Методические рекомендации по использованию развивающей игры "Чудесные пуговицы"
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)

Конькова Елена Валентиновна

 Развивающая игра  «Чудесные пуговицы»  проста в обращении, ее можно создать из подручного материала – пуговиц. Игра приятна на ощупь для детей и не требует материальных затрат. Развивающую  игру «Чудесные пуговицы» можно модифицировать в формат  диагностического пособия. Диагностика может проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально. Эта игра универсальна, ее  можно использовать,  решая задачи разных образовательных областей ФГОС ДО- ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно –эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnye_pugovitsy_1.docx361 КБ

Предварительный просмотр:

Город: Верещагино Пермский край

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верещагинский образовательный комплекс»

СП Детский сад №3

                                                                             

Конькова Елена Валентиновна, воспитатель

Методические рекомендации

по использованию развивающей игры «Чудесные пуговицы»

Цель развивающей игры: Развитие у детей раннего дошкольного возраста  сенсорных эталонов.

Задачи:

- Обучать подбору  предметов по цвету, форме, величине.

- Развивать сенсорные эталоны  - красный, зеленый, желтый, синий; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат; внимание, зрительное и   слуховое  восприятие, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

-Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки.

Новизна:

 Развивающая игра  «Чудесные пуговицы»  проста в обращении, ее можно создать из подручного материала – пуговиц. Игра приятна на ощупь для детей и не требует материальных затрат. Развивающую  игру «Чудесные пуговицы» можно модифицировать в формат  диагностического пособия. Цель пособия - выявление уровня сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Диагностика может проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально. Эта игра универсальна, ее  можно использовать,  решая задачи разных образовательных областей ФГОС ДО- ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно –эстетическое развитие».

Актуальность.

Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с   прогрессивными,  качественными  и количественными изменения таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление. Процесс развития познавательной сферы  детей  младшего дошкольного возраста имеет особую актуальность, т.к. именно в дошкольном возрасте  познавательный  потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций. Важнейшим  условием   развития всех сфер психики ребенка     является  развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Учитывая это, при проектировании  психолого-педагогического процесса  необходимо соотнести требования Стандарта и способности ребенка.  Для решения этой задачи мы  используем  развивающую игру «Чудесные пуговицы» для детей раннего возраста. Дети в  младшем возрасте любят перебирать предметы, у них развито  наглядно-образное мышление,  игра  способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, сенсорных эталонов. Игра содержит дидактические упражнения, направленные на развитие представлений детей о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина), понятий «много», «мало», «один», ориентировку в пространстве и сравнение предметов.

В конце года, проведя мониторинг по ОО «Познавательное развитие» дети показали высокие показатели- с 23% до 86% повысился достаточный уровень освоения программы по ОО «Познавательное развитие».

Описание технологии производства игры:

Для игры необходимо приобрести контейнер с 12  ячейками,  в которых будут  лежать пуговицы разные по величине- большие, маленькие; форме- квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник; цвет -красные, синие, зеленые, желтые. Внутри контейнера находятся условные обозначения (маркеры) цвета, формы, величины.

Создать образцы с изображениями геометрических фигур   и элементарных предметов:

Выпустить на цветном принтере образцы и заламинировать их.

В  развивающую игру «Чудесные пуговицы»   могут играть от 1 до 4 человек совместно с педагогом. Ввиду того, что   некоторые пуговицы имеют маленький размер, игра    всегда используется  в совместной деятельности.

Способы использования развивающей игры:

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: Упражнять детей группировать пуговицы по форме: круг, квадрат, треугольник, овал, звезда.

Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Результат игры: Ребёнок слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.

«Чередование пуговиц по заданию»

Задачи: Формировать умение составлять ряд, чередуя пуговицы по заданному образцу

Атрибуты: пуговицы двух цветов.

Игровые правила: Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Результат игры: Ребёнок слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, выкладывает логические цепочки из пуговиц.

«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение подбирать пары пуговиц по указанному взрослым признаку.

Атрибуты:  пуговицы.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц: по цвету, по форме, по величине.

Результат игры: Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.

«Мозаика»

Задачи: Упражнять детей в составлении геометрических фигур, предметов из пуговиц по заданному образцу.

Атрибуты: пуговицы, образцы для составления фигур и предметов.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц геометрические фигуры и несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали.

Результат игры: Дети по образцу выполняют задание воспитателя.

Образец игрыC:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181213_072443.jpg

Список литературы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Бабаева Т.П., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования., СПб., 2014
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста,  М. Просвещение, 2013
  • Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников, М. Просвещение, 2013
  • Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Ярославль, Академия развития, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".

          Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...

Методические рекомендации по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина в детском саду

В методических рекомендациях представлен опыт работы педагогического коллектива МБДОУ д/с № 18 г. Зеленогорска Красноярского края по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина с детьми дошкольног...

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия «Сенсорный Короб».

Актуальность.В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помо...

Методические рекомендации по использованию развивающего пособия «Кубики-помощники» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Актуальность развивающего пособия определяется тем, что в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые со...

Методические рекомендации по использованию развивающего игрового пособия «МИР ПРОФЕССИЙ»

Развивающее пособие «Мир профессий» предназначено и для организации игр девочек и мальчиков, их социальной адаптации и формирования социально-бытовых навыков, а также проведения развивающи...

Методические рекомендации по использованию развивающего пособия ЛЕПБУК «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Лэпбук «Дикие животные» - интерактивная папка, авторское пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования...

Методические рекомендации по использованию развивающего математического пособия «Смышлёный паровозик»

Обучение детей математике немыслимо без использования занимательных развивающих математических пособий. Пособия включаются в образовательную деятельность, являются средствами освоения новых знаний. Оп...