Конспект занятия "Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с элементами исследовательской деятельности"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Смирнова Наталья Валентиновна

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность, развивает мыслительную активность, умение наблюдать и анализировать, делать выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов у дошкольного младшего возраста посредством дидактических игр с элементами исследовательской деятельности.

Тема: «Зубная паста для медведя»

Цель: обобщение знаний детей по направлениям познавательного, социально-коммуникативного развития.

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать навыки счета в пределах 5;

- совершенствовать навыки моделирования предмета, состоящего из трех частей в одно целое;

- закреплять навыки детей определять количество предметов (один, много);

Развивающие:

- способствовать развитию у детей внимание, логического мышления, воображения, любознательности.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность;

- развивать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Материалы и оборудование: медвежонок, сова, зайчик, ежик– игрушки, телефон, сверток-рецепт, дерево, 2 елочки разного размера, пробирка, пузырёк с марганцовкой, пузырёк с жидким мылом, пузырёк с раствором концентрированной перекиси водорода, белый халат, медицинские перчатки, мыльные пузыри.   На каждого ребенка: лист с картинкой пенька, 3 зелёных треугольника разного размера.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел один гость. А кто это –отгадайте загадку:

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Ответы детей

Воспитатель: Правильно, молодцы. Значит нам надо найти медведя.

На стуле сидит грустный медведь.

Воспитатель: Как тебя зовут?

Медведь: Меня зовут Потапыч.

Воспитатель: А почему ты такой грустный?

Медведь: У меня очень болят зубки, и я не знаю, что мне делать…Может ребята мне помогут?

Воспитатель: Ребята, что надо делать, чтобы не болели зубки? рассуждения детей

Медведь: Но у меня нет зубной пасты…зубную пасту для медведей не продают в магазине.

Воспитатель: Ребята, что же делать, где нам взять зубную пасту? рассуждения детей.

Воспитатель: А давайте спросим у самого доброго доктора, который лечит всех зверей. Как его зовут? Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я возьму телефон и позвоню ему.

Воспитатель вывешивает картинку с Айболитом.

Воспитатель: Здравствуйте, добрый доктор Айболит. Не могли бы Вы помочь медвежонку Потапычу вылечить его зубки.

Звучит аудиозапись

Айболит: Здравствуйте, ребята, я конечно помогу! Но я сейчас нахожусь в далекой Африке, лечу африканских зверят…

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит. 

Но вы сможете сами сделать зубную пасту для Потапыча. Рецепт возьмете у тетушки Совы…А помогут вам мои помощники – лесные жители. У них есть все необходимое. До свидания.

Воспитатель: Ребята, где же нам искать тетушку Сову и лесных жителей? Ответы детей

Воспитатель: Ну что ребята, отправляемся в лес? Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно. Встаем в кружок.

С вами мы пойдем гулять – в лес зверушек навещать.

Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (ходьба).

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (ходьба на носочках).

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (прыжки).

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (приседания).

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (лёгкий бег).

Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (ходьба друг за другом по кругу).

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (ходьба).

Стоит дерево, на котором сидит игрушка сова, а рядом сумка со свертком.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Кого нам надо найти в лесу. Ответы детей

Воспитатель: Ребята, посмотрите по сторонам. А вот и Тетушка Сова, а в сумке какой-то сверток. Давайте посмотрим, что здесь? Ребята, это рецепт зубной пасты для медвежонка.

Воспитатель размещает на мольберте рецепт

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам сначала надо найти в лесу?

Дети рассматривают рецепт и приходят к выводу, что надо идти к цветущему дереву.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нам нужно найти дерево. Но сначала давайте выберем, кто будет ответственный за сумку, в которую мы будем складывать ингредиенты, которые найдем. Выберем считалочкой:

Бегал заяц по болоту

Он искал себе работу

Да работы не нашел

Сам заплакал и пошел.

Воспитатель: А вот и дерево. Смотрите, ребята, а под деревом ежик и у него какая-то записка. Давайте прочитаем:

Дорогие ребята, у меня для вас есть волшебная пыльца, но я вам ее отдам, если вы мне поможете. Злой паук распугал всех бабочек с дерева, и они разлетелись. Вам надо собрать бабочек и посадить их на цветочки, такого же цвета, как и бабочки.

На дереве количество цветов на 1 больше количества детей и на 1 цветке сидит 1 бабочка.

Задание: Один – много, уравнять количество.

Воспитатель: Ребята, одну бабочку я уже нашла. Каким цветом бабочка? Ответы детей

Воспитатель: На какой цветок мы посадим бабочку? Ответы детей 

Воспитатель: Сколько стало бабочек? Ответы детей-одна

Воспитатель: А сколько цветов? Ответы детей-много

Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы бабочек и цветочков стало поровну? Ответы детей

Дети находят бабочек и приносят на цветочки дерева. Воспитатель поименно называет детей и спрашивает каким цветом бабочка и на какой цветок ее надо посадить.

