Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

В основу Программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» (для детей 4-5 лет, 5-6 и 6-7 лет). Данная программа методически обеспечена курсами «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, прошедшими апробацию в широкой педагогической практики с положительными результатами, начиная с 1992 года.

Программа определяет содержание и организацию работы по формированию элементарных математических представлений у детей средней, старшей и подготовительной к школе группе ДОУ на 2023-2026 учебный год на уровне дошкольного образования с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на создание условий, которые способствуют математическому развитию детей в сфере познавательного развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx91.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа

по «Формированию элементарных математических представлений

у дошкольников»

(средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка)

на 2023/2026 учебный год

                                                      

                                                      Составитель программы:                                                                                              

Калинина В.В.

                                           

Содержание

Наименование разделов

Стр.

1.

Целевой раздел

2

Пояснительная записка

2-11

Цели и задачи реализации Программы

2-11

Принципы и подходы к формированию Программы

2-11

Значимые для разработки Программы характеристики, в том числе характеристика особенностей развития ребенка дошкольного возраста

2-11

Планируемые результаты освоения Программы

2-11

2.

Содержательный раздел

12-21

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка «Формирование элементарных математических представлений», представленной в образовательной области «Познавательное развитие»

12-21

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

12-21

Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

12-21

Способы и направления поддержки детской инициативы

12-21

3.

Организационный раздел

21-26

Описание материально-технического обеспечения Программы

21-26

Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания

21-26

Годовой календарный учебный график на 2023/2026 учебный год

21-26

Учебный план направления «Формирование элементарных математических представлений» образовательной деятельности «Познавательное развитие» на 2023/2026 учебный год

21-26

4.

Дополнительный раздел

27

Литература

27


1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В основу Программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» (для детей 4-5 лет, 5-6 и 6-7 лет). Данная программа методически обеспечена курсами «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, прошедшими апробацию в широкой педагогической практики с положительными результатами, начиная с 1992 года.

Программа определяет содержание и организацию работы по формированию элементарных математических представлений у детей средней, старшей и подготовительной к школе группе ДОУ на 2023-2026 учебный год на уровне дошкольного образования с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на создание условий, которые способствуют математическому развитию детей в сфере познавательного развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Цели и задачи реализации Программы

Программа способствует достижению следующих целей: развитие мышления, творческих сил дошкольников, их интереса к математике, формирование системы элементарных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.

В соответствии с целью основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве, величине, счете, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и времени.
  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие мыслительных операций:
  • анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • сравнение свойств предметов;
  • обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
  • распределение предметов в группы по выбранному свойству;
  • синтез на основе выбранной структуры;
  • конкретизация;
  • классификация;
  • аналогия.
  1. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
  2. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  4. Увеличение объема внимания и памяти.
  5. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  6. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

При разработке Программы мы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Главную роль уделяли игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Основывались на важнейшем принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Отсюда развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Обучение математики рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от атмосферы доброжелательности, творчества, созидания. Исходя из этого, Программа базируется на дидактических принципах деятельностного метода (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов, Л.Г. Петерсон):

  • психологической комфортности – создания образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;
  • целостности – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • творчества – собственного опыта творческой деятельности;
  • непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой.

Данные принципы являются здоровьесберегающими. Одновременно с этим они интегрируют современные научные взгляды об основах организации образовательного процесса развивающего типа.

Значимые для разработки Программы характеристики.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяет ход её развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Программа учитывает возрастные особенности детей на разных этапах дошкольного детства.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во

внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

 В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель- мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако, они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Планируемые результаты освоения Программы

Целевым ориентиром по Программе должно стать продвижение детей:

  • в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение и др.); мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); познавательного интереса, деятельностных способностей (точное исполнение правил игры, опыт фиксирования своего затруднения, его обдумывания, понимания причины затруднения, на этой основе – опыт преобразования, самоконтроля и самооценки);
  •  в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми, нацеленность на максимальный личный вклад в общее решение задачи) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом, обоснования своей точки зрения с использованием согласованных правил).

Одновременно у ребенка формируются следующие основные умения.

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы к 5 годам

Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеет располагать числа по порядку от 1 до 8.

Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними.

Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки.

Называет части суток, устанавливает их последовательность.

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы к 6 годам

Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.

Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, , <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.

Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.

Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.

Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.

Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

Планируемые итоговые результаты

освоения Программы к 7 годам

Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.

Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.

Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Умеет в простейших случаях пользоваться часами.

Особенности проведения педагогического мониторинга

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика используется для решения следующих задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

В связи с этим, педагогическая диагностика по ФЭМП:

  • не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
  • позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
  • учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

 

  1. Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка «Формирование элементарных математических представлений», представленной в образовательной области «Познавательное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, теме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» является частью образовательной области «Познавательное развитие».

Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Содержание психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений

В соответствии с парциальной программой Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» работа по формированию элементарных математических представлений рассчитана на три года и направлена на решение следующих задач.

 4-5 лет

Сравнение предметов и групп предметов

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет и оттенки цветов, форма, размер и др. выделение признаков сходства и различия.

Объединение предметов в группу по общему признаку.

Выделение части группы. Нахождение «лишних» элементов.

Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).

Формирование представлений о сохранении количества.

Поиск и составление закономерностей.

Числа 1-8

Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара.

Образование последующего числа путем прибавления единицы.

Количественный и порядковый счет от 1 до 8. Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-8. Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о длине предмета.

Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте.

Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения длины.

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед-между и др. Ориентировка в пространстве (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).

Знакомство с временными отношениями: раньше-позже, вчера-сегодня-завтра. Установление последовательности событий. Части суток.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка). План.

5-6 и 6-7 лет

Общие вопросы

        Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством.

Поиск и составление закономерностей. Разбиение совокупностей предметов на части по какому-либо признаку. Нахождение «лишнего» элемента совокупности.

Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства с помощью знаков =, ≠, <,  >.

Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на… - меньше на…).

Формирование представлений о сложении совокупностей предметов как об объединении их в одно целое. Переместительное свойство сложения совокупностей предметов.

Начальные представления о величине: длина, площадь, объем жидких и сыпучих веществ, масса. Непосредственное сравнение по длине (ширине, высоте), площади, массе, вместимости. Измерение величины с помощью условных мерок (отрезок, клеточка, стакан и т.д.). опыт наблюдения зависимости результата измерения величин от выбора мерки. Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения некоторых величин.

Натуральное число как результат счета предметов и измерения величин. Числовой отрезок.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Верно и неверно. Опыт обоснования высказываний.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и арифметические действия с ними

Количественный и порядковый счет в пределах 10. Прямой и обратный счет. Образование последующего числа путем прибавления единицы.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, цифрами, точками на отрезке прямой. Соотнесение записи числа с количеством.

Числовой ряд. Сравнение предыдущего и последующего числа.

Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Запись результатов сравнения чисел с помощью знаков =, ≠, <,  >.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Переместительное свойство сложения чисел. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Пространственно-временные представления.

Геометрические фигуры

Уточнение пространственно-временных представлений: слева-справа-посередине, выше-ниже, длиннее-короче, раньше-позже, внутри-снаружи и др. установление последовательности событий. Части суток. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Развитие умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, соотносить их с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование начальных представлений о точке, прямой и кривой линии, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Изложенное содержание Программы позволяет сформировать вариативную часть – формы, методы, способы и средства, направленные на математическое развитие дошкольников. Они подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. Для детей дошкольного возраста (4-7 лет) такими видами деятельности являются: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается как условное обозначение интересной, увлекательной совместной деятельности детей и взрослых по исследованию личностно значимой для дошкольников образовательной ситуации.

Учитывая опыт проведения занятий в технологии «Ситуация», разработанной Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Программой предусмотрено три типа образовательных ситуаций с дошкольниками:

  • занятия «открытия» нового знания;
  • занятия тренировочного типа;
  • занятия обобщающего типа (итоговые).

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает», а в старшем – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид:

  1. введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»);
  2. актуализация. На данном этапе (как правило, в процессе дидактической игры) педагог организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются их знания, опыт, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и т.д.), необходимые для самостоятельного построения нового способа действий. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не замечают, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям»;
  3. затруднение в ситуации. На данном этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов: «Смогли? – Почему не смогли?» - помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины;
  4. «открытие» нового знания (способа действия). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действий) посредством простой «догадки», подготовленной воспитателем с помощью методических средств;
  5. включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. На данном этапе педагог предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать, повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность;
  6. осмысление (итог). На данном этапе дети приобретают опыт таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

На занятиях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Поэтому основная цель занятий такого типа – тренировать мыслительную операцию, познавательный процесс, умение, навык, способность и т.д. Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с выполнением запланированных воспитателем действий. Параллельно с этим идет закрепление и развитие сформированных у них математических представлений.

