Картотека дидактических игр на умение ориентироваться в пространстве
картотека по математике (средняя, старшая группа)
Картотека дидактических игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр на умение дошкольников ориентироваться в пространстве | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
Картотека дидактических игр
на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста
Воспитатель: Дмитриева Н.В.
С.Печерск
2024
Картотека игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста
Карточка №1 «Аист»
Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.
Ход игры: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
Карточка №2 «Динамические картинки»
Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.
Оборудование: Магнитная доска, изображение ёлки, берёзки, гриба, кустика, зайца, белки, вороны, ежа, домика.
Ход игры: На магнитной доске выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.
Ввод детей в игровую ситуацию:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по заданию:
Например: - Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.
Карточка №3 «Наоборот»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.
Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)
Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
Карточка №4 «Где правая, где левая?»
Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.
Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе
Карточка №5 «Как растут овощи»
Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.
Оборудование: Картинки с изображением овощей.
Ход игры: Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.
Карточка №6 «На, над, под»
Цель: Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.
Оборудование: Изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.
Ход игры: Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.
Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.
Карточка №7 «Сделай так, как я скажу»
Цель: Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики.
Оборудование: У детей геометрические фигуры и лист бумаги, у воспитателя такие же фигуры, но большего размера.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.
Выигрывает тот, кто правильно разложил все фигуры.
Карточка №8 «Куда пойдешь и что найдешь?»
Цель: Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения, образного мышления, пополнению словарного запаса.
Оборудование: Зайчонок, кукла, мышонок, мяч.
Ход игры: Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы.
Играющий выбирается с помощью считалки:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Затем воспитатель говорит: — Направо пойдешь — куклу найдешь; налево пойдешь — зайчонка найдешь; вперед пойдешь — мышонка найдешь; назад пойдешь — мячик найдешь. Куда ты пойдешь? Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где ее нашёл. Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.
Карточка №9 «Что? Где?»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию сообразительности, быстроты мышления.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети образуют круг. По жребию выбирают ведущего, который встает в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается. Воспитатель помогает детям придумать задания (может сказать это ребенку «на ушко»).
Задания могут быть такими: кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? Если дети не умеют ловить мяч, в таком случае они, могут его прокатить, или вместо мяча можно использовать платочек.
Советы воспитателю: Как выбирать ведущего по жребию? Первый вариант. Один из ведущих прячет предмет в руке. Тот, кто нашел его, становится ведущим. Второй вариант. У воспитателя в руке столько палочек, сколько играющих. Одна из них должна быть короче всех. Кто ее вытянет, тот становится ведущим.
Карточка №10 «Посади правильно»
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах.
Оборудование: Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов.
Ход игры: На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка — слева, деревья — вверху, внизу, справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?»
Карточка №11 «Подбери детали к одежде»
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Расширять знания о видах одежды. Пополнять словарный запас новыми названиями элементов одежды.
Оборудование: Изображения одежды и ее элементов (например: карманы, пуговицы, воротнички, манжеты и т. д.).
Ход игры: Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).
Карточка №12 «Украсим полотенце»
Цель: Формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: Прямоугольные бумажные полоски, карандаши, фломастеры или краски.
Ход игры: Дети рисуют украшения на полотенцах (прямоугольных бумажных полосках) по образцу (например: две полоски справа, две полоски слева, цветок посередине). Перед выполнением задания дети с помощью педагога анализируют взаимоположение элементов узора.
Карточка №13 «Найди животное»
Цель: Учиться находить один предмет относительно другого. Закрепить знания о домашних животных.
Оборудование: Фланелеграф, большие и соответствующие маленькие картинки домашних животных.
Ход игры: На фланелеграфе размещены картинки домашних животных (3-4). У детей - соответствующие мелкие картинки. Педагог предлагает назвать всех животных, рассказать, где находится каждое (посередине, справа, слева). – Разложите у себя на столах животных так же, как они расположены на фланелеграфе. – А сейчас корова спряталась за свинью; свинья оказалась впереди, перед коровой. Разместите своих животных так же. Расскажите, где находится свинья. (Впереди, перед коровой.) Где расположена корова? (За свиньей.)
Карточка №14 «Вверху - внизу»
Цель: Закрепить понятия вверху – внизу. Способствовать развитию образного мышления.
Ход игры: Воспитатель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Карточка №15 «Угадай, кого загадали»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Оборудование: 3 игрушки крупного размера (например: кукла, медведь и заяц).
Ход игры: Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Воспитатель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. В младшей группе адрес загаданной игрушки будет, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Карточка №16 «Магазин»
Цель: Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках.
Оборудование: Игрушки.
Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Карточка №17 «Найди и промолчи»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, пользоваться пространственными терминами.
Оборудование: Флажки.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать. Тот, кто увидел флажок, не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место. Затем все вместе обсуждают правильный ответ.
Карточка №18 «Найди свой домик»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у импровизированного домика. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к «домикам», у которых они стояли перед началом игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого домика они стоят.
Карточка №19 «Вратарь»
Цель: Закрепить умение ребенка ориентироваться в пространственных соотношениях право - лево, верх – низ, прямо. Развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри
Карточка №20 «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: Закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот — не запутаться б мне.
Карточка №21«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: Закрепление пространственного соотношения справа — слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры: Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Карточка №22 «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: Развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: Дорожка из трех — пяти обручей, мячи.
Ход игры: Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду,
В каждый обруч попаду.
Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
Карточка №23 «Кто первый назовет?»
Цель: Закрепить пространственные соотношения слева - справа, сверху – снизу, счет в пределах 5. Способствовать развитию образного мышления, воображения.
Оборудование: 5 любых игрушек.
Ход игры: Детям показывают картинку, на которой, в ряд (слева, направо: сверху, вниз) изображены разные предметы. Ведущий выбирается с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать?
Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Затем он договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Дети закрывают глаза, и ведущий ударяет молоточков несколько раз в пределах пяти. Дети подсчитывают количество ударов. Открыв глаза, находят игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится ведущим.
Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа
Выполняется сидя на стульчике.
Вариант 1. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно:
Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами.
Правой ногою туда и сюда —
Левая все повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты катаешь мяч?
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперед покататься заставим
Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч?
Круг на полу нарисуем мячом
Только ногами — не лбом, не плечом.
Игра «Кошечки с мячиком»
Исходное положение — стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.
Мячик катится вокруг —
Мой веселый, круглый друг.
• Кати мяч вправо. • Кати мяч влево. • В каком направлении ты катишь мяч?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве
Закрепление умения ориентироваться в пространстве...
Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве
Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...
Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве
Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве для средних групп....
Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве.
Картотека дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр для детей с ОВЗ. Формирование умений ориентироваться в пространстве.
Формирование умений ориентироваться в пространстве....
- Мне нравится (1)