Картотека дидактических игр на умение ориентироваться в пространстве
картотека по математике (средняя, старшая группа)

Надежда Викторовна Дмитриева

Картотека дидактических игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Картотека дидактических игр

на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста

Воспитатель: Дмитриева Н.В.

С.Печерск

2024

Картотека игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста

Карточка №1 «Аист»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Ход игры: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Карточка №2 «Динамические картинки»

Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Оборудование: Магнитная доска, изображение ёлки, берёзки, гриба, кустика, зайца, белки, вороны, ежа, домика.

Ход игры: На магнитной доске выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввод детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по заданию:

Например: - Берёзка справа от ёлки.

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.

Карточка №3 «Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) 

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Карточка №4 «Где правая, где левая?»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе

Карточка №5 «Как растут овощи»

Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

Карточка №6 «На, над, под»

Цель: Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

Оборудование: Изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.

Ход игры: Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.

Карточка №7 «Сделай так, как я скажу»

Цель: Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики.

Оборудование: У детей геометрические фигуры и лист бумаги, у воспитателя такие же фигуры, но большего размера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил все фигуры.

Карточка №8 «Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения, образного мышления, пополнению словарного запаса.

Оборудование: Зайчонок, кукла, мышонок, мяч.

Ход игры: Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы.

Играющий выбирается с помощью считалки:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Затем воспитатель говорит: — Направо пойдешь — куклу найдешь; налево пойдешь — зайчонка найдешь; вперед пойдешь — мышонка найдешь; назад пойдешь — мячик найдешь. Куда ты пойдешь? Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где ее нашёл. Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.

Карточка №9 «Что? Где?»

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию сообразительности, быстроты мышления.

Оборудование: Мяч

Ход игры: Дети образуют круг. По жребию выбирают ведущего, который встает в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается. Воспитатель помогает детям придумать задания (может сказать это ребенку «на ушко»).

Задания могут быть такими: кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? Если дети не умеют ловить мяч, в таком случае они, могут его прокатить, или вместо мяча можно использовать платочек.

Советы воспитателю: Как выбирать ведущего по жребию? Первый вариант. Один из ведущих прячет предмет в руке. Тот, кто нашел его, становится ведущим. Второй вариант. У воспитателя в руке столько палочек, сколько играющих. Одна из них должна быть короче всех. Кто ее вытянет, тот становится ведущим.

Карточка №10 «Посади правильно»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах.

Оборудование: Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов.

Ход игры: На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка — слева, деревья — вверху, внизу, справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?»

Карточка №11 «Подбери детали к одежде»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Расширять знания о видах одежды. Пополнять словарный запас новыми названиями элементов одежды.

Оборудование: Изображения одежды и ее элементов (например: карманы, пуговицы, воротнички, манжеты и т. д.).

Ход игры: Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).

Карточка №12 «Украсим полотенце»

Цель: Формировать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: Прямоугольные бумажные полоски, карандаши, фломастеры или краски.

Ход игры: Дети рисуют украшения на полотенцах (прямоугольных бумажных полосках) по образцу (например: две полоски справа, две полоски слева, цветок посередине). Перед выполнением задания дети с помощью педагога анализируют взаимоположение элементов узора.

Карточка №13 «Найди животное»

Цель: Учиться находить один предмет относительно другого. Закрепить знания о домашних животных.

Оборудование: Фланелеграф, большие и соответствующие маленькие картинки домашних животных.

Ход игры: На фланелеграфе размещены картинки домашних животных (3-4). У детей - соответствующие мелкие картинки. Педагог предлагает назвать всех животных, рассказать, где находится каждое (посередине, справа, слева). – Разложите у себя на столах животных так же, как они расположены на фланелеграфе. – А сейчас корова спряталась за свинью; свинья оказалась впереди, перед коровой. Разместите своих животных так же. Расскажите, где находится свинья. (Впереди, перед коровой.) Где расположена корова? (За свиньей.)

Карточка №14 «Вверху - внизу»

Цель: Закрепить понятия вверху – внизу. Способствовать развитию образного мышления.

Ход игры: Воспитатель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Карточка №15 «Угадай, кого загадали»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.

Оборудование: 3 игрушки крупного размера (например: кукла, медведь и заяц).

Ход игры: Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Воспитатель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. В младшей группе адрес загаданной игрушки будет, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.

Карточка №16 «Магазин»

Цель: Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках.

Оборудование: Игрушки.

Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Карточка №17 «Найди и промолчи»

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, пользоваться пространственными терминами.

Оборудование: Флажки.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать. Тот, кто увидел флажок, не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место. Затем все вместе обсуждают правильный ответ.

Карточка №18 «Найди свой домик»

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у импровизированного домика. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к «домикам», у которых они стояли перед началом игры.

Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого домика они стоят.

Карточка №19 «Вратарь»

Цель: Закрепить умение ребенка ориентироваться в пространственных соотношениях право - лево, верх – низ, прямо. Развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри

Карточка №20 «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: Закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот — не запутаться б мне.

Карточка №21«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: Закрепление пространственного соотношения справа — слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры: Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Карточка №22 «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: Развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: Дорожка из трех — пяти обручей, мячи.

Ход игры: Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.

Карточка №23 «Кто первый назовет?»

Цель: Закрепить пространственные соотношения слева - справа, сверху – снизу, счет в пределах 5. Способствовать развитию образного мышления, воображения.

Оборудование: 5 любых игрушек.

Ход игры: Детям показывают картинку, на которой, в ряд (слева, направо: сверху, вниз) изображены разные предметы. Ведущий выбирается с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Затем он договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Дети закрывают глаза, и ведущий ударяет молоточков несколько раз в пределах пяти. Дети подсчитывают количество ударов. Открыв глаза, находят игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится ведущим.

Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа

Выполняется сидя на стульчике.

Вариант 1. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно:

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда —

Левая все повторяет всегда.

Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты катаешь мяч?

Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперед покататься заставим

Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч?

Круг на полу нарисуем мячом

Только ногами — не лбом, не плечом.

Игра «Кошечки с мячиком»

Исходное положение — стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.

Мячик катится вокруг —

Мой веселый, круглый друг.

• Кати мяч вправо. • Кати мяч влево. • В каком направлении ты катишь мяч?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...

Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве для средних групп....

Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве.

Картотека дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста....