«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами развивающих игр». 2021г.
методическая разработка по математике (старшая группа)
Хочу поделиться опытом работы по теме «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами развивающих игр». Презентация работы на конкурсе "Воспитатель года" 2021г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnoe.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова С.В.
(МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г. Велиж)
«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами развивающих игр».
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Федорова Светлана Валентиновна, воспитатель детского сада №5 «Теремок» г. Велижа.
Слайд №2
«- мое педагогическое кредо. Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»
Слайд №3
Сегодня Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами развивающих игр».
Слайд №4
За последнее время вырос интерес к поколению людей, мыслящих, творчески думающих, умеющих решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
В соответствии с современными тенденциями развития образования опираясь, на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выпускник детского сада – любознательный, активный, понимающий живое, обладающий способностью решать интеллектуальные задачи.
Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Причины, побудившие меня, обратится к этой теме наблюдаются противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Чрезмерное влечение электронной техникой, выполняющей логические операции, отрицательно влияющей на развитие логики у детей.
Слайд №5
Главной целью данного опыта является развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Цель работы определяет решение задач:
1. Разработать систему развивающих игр на основе игровых технологий (блоки Дьенеша, палочки Кюзенера, кубики Никитина).
2. Создать предметно-пространственную развивающую среду.
3.Формировать элементы развития логического мышления путем использования развивающих игр;
4.Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь.
5.Распространить опыт работы среди коллег, внедрить данный опыт во взаимодействии с семьями воспитанников.
Слайд №6
В ОСНОВУ МОЕГО ОПЫТА положены труды разработки таких авторов как: Джордж Кюизенер, Золтан Дьенеш, Борис Никитин.
Джордж Кюизенер (Бельгийский учитель начальной школы ) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия.
В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.
Развивающие игры Б.П. Никитина, основоположника методики раннего развития и педагогики сотрудничества, создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. Такие игры развивают внимание, память, умение классифицировать материал, способность к комбинированию.
Слайд №7
Большой вклад в создания дидактического материала внесла Б.Б.Финкельштейн, автор дидактических игр и пособий к блокам Дьенеша и полочкам Кюизенера. Мне посчастливилось работать в группе по разработке развивающих игр под руководством Беллы Борисовны. Б ЛАГОдаря этому взаимодействию возникло желание активно использовать в своей работе развивающие игры, как средства логического мышления дошкольников .
Слайд №8
В основу моей педагогической системы, по использованию развивающих игр, направленную на развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста легли игровые технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина).
У данных игр большой педагогический потенциал:
• способствует развитию умственных операций, позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики;
• возможны разные способы организации детей – индивидуально, в парах, по подгруппам, группой:
• возможно усложнение материала от простого к сложному;
• наблюдается эмоциональная включенность детей в образовательную деятельность (ребенок развивается играя);
Слайд №9
Новизна педагогического опыта, опираясь на ФГОС, заключается в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода, в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы; - в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности
Новизна опыта состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и творческих способностей дошкольников в ходе обучения их самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов
Слайд №10
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным
возможностям дошкольников);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки
математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям
воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении
верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в
единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели
доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить
задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на
выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого
результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность
проявления творчества, изменение правил).
При
Организовывать работу можно в разных формах:
1.НООД(в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
2.Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
3.Деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.)
Слайд №11
Методы и приемы взаимодействия с детьми
- Словесные: проблемные вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; указание, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.
- Практические: игровые действия, введение элементов соревнования, игровые ситуации.
Дидактические средства:
Развивающие игры, наглядный материал (книги, компьютер, мультимедийное устройство, интерактивная доска).
Слайд №13
Работа по развитию логического мышления дошкольников состояла из несколько этапов.
1.Этап - начальный (констатирующий) – обнаружение проблемы, выявление уровня развития логического мышления, создание предметно-развивающей среды в группе. педагогическое просвещение родителей.
2. Этап - основной (формирующий) - прошла апробация разработанной системы.
