Проектная деятельность в старшей группе на тему «Изучение геометрических фигур»
проект по математике (старшая группа)

Сарайкина Надежда Владимировна

Надеюсь, данный проект поможет сформировать устойчивые знания о  геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_saraykina_n.v.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха

« Детский сад комбинированного вида № 26 «Кораблик детства»

Проектная деятельность в старшей группе на тему:

«Изучение геометрических фигур»

                                                               

                                                                     Подготовила:

                                                                                                       Сарайкина Надежда Владимировна

Паспорт педагогического проекта                                                                    

Тема проекта

«Изучение геометрических фигур в старшей группе»

Вид проекта

 Информационно- ориентированный

Актуальность проекта

      В методических руководствах для педагогов, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания-знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.

       В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается: логическое мышление и связная речь; ориентация в пространстве, моторика; наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

        Геометрический материал в программе дошкольного обучения не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Изучение геометрических фигур проходит в тесной связи с другими учебными предметами: это рисование и начальные элементы черчения, труд и знакомство с окружающем миром. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике, в частности, к изучению геометрического материала в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Цель проекта

Сформировать устойчивые знания о  геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемный вопрос

Большинство детей путали круг и овал, квадрат с прямоугольником и треугольником.

Задачи проекта

Для воспитателя: 

Закреплять знания детей о геометрических фигурах и геометрических формах; познакомить детей с понятиями «четырехугольник», «овал», формировать навыки рассказывания.

Развивать  у детей конструктивные способности, умение преобразовывать один объект в другой, классифицировать, развивать интерес к аппликации.

Подобрать  развивающие игры для изучения и формирования устойчивых знаний о  геометрических фигурах.

Воспитывать интерес к познанию, созданию нового, необычного

Для детей: научиться распознавать и называть геометрические фигуры и определять их особенности.

Для родителей: помочь детям  определять и называть геометрические фигуры.

Продукт проекта

Создание картотеки математических игр с геометрическими фигурами.

Презентация проекта в форме открытого занятия  «Путешествие в страну геометрических фигур».

Сроки реализации

1 месяц

Практическая значимость проекта

Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах и  телах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к совместной деятельности с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Ресурсы проекта

Человеческие: дети старшей логопедической группы № 20, их родители, воспитатели гр.№20.

Информационные:  группа ДОУ в vk, групповой чат в вацап.

Материально-технические: компьютер, принтер, интерактивная панель  с пакетом программного обеспечения АЛМА, комплекты раздаточного материала «Учись считать», наборы цветных картонных геометрических фигур; плакаты с изображением геометрических фигур; деревянный конструктор.

Финансовые: без финансовых вложений( за счет бюджетных средств)

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

11.09.2023

Диагностическая беседа с детьми на тему «Геометрические фигуры»

Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г Интернет-ресурсы: vk, telegram, ватс

 Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников -Творческий центр, М., 2008г.

 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М., Просвещение, 2005г.

«Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» И.А.Пономарева, В. А. Позина 2009год

«Математика для детей 4 – 5 лет» Е.В. Колесникова – 2008г.

«Образовательный процесс в группах детей старшего возраста» Н.А. Короткова - 2007 г

«Развивающие математические игры, занятия в ДОУ» Л.П.Стасова – 2008 г.

Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение,

Невыполнение сроков проведения мероприятий

Желание не всех родителей участвовать в проекте

Разработан план и паспорт проекта.

Создана карта проекта

Подобраны необходимые материалы и размещены в чате группы и информационном стенде.

12.09-13.09

Подбор материала по теме проекта.

14.09

-Разработка плана реализации проекта.

- Размещение в родительском чате дорожной карты проекта.

Основной этап:  Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

11.09-15.09

Первая половина дня

-Игра «Опиши фигуру» 
-Словесные игры «Кто больше назовёт».

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырёхугольника. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

-«Построй такую же фигуру» -  упражнять в знании геометрических фигур; учить составлять их из счетных палочек

- Задания детям на анализ и синтез предметов сложной формы.
«Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».
- Рисование на тему: «Дорисуй предмет»

-Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

-Рассказывание  математических сказок «Спор геометрических фигур»

Дети, воспитатель

Дети пробуют анализировать предметы сложной формы.

 Закрепляют знания о геометрических фигурах.

Развивают связную речь, мелкую моторику рук и умение работать в команде.