Таким образом, цель образовательных ситуаций тренировочного типа аналогична таким целям, как «закрепить», «повторить», «отработать». Однако при обучении детей математике они имеют принципиально новое содержание: не формальное заучивание детьми и воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Структура занятия тренировочного типа имеет следующий вид:

  1. Введение в игровую ситуацию.
  2. Игровая деятельность.
  3. Осмысление (итог).

Целями занятий обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности. Их структура точно такая же, как и тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием преподавателя по формированию элементарных математических представлений и воспитателей, работающих в группе. Основными формами работы на этих занятиях являются индивидуальные задания или работа в небольших подгруппах (6-8 человек).

Занятия обобщающего типа не допускают создание обстановки экзамена. Такая обстановка приведет к нервозности, потере интереса ребенка к занятиям. Результаты такой диагностики не будут считаться объективными.

Программой предусмотрено использование ситуаций повседневной жизни (прогулки, режимные моменты и т.д.) для закрепления знаний и умений, приобретенных на занятиях.

Методы и средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду

Методы

Средства

Практические

  • упражнения (коллективные, индивидуальные, комплексные, однотипные, репродуктивные, продуктивные)
  • дидактическая игра (предметные, словесные, настольно-печатные)
  • обучающая игра
  • сюжетно-дидактическая игра
  • игра-драматизация
  • подвижная игра
  • моделирование
  • элементарные опыты

Наглядные

  • показ способа действия
  • наблюдение
  • восстановление картины целого по отдельным признакам
  • демонстрация способа действия

Словесные

  • объяснение
  • инструкция
  • пояснения, разъяснения, указания
  • вопросы (репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные
  • словесные отчеты детей
  • контроль и оценка

Методы, повышающие

познавательную активность

элементарный анализ

сравнение по контрасту и подобию, сходству

группировка и классификация

моделирование и

конструирование

ответы на вопросы детей

приучение к самостоятельному

поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие

эмоциональную активность

воображаемая ситуация

игры-драматизации

сюрпризные моменты и элементы новизны

юмор и шутка

сочетание разнообразных средств на одном занятии

Демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные (звуковые), аудиовизуальные;

естественные и искусственные.

Натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, и др.

Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

В основу организации воспитательно–образовательного процесса в детском саду «Гармония» положены следующие принципы:

 комплексно–тематический с ведущей игровой деятельностью, предполагающий решение программных задач в разных формах деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В его основу положены социально значимые для образовательного процесса события: календарные праздники, лексические темы согласно сезонности и на основе программных требований;

 принцип интеграции образовательных областей, направленный на решение задач образовательной области в ходе реализации других;

 принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Таким образом, развитие ребёнка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности.

Формами работы по математическому развитию детей являются: специально организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

 Образовательная ситуация является основной формой организации образовательного процесса по ФЭМП. Эта форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется взрослым с целью решения определённых задач математического развития, воспитания и обучения. Особенностью такого рода организованной образовательной деятельности является обязательное получение образовательного результата (нового математического знания, способа действия и т.п.)

Главные задачи образовательных ситуаций - формирование у детей новых математических знаний и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

В процессе организованной образовательной деятельности педагог создаёт разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Активно используются игровые приёмы, разнообразные виды наглядности. Участие в решении образовательных ситуаций подготавливает детей к школьному обучению.

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной и изобразительной, музыкальной, двигательной, а также восприятия художественной литературы и фольклора.

Образовательные ситуации включаются и в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление математических знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребёнком активности, самостоятельности и творчества.

Культурные практики

Программой предусмотрена организация культурных практик во второй половине дня, в ходе которой закрепляются, совершенствуются знания и умения детей в области элементарной математики.

Преимуществом культурных практик является атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Они носят преимущественно подгрупповой характер.

Виды культурных практик, направленных на закрепление, совершенствование математических знаний и умений дошкольников

Совместная деятельность педагога и детей

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Урок чтения», «Покупка», «Художники», «Бухгалтеры», «Рецепты», «Фотограф», «В спортивном магазине», «Бензозаправочная станция», «Детский сад», «Зоопарк», «Ателье», «Мебельная фабрика», «Кондитерская фабрика», «Почта», «Цирк» и др.

Подвижные игры математического содержания: «Переменка», «Деление на пары», «Веревочка», «Живые числа», «Найди пару», «пловцы», «На речке» и т.д.

Дидактические игры: «Запомни дорогу», «Игра в камешки», «Кто где спит?», «Билеты на электричку», «Сложим чемодан», «клумбы», «Засели дома» и др.

Система игр и заданий

Развивающие игры: на составление заданной фигуры из определенного количества палочек; на изменение фигур, на смекалку

Логические упражнения: на нахождение пропущенной фигуры; продолжение ряда фигур, знаков; поиск чисел; нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора той или иной фигуры и т.д.

Занимательные задания: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы

Досуги

  • путешествия («Путешествие к необитаемым островам», «Полет на космическом корабле», «Путешествие в страну математики», «Путешествие Знайки и Незнайки», «Где живет Винни-Пух?»)
  • КВН («Торопись, да не ошибись») и др.
  • викторины, конкурсы

Способы и направления поддержки детской инициативы

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят знакомым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия.

Способы поддержки детской инициативы в процессе формирования элементарных математических представлений

Средний дошкольный возраст

-создавать условия для проявления познавательной активности детей;

-использовать в работе с детьми методы и приемы, активизирующие детей на

самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование);

-поощрять возникновение у детей познавательных интересов и предпочтений, активно использовать их в работе с каждым ребёнком

Старший дошкольный возраст

-развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности;

-поощрять и поддерживать индивидуальные познавательные интересы и предпочтения

Программой предусмотрено создание ситуаций, в которых может проявляться детская познавательная активность. Ситуации, которые могут стимулировать математическое развитие возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т.д.

Стимулировать математическое развитие возможно с помощью занимательного материала, который находится в кабинете математики:

Математические (логические) игры

«Танграм», «Тангос» (люди, предметы, животные), «Пентамино», палочки Кюзенера «На золотом крыльце» (цвет, числа, величина, ориентировка на плоскости), логические блоки Дьенеша, «Четвертый лишний», «Отгадайка», «Для умников и умниц», «Цветной код», головоломки и т.д.

Настольно-печатные игры

домино «Техника», домино «Точки» домино «Цифры», геометрическое лото, «Картинки-половинки», «Русское лото» математическое лото, «Сложи узор», «Цвета», «Геометрические формы», «Умные строители», «Геометрическая мозаика» и др.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Принимая во внимание тот факт, что родители являются первыми и главными (по силе и степени оказываемого влияния) воспитателями ребенка, обозначены следующие задачи работы с родителями:

  • изучение интересов, мнений и запросов родителей;
  • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей;
  • расширение средств и методов работы с родителями;
  • обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом создание особой творческой атмосферы;
  • привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контролю деятельности дошкольного учреждения.

Основными направлениями работы с семьей по ФЭМП

Взаимопознание и взаимоинформирование. Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч может стать знакомство преподавателя с семьями и семей с преподавателем по формированию элементарных математических представлений. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогом. Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование может происходить при непосредственном общении в ходе бесед, на собраниях.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых. В современном мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми, их воспитании и образовании, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Образование родителей важно строить на принципе личностной центрированности. Тематика просвещения родителей может касаться вопросов, связанных с математическим развитием детей дошкольного возраста.

  1. Организационный раздел

Описание материально-технического обеспечения Программы

В ДОУ созданы необходимые и достаточные условия для реализации Программы. Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям СанПиН, приоритетным направлениям воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ имеется отдельное помещение – кабинет ФЭМП, в котором проводится работа по математическому развитию дошкольников.

Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Как уже отмечалось, Программа разработана в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), с учетом парциальной программы «Ступеньки» курса математики дошкольной подготовки для детей 4-7 лет (авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; парциальная программа «Ступеньки»; комплексно–тематическое планирование; методические пособия для педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей; наглядно- дидактические пособия; и электронные образовательные ресурсы.

Мы учитываем тот факт, что учебно–методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.

Паспорт кабинета по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Наименование

Описание

По каким разделам программы используется

Количество на группу

Оборудование для занятий

Средняя

Старшая

Подготовительная

Навесная доска школьного типа

+

+

+

По всем разделам

3

Касса цифр

Представляет собой стандартную школьную кассу размером 90х40 см, которая соответствует размеру карточек с цифрами, изображенными на белом картоне (15х8 мм)

+

+

+

Количество и счет

1

Набор цифр

На карточках из картона печатным шрифтом черного цвета пишутся цифры от 1 до 9, а также число 10

+

+

+

Количество и счет

1

Крупные игрушки

Деревянные, пластмассовые, резиновые наборы животных, овощей, фруктов и т.д.

Силуэты фруктов, овощей, цветов, грибов на магнитной основе

+

+

+

Количество и счет

По 10 штук в наборе

Набор геометрических фигур

Пластмассовые, деревянные разной формы, величины, конфигурации, цвета

+

+

+

Количество и счет, Геометрические фигуры

То же

Конструкторы

Различные виды

+

+

+

Величина, Количество и счет

По 1 виду

Технические средства

Магнитофон

+

+

+

1

Аудиозаписи

+

+

+

Телевизор

+

+

+

1

Демонстрационный материал. Печатные пособия

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012.

В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры

Количество, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012.

В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012.

В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет.  Часть 4 (1) и (2). Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012.

В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

1

Сосуды

Наборы пластмассовых сосудов разных объемов

+

+

Величина

6 штук

Весы

Чашечные игрушечные весы

+

+

Величина

Домики с составом чисел

Картонные домики на магнитной основе с составом чисел от 2 до 10

+

+

Количество и счет

1

Будильник

Механические часы

+

+

Ориентировка во времени

1

Глобус

+

Ориентировка в пространстве, Геометрические фигуры

1

Числовой отрезок

+

+

Количество и счет

1

Раздаточный материал

Печатные пособия

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012.

Различные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры.

Количество, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

На каждого ребенка

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012.

Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры,

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

На каждого ребенка

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012.

Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры,

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

На каждого ребенка

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1) и 4 (2) Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012.

Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры,

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени

На каждого ребенка

Цветные фигуры

Набор деревянных геометрических фигур разных цветов: круги, треугольники, квадраты, многоугольники

+

+

+

На каждого ребенка

Счетные палочки

Наборы деревянных и пластмассовых палочек

+

+

+

Количество и счет

4 штуки

Цветные палочки

Брусочки из дерева и пластмассы разного цвета и величины

+

+

+

Величина

Мелкие игрушки (счетный материал)

Пластмассовые, деревянные наборы фруктов, овощей, грибов, животных, и т.д.

+

+

+

Количество и счет

«Чудесный мешочек»

Сшит из яркой атласной ткани, затягивается вверху тесемкой

+

+

+

Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры

1

Мелкий конструктор

Разнообразные наборы одинаковых деталей

+

+

+

Величина

На каждого ребенка

Строительные кубики

Наборы деталей

+

+

+

Величина

На каждого ребенка

Линейки

Пластмассовые, деревянные линейки

+

Величина

На каждого ребенка

Методические материалы и средства обучения и воспитания

 «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Петерсон Л.Г. программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. – М., 2007.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М., 2012.

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М., 2012.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Страшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Помораева И.А., Позина В.А. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа детского сада, 2015 (CD-ROM)

Помораева И.А., Позина В.А. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа детского сада, 2015 (CD-ROM)

Помораева И.А., Позина В.А. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа детского сада, 2015 (CD-ROM)

Помораева И.А., Позина В.А. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Формирование элементарных математических представлений. 2-4 года. Вторая группа раннего возраста, младшая группа, 2015 (CD-ROM)

Петерсон Л.Г. Программа «Ступеньки» курса математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет. – М.: Ювента, 2010.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1, 2. – М.: Ювента, 2014.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3. – М.: Ювента, 2014.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2). – М.: Ювента, 2014.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2016.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2016.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. – М.: Ювента, 2013.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). – М.: Ювента, 2014.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (2). – М.: Ювента, 2014.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2016.

Трифонова Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М., 2012.

Электронное приложение к демонстрационному материалу «Игралочка» часть 3 (5-6 лет).

Электронное приложение к демонстрационному материалу «Игралочка» часть 4 (6-7 лет).

Учебный план направления «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» на 2023/2026 учебный год

Количество часов

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подготовительная к школе

(6-7 лет)

в неделю

2

2

2

в год

72

72

72


Литература

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика. – 2009. - № 4.

Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: МГУ, 1992.

Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий//Дошкольное воспитание. – 1961. - № 6.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М, 2007

Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации. – М., 1963.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М, 2014.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/под ред. Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. – М., 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Устав МБДОУ д/с. «Карусель» с.Восточное

Основная образовательная программа  «От рождения до школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста.

Данный материал содержит теоретический и практический материал по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста....

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...