Картотека математических игр
картотека по математике (старшая группа)

Первакова Альбина Альбертовна

Картотека математических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr._matematicheskihdocx.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Магазин"

Счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу.

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму денег и даёт сдачу, как взвешивает товар продавец.

Беседа о том. что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2-3 продавца и т. д.

Раскрывая специфику работы сотрудников магазина, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависит от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д.

Роли: заведующий магазином, продавцы, кассиры, покупатели, шофёры, рабочие.

Правила: выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счёта.

Кассир: должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу.

Покупатели: перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество.

Продавец: прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов.

Заведующий магазином: организует работу сотрудников  магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями.

Шофёры: доставляют определённое количество разнообразных товаров.

Рабочие: помогают сгружать полученный товар.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Почта"

Количественный состав числа из единиц.

Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона.

  Беседа о том, что без почты людям сложно общаться, так как они живут в разных концах страны. Из газет мы узнаём о новостях и событиях, происходящих в мире.

Экскурсия на почту. Дети наблюдают, как доставляется и разгружается корреспонденция, наблюдают за работой сортировщиков, которые пересчитывают газеты, журналы и раскладывают их по ячейкам, за работой почтальонов, которые, взяв соответствующее количество корреспонденции, разносят её по домам. Воспитатель обращает внимание на значение точности счётных операций.

Встреч и беседа с почтальоном, рассматривание иллюстраций, чтение С.Маршака "Почта" и рассказа С. Баруздина "Необычный почтальон", дидактическая игра "Назови адрес".

Роли: сортировщики, почтальоны, начальник почты, посетители.

 Сортировщики: сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма) так, чтобы на каждой полочке было определённое количество разных предметов (вначале количество корреспонденции для одного адресата не превышает 5).

Почтальоны: предварительно определив количество предметов на полках, разносят почту по адресам.

Начальник почты: напоминает "сотрудникам" их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции.

Адресаты или посетители: пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, покупают на почте марки, конверты и др.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Зоопарк"

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

Создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связей и отношений между ними. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

   Во время экскурсий в зоопарк, бесед. чтения рассказов Е. Чарушина, Б. Житкова, С. Баруздина и других писателей о животных дети знакомятся с трудом взрослых, работающих в зоопарке. Они узнают об образе жизни животных в естественных условиях, и о содержании их в зоопарке (чем питаются, кто и как их обслуживает, чем болеют животные и кто их лечит и т. д.). Воспитатель обращает внимание ребят на тот факт, что в деятельности людей, работающих в зоопарке, также находят отражение количественные отношения. Служащие зоопарка знают, сколько особей содержится в одной клетке, сколько всего зверей в зоопарке, сколько животных одного вида, сколько им необходимо корма и т. д.

Роли: проводники, рабочие зоопарка, директор зоопарка, врач, работники кухни и др.

  Проводники: каждый должен отправиться за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти, сравнить числа по величине. После доставки тех или иных зверей проводник должен рассказать директору, а тот должен запомнить, откуда, каких и сколько животных он привёз и в какую по счёту клетку поместил.

Рабочие: отчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять и т. п.

Директор: приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счётных действиях.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Путешествие в дальние страны"

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

Различие количественного и порядкового счёта, практическое использование порядковых и количественных  числительных в пределах 10. Развитие воображения у детей, формирование добросовестного отношения к труду.

Воспитатель с целью углубления знаний детей о жарких странах и Севере читает им произведения С. Маршака, В. Дурова, Б. Житкова, Н. Емельяновой, Е. Челинцевой и  др.. предлагает рассмотреть альбом "В мире животных", советует родителям индивидуально с ребёнком в свободное время посетить зоопарк. На досуге воспитатель беседует с ребятами об особенностях растительного и животного мира в других климатических зонах.

Роли: проводники, рабочие зоопарка, директор зоопарка, врач, работники кухни и др.

  Проводники: каждый должен отправиться за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти, сравнить числа по величине. После доставки тех или иных зверей проводник должен пользуясь порядковым счётом, поместить  их в указанную клетку.

Рабочие: прежде чем накормить животных или вывести их погулять, должны определить, в каких по счёту клетках они находятся и сколько их.

Работники кухни: должны знать, сколько корма им нужно приготовить, а значит, прежде определить, сколько и какие животные находятся в той или иной клетке.

