пойдём- прямо в сказку попадём.
(Дети с воспитателем идут по кругу под музыку).
Катился, катился колобок и повстречал на своем пути зайчика.
Воспитатель: Ребята опишите зайчика. Какой он?
(Он мягкий, пушистый.) А давайте сравним у зайчика ушки и хвостик. Какие они размеру? (ушки длинные, а хвостик короткий).
Я зайчик маленький,
Я зайчик серенький.
Прыг-скок, прыг-скок,
Помоги мне, дружок.
Заяц: Я на огороде вырастил много овощей. Помогите мне разложить каждый овощ на свою полочку.
Воспитатель: на какую полочку колобок положил кочан капусты?
Дети: на верхнюю.
Воспитатель: А сколько капусты лежит на полке?
Дети: одна.
Воспитатель: На какую полочку положили морковку?
Дети: нижнюю.
Воспитатель: а сколько морковки положил на нижнюю полку?
Дети: много.
Воспитатель: а сколько овощей осталось в корзинке?
Дети: ни одного.
Зайчик: Спасибо вам, побегу угощать зайчат.
Воспитатель: Ну, что продолжим наше путешествие, строимся за колобком. (Дети под музыку шагают за колобком).
Шли, шли и повстречали мы серого волка. (Воспитатель из - за ширмы показывает волка).
Волк: Здравствуйте ребята! А куда вы идёте? (в путешествие) А вы мне не могли бы помочь?
У меня в логове есть маленькие волчата, они очень любят играть с цветными фигурками, но они такие озорные все фигурки попутали, и разбросали по полянке. Вот я их все собрал. Посмотрите и скажите какие это фигуры и какого они цвета (дети называют).А у меня дома они лежат по своим местам. Красные фигуры- в красном ведерке, зеленые- в зеленом ведерке, а желтые- в желтом ведерке. Помогите, мне, пожалуйста разобрать по цветам все фигурки. Ну что, справитесь с таким заданием? (дети раскладывают фигурки).
Большое спасибо вам ребята, теперь мои малыши будут очень довольны! Пойду звать своих волчат, они где - то по лесу бродят.
Воспитатель: Ну что, путешествуем дальше (дети под
музыку вместе с колобком идут по кругу)
Шли мы шли и к берлоге пришли. А кто в берлоге живёт? Послушайте загадку.
Он мохнатый и большой
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь… (медведь).
Медведь: Здравствуйте, ребята. Куда путь держите? ( путешествуем).
Хотите со мной поиграть в игру? (да).Я вам буду говорить предложение, а вы его должны закончить( словесная игра «Закончи предложение»), хорошо? Тогда слушайте внимательно:
У лисы хвост длинный, а у зайца…(короткий);
Слон большой, а мышка…( маленькая);
Кран высокий, а автомобиль…( низкий);
Поясок узкий, а ремешок…(широкий);
Какие вы молодцы ребята! Что-то я устал с вами, пойду отдохну в свою берлогу, до свидание!
Воспитатель:
Ну, что ребята давайте продолжим наше путешествие дальше.
(Дети под весёлую мелодию идут по кругу за колобком).
Шли мы шли за колобком и повстречали лису.
Лиса: Здравствуйте ребята! Куда вы идете? ( путешествовать) Я очень люблю играть, поиграете со мной?( да)
Пальчиковая игра: «Колобок»
Тесто мнём, мнём, мнём - (руки в кулачок сжимают и разжимают)
Тесто жмём, жмём, жмём - (кулачки стуча по столу)
1, 2, 3, 4.
Ловко тесто замесили.
Раскатали мы кружок - (руки вперед, назад)
И слепили колобок - (круговые движения рук)
Лиса: Колобочек, мой дружочек,
За тобой бежать нет мочи.
Ты мне лучше помоги
Да всю правду доложи.
А не то я тебя съем.
Я решила своим лисичкам-сестричкам кукол подарить, но им надо ленточки завязать, но завязать надо самую длинную. Вы мне поможете?
Воспитатель: Поможем, ребята, колобку, чтобы лиса его не съела.
Посмотрите, у меня в руках полоски.
Чем отличаются полоски? (цветом)
Какого цвета одна полоска? (зеленая). Покажите.
Какого цвета другая полоска? (желтая). Покажите.
Чем еще отличаются полоски? (длиной)
Как проверить, что одна полоска длинная, а другая полоска короткая?
(наложить друг на другу)
наложить полоски так, чтобы один край с одной стороны был ровный.
Какого цвета длинная полоска? (зеленая)
Какого цвета коротка полоска?(желтая)
Если я покажу зеленую полоску вы топаете,
Если желтую-хлопайте .
Воспитатель: Помогли мы колобку и лиса не съела.
- А теперь колобку пора отправляться в домик к бабушке и дедушке! До свидания колобок!
(Ставит колобка возле дедушки и бабушки)
Воспитатель: Теперь и нам ребята пора оправляться в детский сад.
- Ребята вам понравились наши приключения в сказке?
- А в какой сказке мы побывали?
- Кому мы помогали?
- Что мы помогали делать колобку? Как мы помогали Зайцу? Волку? Медведю? А Лисе?
- Бабушка и дедушка обрадовались, что колобка никто не съел благодаря нашим умным, сообразительным, ловким, смелым ребятишкам.
Крепче за руки беритесь и в кружочек становитесь. На прощанье еще раз про колобка расскажем все сейчас.
Наше приключение закончилось, скажем всем «До свидания!»