Упражняются в умении конструировать геометрические фигуры.

Вторая половина

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

18.09-22.09

Первая половина дня

Вторая половина

-Консультация для родителей: «Как научить ребенка различать геометрические фигуры?»

-ФЭМП по плану( изучение геометрических фигур с интерактивным оборудованием АЛМА)

- Задания детям на анализ и синтез предметов сложной формы «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована машина».

-     Д/и «Сложи узор»

- «Рисуем по точкам»

-Д/и «Кто больше назовет?» Цель: продолжать учить находить в окружении предметы

-Д/и «Формы» Цель: познакомить детей с основными геометрическими телами и учить находить похожие на них предметы.

-     Физ. минутка  «Маленький щенок»

- Рассказывание  математических сказок « Сказка о бароне квадрате»

- Аппликация из геометрических фигур «Лиса»

Воспитатель, родители, дети

Родители познакомились с дидактическими играми, которые помогут им научить ребенка различать геометрические фигуры.

Складывая узор, дети упражнялись в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

Дети пробуют анализировать предметы сложной формы.

Закрепляют знания о геометрических фигурах.

Развивают связную речь, мелкую моторику рук.

Дети научились составлять композицию из геометрических фигур

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

25.09-29.09

Первая половина дня

 -ФЭМП по плану( изучение геометрических фигур с деревянным раздаточным набором «Учись считать»)

-   Д/и «Игра с палочками» 

 -Задания детям на анализ и синтез предметов сложной формы «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована собачка».

- Рисование на тему: «Нарисуй по заданию»

  - Д/и «Танграм»(АЛМА)

- Физкультминутка «Геометрические фигуры»
- Рассказывание  математических сказок «Как геометрические фигуры город строили».

Д/и «Игра с палочками» Цель: познакомить с признаками четырехугольника,  учить ориентироваться в пространстве,

- Д/и «Кто назовет больше?» Цель: продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Дети, воспитатель

Дети учатся считать с помощью геометрических фигур из набора «Учись считать».

Составляют геометрические фигуры из определенного количества палочек.

Дети продолжат анализировать предметы сложной формы.

Развивают связную речь, мелкую моторику рук.

Упражняются в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Пытаются узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Вторая половина

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

2.10-5.10

Первая половина дня

Вторая половина дня

-ФЭМП по плану(изучение геометрических фигур с помощью счетных палочек и наборов цветных геометрических фигур из картона)

  -Д/и «Сложи квадрат»

- Задания детям на анализ и синтез предметов сложной формы. Игра «Опиши фигуру» 


-Д/и «Фигуры высшего пилотажа»
-«Закрась геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик».

- Подвижная игра. «Найди себе пару»,  

-Рисование на тему: «Штриховка геометрических фигур».

-Д/и «Какая фигура лишняя?»

- Отгадывание загадок о геометрических фигурах

Дети, воспитатель

Дети закрепляют умение составлять целое из частей; развивают образное и логическое мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, умение планировать ход поисков.

 Дети закрепляют знания о геометрических фигурах, их свойствах.

Развивают связную речь, мелкую моторику рук.

Дети умеют составлять квадрат из счетных палочек.

Находят предмет на основе зрительного анализа, и обосновать свой выбор.

Пытаются отгадывать загадки о геометрических фигурах

Заключительный этап:

Дата

Итоговое мероприятие

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

6.10.

Математическое развлечение в старшей группе

«Игры с Бабой Ягой»

  

Все сроки были соблюдены, задачи выполнены в соответствии с планом.

100 % родителей включились в проектную деятельность

Цель реализована полностью.

Разработка методических рекомендаций для воспитателей по проведению проекта.

Проведение открытого занятия по познавательному развитию(ФЭМП) «Путешествие в страну геометрических фигур»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе по теме "Моя семья".

В данном материале представлен проект совместной деятельности педагогов, детей, родителей старшей группы по актуальной теме "Моя семья"....

Проектная деятельность в старшей группе №4. Тема: Растем здоровыми!

долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей5-6 лет....

Проектная деятельность в старшей группе №4. Тема: Растем здоровыми!

долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей5-6 лет....

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"

Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...

Проектная деятельность в средней группе «Одуванчик» «В стране геометрических фигур»

Цель проекта Систематизация знаний воспитанников о геометрических фигурах.Создание условий для развития  математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В...