Составлен перспективный план работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Составлен план с использованием развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей
систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности
Организация индивидуальной работы
3. Заключительный этап - проведение итоговой диагностики, подведение итогов и результатов работы
Слайд №14
Хочу вашему вниманию предоставить перспективный план работы. он построен на основе конкретных целей и задач и с подбором соответствующего дидактического материала
Слайд №15
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Слайд №16
З.А. Михайловой
«Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Диагностика показала положитпельная динамика уровня ра«Диагностика уровня логического мышления
В начале года: высокий уровень – (2) 10 %
-средний уровень – (10) 50 %
-низкий уровень- (8) 40%
В конце года: высокий уровень – (6)30 %
-средний уровень – (12) 600%
-низкий уровень - (2)10%
Итог проделанной работы:
сформирован устойчивый интерес к развивающим играм;
возросла степень активности в самостоятельной деятельности;
меньше времени затрачивают на выполнение заданий;
активно высказывают свои суждения, доказательства;
расширился словарный запас.
Вывод
Разработанная система и ее активное использование позволили реализовать поставленные цели и задачи, достичь более высокого результата в развитии познавательных способностей и логического мышления воспитанников, активизировать взаимодействие с родителями по данному направлению.
Перспективный план творческих развивающих игр для развития логических приемов мышления в подготовительной группе ДОУ
Цель | Задачи | Дидактическая игра | |
1 | Выделение и абстрагирование свойств | Развивать умение выделять в предметах от 1 – го до 4 – х свойств (форму, размер, толщину), Абстрагировать одного от другого, называть их. | 1.Дид. игра «КЛАДОИСКАТЕЛИ» Позволяет дать первоначальное представление о замещающих свойствах знаков, замена свойств символами, при строгом следовании правилам действий. 2.Дид.игра «АВТОТРАССА» Позволяет приблизить детей к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата. 3.Дид.упражнение «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ» развивает умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий «Выращивание дерева». |
2 | Сравнение, классификация, обобщение. | Развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному и трем свойствам. | 1.Дид.игра «ДОМИНО» Развивать умение комментировать свои действия словом. 2. Дид. Игра «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ МЕЖДУ ДОМИКАМИ ПОРОСЯТ» Развивает умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. 3.Дид.игра «ГИРЛЯНДЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ПАРКА» 4.Дид.игра «ЗАСЕЛИ ДОМИКИ», «У КОГО ВГОСТЯХ ТРИ ПОРОСЕНКА», «ТРИ ДЕРЕВА |
3 | Логические действия и операции | Развивать у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать логические операции «не» , «или», «и» , умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Учить свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий. | 1.Дид. материал «РАЗДЕЛИ БЛОКИ» Между Буратино и Петрушкой необходимо разделить конфеты. 2.Дид. игра «ПОМОГИ ФИГУРКАМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЕСА» Развивать логическое мышление, умение рассуждать. 3.Дид. упражнение «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ» 4.ДИД. УПРАЖНЕНИЕ «где спрятался джерри?». 5.Дид.упражнение «УГАДАЙ КАКАЯ ФИГУРА». 6.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 2». 7.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 3» |
4 | Развитие внимания и наблюдательности. | Тренировка зрительного внимания. | 1.Дид.игра «МАГАЗИН» Развивает внимание и наблюдательность в различии аналогичных предметов по величине, знакомит с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько». 2.Дид.игра «СНЕГОВИКИ», «ГДЕ ОШИБСЯ БУРАТИНО?». 3.Дид.игра «МУХА». Тренирует устойчивость и концентрацию внимания. 4.Дид. игры «КРУГИ», «ЦЫФРЫ ПО ПОРЯДКУ». 5. Дид. игры «ГИМНАСТИКА», «ОТМЕТЬ ФИГУРКИ», 6.Дид.упражнение «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТА» 7.Дид. игры «ПРЕДМЕТЫ В ШУМЕ», «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ». 8.Дид. игры «ЛАБИРИНТЫ», ЕГО НЕ ХВАТАЕТ», «НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ». |
