Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы
картотека по математике (средняя группа)

Мукосеева Маргарита Михайловна

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повтори узор»

Задачи: 

-сравнивать группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения;

-различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

-выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов.

Материал: геометрические фигуры разной формы и цвета наклееные на бумагу в виде узора, отдельно вырезанные геометрические фигуры из цветной бумаги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть узоры и используя готовые фигуры повторить узор методом наложения.

Дидактическая игра

«Найди пару»

Задачи:

-упражнять в нахождении одинаковых фигур.

- формировать навык систематизации и соответствия предметов;

-закреплять навык выполнения понимать и выполнять поставленную задачу.

-развивать логическое мышление, способствовать развитию операционально-технических умений (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать).

-воспитывать усидчивость, интерес к развивающим играм с предметами;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к миру вокруг;

-воспитывать доброжелательное отношение к обучению.

Материалы: набор картинок разной расцветки (каждой расцветки по две штучки).

Ход игры: педагог рассказывает о наступивших холодах, об изменениях в одежде людей, и, чтобы согреть ручки зимой нужно одевать варежки. Но наши варежки перепутались. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару для каждой варежки. Ребёнок находит пару и складывает их вместе. Пара нашлась!

Дидактическая игра

«Что лишнее?»(классификация)

Задачи:

-развивать мышление, зрительное внимание;

-развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать;

-активизировать разнообразные психические процессы;

-развивать речь;

-обогащать словарный запас новыми словами и словосочетаниями, глаголами.

Материалы: группа предметов или животных, изображённых на картинке, в которых один предмет лишний (из другой группы).

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний - закрыв его кружочком, сопровождая свое действие речью (Я закрыл собачку, потому что она лишняя, у лошади, зебры и верблюда есть копыта, а у нее лапки)

Дидактическая игра

«Большой, маленький» (величина)

Задачи:

-формирование и закрепление умения группировать объекты по размеру, словесно выражать различие;

-закрепление в словаре понятий «большой», «маленький»,

-развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;

-развитие зрительной памяти, концентрации внимания, мыслительной способности, моторики пальцев;

-совершенствование предметной работы;

-улучшение эмоционального состояния.
Материал:

-карточки с изображением большого и маленького предмета.

Ход игры: педагог раскладывает большие и маленькие карточки. Ребёнок должен узнать предмет, соотнести изображения по величине, сказать какой предмет «большой», какой «маленький».

Дидактическая игра

«Разложи овощи и фрукты по корзинкам» (цвет)

Задачи:

-закрепить представление об основных цветах (красном, желтом, синем), научить детей классифицировать предметы по цветам в процессе игровой деятельности.

-активизировать словарный запас за счет слов: «желтый, синий, красный, зелёный, названия овощей и фруктов.

-вырабатывать усидчивость, концентрацию внимания.

-развивать мелкую моторику рук, зрительную концентрацию и координацию.

Материал: корзинки основных цветов (красный, зелёный, жёлтый, синий), изображения овощей и фруктов разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком корзинки разных цветов и перемешанные между собой картинки разных овощей и фруктов. Задача ребенка – распределить овощи и фрукты в корзинки соответствующих цветов.

Дидактическая игра

«Лото»

Задачи:

- закреплять названия предметов;

-закреплять умение распределять карточки на тематические группы; 

-корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-упражнять в диалогической речи;

-закрепить умение отвечать на вопросы.

-развивать внимание и мышление.

Материалы: настольное лото.

Ход игры: педагог предлагает детям взять по одной карточке, на которых изображены предметы. Ведущий достаёт из волшебного мешочка картинки и просит детей найти для картинки «домик» на карточках. Дети внимательно смотрят и находят для нужной карточки «домик», называя её.

Дидактическая игра

«Разноцветные прищепки»

Задачи:

-научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки;

-обогащать сенсорный опыт детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук у детей;

-воспитывать усидчивость;

-умение принимать воображаемую игровую ситуацию. 

Материалы: разноцветные прищепки, картинки тучки, солнышка без лучиков, елки без иголок, ёжика без колючек, рыбки без хвостика.

Ход игры: педагог выкладывает перед детьми заготовки для игры и предлагает найти ошибку и исправить её (для ёлочки -иголочки, для солнышка- лучики и т.д.)

«Кому какая форма» (форма)

Цель: 

-формировать умение детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал: большой мишка и матрешка.

Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обрести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы да другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой.

«Соберем бусы» (цвет, форма, величина)

Цель: 

-формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету, форме, величине),

-видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материал. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь,какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Ищи и находи» (форма)

Цель: 

-формировать умение находить в комнате предметы разной формы по слову-названию.

Материал: игрушки paзной формы.

Ход игры: Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

«В лес за грибами» (количество)

Цель: 

-формировать у детей представления о количестве предметов «один - много»,

-активизировать в речи детей слова «один, много».

Материалы: корзинка, пластмассовые грибочки.

Ход игры: воспитатель приглашает детей в лес за грибами, уточняет, сколько грибов на поляне (много). Предлагает сорвать по одному. Спрашивает у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Доползи до игрушки» (расстояние)

Цель

-формировать умение воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве;

-обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Материал: разные игрушки.

Ход игры: Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу, на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.

«Подбери дорожки к домикам».(длина)

  Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине

-активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Материалы: два домика (зайка и лисичка), ленточки короткая и длинная.

 Ход игры: Педагог рассказывает детям о том, что зверюшки построили себе домики. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какая дорожка ведет к домику зайчика, длинная или короткая? Какую дорожку вы проложите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП  для детей средней группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста

Картотека содержит игры:1) количество и счет;2) величина;3) форма;4) ориентировка в пространстве;5) ориентировка во времени6) игра на логическое мышление...