Директор: приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счётных действиях.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Подготовка к открытию детского сада"

Независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения

Установление независимости числа предметов от их величины (число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними). Уяснение значимости труда работников детского сада. Воспитание гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы).

Поскольку многое в содержании игры "Детский сад" детям знакомо (они знают, кто работает в детском саду: заведующий, воспитатели, няни, повар, медицинская сестра; имеют представление о том, какую работу они выполняют, как помогают друг другу), то следует лишь уточнить и конкретизировать их представления о труде каждого сотрудника детского сада, заинтересовать их  работой. С этой целью воспитатель организует наблюдения за трудом взрослых, рассматривает с детьми картины "Детский сад", "Новенькая", проводит беседу "Кто заботится о нас в детском саду" и встречи с заведующим детским садом, завхозом, врачом. Затем рассказывает случаи из жизни данной группы. Развивая интерес и обогащая знания детей о профессиях, воспитатель особое внимание обращает на то, как и с какой целью люди в своей деятельности используют счёт (воспитатель и няня должны знать. сколько детей в группе, сколько мальчиков, сколько девочек, сколько нужно пособий для занятий; сколько кроваток для сна, тарелок, чашек для еды; повар определяет количество продуктов для детей каждой группы и т. д.

Роли: заведующий, воспитатели, няни, завхоз, шофёр, грузчик

Заведующий, воспитатели и няни: должны учитывать количество воспитанников в группе (кукол) и число предметов мебели, посуды, игрушек разных размеров, которые необходимы для оборудования групп.

Шофёры: отправляясь в рейс, должны запомнить количество и размер мебели (игрушек и т.п.), доставить её в детский сад и отчитаться: рассказать, сколько мебели и какого размера они привезли.

Завхоз: должен выдавать инвентарь в каждую группу согласно заявкам, поступившим от воспитателей.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Хлебозавод"

Ориентировка в некоторых свойствах упорядоченного ряда - относительность, транзитивность, установление двух отношений больше чем, меньше чем.

Сравнение и упорядочение предметов по величине (от 3 до 10). Уточнение представлений о труде работников пекарни

Читая детям рассказы (Н. Незлобан "На пашне", Н. Глинская "Хлеб", В. Куприн "Отцовское поле") и стихи (Я. Дягутите "Рожь поёт", А. Барто "Наш кормилец"), рассматривая с ними картины, иллюстрации, встречаясь с работниками хлебозавода, воспитатель формирует у дошкольников представление о труде хлебороба, пекаря и других людей, благодаря которым хлеб попадает на наш стол, воспитывает уважение к труженику. Во время наблюдений обращает внимание детей на разнообразие хлебобулочных изделий, их размер как особый признак.

Роли: пекари, оператор, контролёр, шофёр.

Пекари: выпекают хлебобулочные изделия нескольких сортов и разного размера.

Оператор: следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывает их количество.

Контролёр: определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность раскладки, проверяет готовность изделий.

Шофёры: развозят хлебобулочные изделия по магазинам, предварительно определив их количество и размеры.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Месяц

Практическое использование, закрепление и уточнение

 математических представлений

Сюжетно-дидактическая игра

Сентябрь

Сравнение и отбор предметов по величине

"Библиотека"

"Хлебозавод"

"Книжный магазин"

Октябрь

Ориентировка в некоторых свойствах упорядоченного ряда - относительность, транзитивность, установление двух отношений больше чем, меньше чем

Переплётная мастерская"

"Хлебозавод"

"Магазин"

Ноябрь

Сравнение предметов по отдельным признакам (длина, ширина, высота), соотношение их с помощью условной мерки

"Автопарк"

"Построим мост"

Декабрь

Выделение и воссоздание размерных отношений между предметами по длине, ширине и высоте

"Занятия в детском саду"

"Секретное задание"

"Ярмарка"

Январь

Счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу.

"Магазин"

Февраль

Количественный состав числа из единиц.

"Почта"

Март

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

"Зоопарк"

Апрель

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

"Путешествие в тёплые страны"

Май

Проверка знаний о счёте, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях

"Цирк"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)

В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....

Картотека математических физкультминуток

Математические физкультминуток...

картотека математических игр

картотека математических игр...

Картотека математических игр

Картотека математических игр (ср.гр.)...

Картотека математических игр

картотека математических игр (мл.гр.)...

картотека математических игр

картотека математических игр для старшей группы...

Картотека математических игр

Картотека математических игр...