Тренировка зрительной и слуховой памяти. | 1.Дид. игра «»ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»(с варьированием места положения). 2.Дид. игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» Развивает образную память, мнемотические приемы повторения, самопроверку. 3.Дид. игра «ЗАПОМНИ СЛОВА» Развивает словесно – логическую память, приемы мнемотехники. 4.Дид.упражнение «ЗАПОМНИ РАССКАЗ» 5.Дид. игра «КАРТИНКА ПОМОГАЕТ КАРТИНКЕ», «ПАРЫ КАРТИНОК» Упражняет в мнематическом приеме запоминания . 6.Дид. игра «КУПИ В МАГАЗИНЕ» Развивает умение принимать задачу и осуществлять прием «повторения». 7.Дид.упражнение «ПОВТОРЯЙ ДРУГ ЗА ДРУГОМ», Развивать память, внимание. 8.Дид. игра «ВСПОМИНАЛКИ» На материале игры в лото позволяет тренировать применение способов запоминания информации по различным основаниям. 9.Дид. игры «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ», «ЧТО ЗВУЧИТ?» | ||
Развитие наглядно – образного мышления. | 1. «ГОЛОВОЛОМКИ С ПАЛОЧКАМИ» Развивает способность мыслительно перегруппировывать элементы объекта и планировать образы действия в уме. 2.Дид. игра «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЖУК?» Развивает способность ориентироваться в простой план – схем пространства. 3.Дил. игра «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» Упражняет в чтении и создании объекта при помощи условных обозначений. 4.Дид. игра «ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ» Учить пользоваться рисунком – схемой 5.Дид. игра «СОБЕРИ ПАРАМИДУ» Развивает образное представление, учит ориентироваться в схематическом изображении 6.Дид. игры «ДОРИСУЙ ФИГУРУ», «ОЖИВИ ФИГУРУ» Закрепляет представление детей о различных формах и их разновидностям 7.Дид. игра «СЛОЖИ КВАДРАТ» Развивает операции анализа, синтеза, пространственного воображения. 8.Дид. игры «ТАНГРАМ», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА» Учит различать оттенки, классифицировать по цвету, анализировать – синтезировать изображения, развивает фантазию, и мелкую моторику рук. | ||
Тренировка логического мышления. | 1.Дид.игра «ГОРОД» Создает представление о классификации по двум признакам. 2.Дид. игра «ТОЧЕЧКИ» Развивает начальные математические представления. 3. Дид. игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК» Ориентирует в мире логических понятий 4.Дид. игра «КТО КЕМ БУДЕТ?» Развивает репродуктивное воображение , анализ и способность выделения существенных признаков предмета. 5.Дид. игра «НАОБОРОТ» Упражняет поиск слов противоположного значения. 6.Дид. игра «ПОЕЗД» Формирует прием смыслового соотнесения. 7.Дид. игра «ЧТО СНАЧАЛА? ЧТО ПОТОМ?» 8.Дид. игра «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН» Учить классифицировать и обобщать. 9.Дид. игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учит упорядочивать объекты по общему признаку, объяснять решение. 10.Дид. игра «ДОМ ЗВЕРЕЙ» Развивает логическое мышление, способность сравнения по величине. 11Дид. игра «ЗВЕРЯТА СТРОЯТСЯ» Совершенствует умение различать и упорядочивать предметы по величине. 12.Дид. игра «АЛГОРИТМЫ» Учить сравнивать и сортировать числа по признаку возрастания – убывания. | ||
Развитие творческого воображения. | 1.Дид. игра «КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА» Развивает пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук. 2.Дид. игра «ПОЧЕМУЧКА» Развивает исследовательскую активность, умение ставить различные вопросы при изучении объекта. 3.Дид. игры «ПОСАДИ ОГОРОД», «ПОСАДИ ЗВЕРЮШЕК НА ДОРОЖКИ» Упражнять в использовании предметов – заместителей. 4.Дид. игра «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ» Развивать способность воссоздать образ предмета на основе словесного описания. 5.Дид. игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ» Развивает умение конструировать целое из частей. 6.Дид. игра «ПОЧИНИ КОВЕР» Тренирует прием сравнения. 7.Дид. игры «НА ЧТО ПОХОЖЕ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕРЖИТ?» Развивает творческое воображение.
|
Формы работы с родителями:
∙ Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет.
∙ Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному
∙ Собрания с показом фрагментов занятий с целью обратить внимание
родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны
развития их ребенка.
∙ Совместные игры - занятия с детьми и родителями во второй половине
∙ Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы.
∙ Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на
развитие логического мышления.
12
Современное общество требует от нового поколения умения планировать
свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи,
моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...
«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»
Презентацияметодической разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...
Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников
Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....
Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»
В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....