Воспитатель: На всех цветочках сидят бабочки? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, помогли всем бабочкам найти цветочки, и ежик подарил нам волшебную пыльцу, которую бабочки собрали с цветочков дерева.

Под деревом воспитатель находит пузырек с марганцовкой.

Воспитатель: Эту пыльцу мы отнесем в лабораторию, в которой будем делать зубную пасту для Потапыча. Куда же нам дальше двигаться в лесу? Давайте посмотрим на рецепт. Ответы детей 

Воспитатель: Значит нам надо найти елочки. Обернитесь, посмотрите. А вот и ёлочки.

На ватмане нарисованы 2 елочки разной величины. Под елочкой сидит грустный зайчик с запиской.

Воспитатель: Ребята, смотрите под елочками грустный зайчик, а в лапках записка. Давайте прочитаем:

Дорогие ребята, я мои друзья зайчата очень боимся волка, а спрятаться в лесу негде, в лесу всего две елочки. Если вы поможете нам спастись от волка, я подарю вам волшебную воду, необходимую для зубной пасты.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь зайчикам? Ответы детей 

Воспитатель: Ребята, в лесу ведь должно быть много елочек, чтобы зайчики могли спрятаться от врага. Давайте мы с вами сделаем елочки. Проходите за столы.

Скажите, чем похожи елки? и чем отличаются? Ответы детей-похожи цветом, они зеленые, а отличаются высотой: одна высокая, а другая низкая.

Воспитатель: А какую геометрическую фигуру напоминает ель? Ответы детей

На столе на каждого ребенка разложены 3 зелёных треугольника разного размера

Воспитатель: Попробуем сложить елочку из треугольников, которые лежат на тарелочках. Посмотрите какие треугольники по размеру? Ответы детей

Воспитатель: Самый большой треугольник положите внизу, затем поменьше и самый маленький вверху.

Вот сколько елочек мы посадили в лесу, теперь лесным зверятам будет где спрятаться от врагов. Ой, смотрите в лапках у зайчика для нас подарок. Это волшебная вода для зубной пасты. (В пузырьке раствор перекиси водорода). Отнесём это воду в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, мы собрали всё необходимое для изготовления зубной пасты для медвежонка. Пора возвращаться в детский садик в лабораторию, где мы будем готовить зубную пасту.

Физкультминутка:

Длинный путь преодолели – потянуться захотели.

(тянутся вверх руками, «потягушки»)

На носочки поднялись и вперед чуть-чуть прошлись.

(двигаются друг за другом на носках, руки на поясе)

Ноги выше поднимаем и идем, идём, шагаем!

(ходьба с высоким подниманием колен)

А теперь – остановились и вперед мы наклонились.

(выполняют наклоны вперед-назад)

Посмотрите, как же скоро мы вернулись в детский сад.

Воспитатель: Проходите в лабораторию, можно приступать к работе.

В лаборатории лаборант, чтобы не испортить свою одежду всегда надевает халат, чтобы не испачкать руки – надевает перчатки. (воспитатель надевает белый халат, резиновые перчатки).

Воспитатель: Ребята, зачем мы отправились в лес? Ответы детей

Ребята, сначала мы с вами что нашли? Ответы детей-пыльцу

Воспитатель: Кто нам ее дал? Ответы детей-бабочки

Воспитатель: Переливаем пыльцу в колбу. Воспитатель дает детям по очереди осторожно ее перемешать палочкой.

Воспитатель: Потом, что мы нашли? Ответы детей-волшебная вода

Воспитатель: Где мы ее нашли? Ответы детей-у зайчика

Воспитатель: Добавляем ее в колбу.

Происходит бурное образование густой пены, похожей на зубную пасту. 

Воспитатель: Здорово! Мы с вами сделали зубную пасту для медвежонка, пойду почищу ему зубки, а то он уже нас заждался.

Воспитатель уносит колбу за занавес, из-за занавеса летят мыльные пузыри, затем заносят Потапыча.

Воспитатель: Ребята, Потапычу так понравилась наша зубная паста, что он решил нас отблагодарить и порадовать. Вот что он умеет.

Медвежонок пускает мыльные пузыри.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями и помогли медвежонку!

Приложение.

Химический опыт «Зубная паста»

Описание: C:\Users\Димастый\Desktop\18554515-a11-1477397163-650-2ef7371984-1478009829.jpg

Вам понадобятся:

  • 3/4 стакана воды
  • 1 ч. л. марганцовки
  • 1 ст. л. жидкого мыла
  • перекись водорода (лучше брать концентрированную, ее можно приготовить из таблеток  гидропирита, продается в аптеке, 10 таблеток на стакан воды)
  • стеклянная колба
  • одноразовые резиновые перчатки

Растворите в воде марганцовку, добавьте жидкого мыла и перелейте смесь в стеклянную колбу. Осторожно, но быстро влейте перекись. Бурная пена выплеснется из колбы вверх — настоящая зубная паста для слона!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий  эффек...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...

Использование элементов ТРИЗ (признаки, анализаторы)для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Использование элементов ТРИЗ (признаки, анализаторы)для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера...