Дидактическое пособие "Занимательный коврик"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Светачкова Вера Александровна

Дидактическое пособие «Занимательный коврик» предназначено для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. «Занимательный коврик» многофункциональный, его можно использовать практически в любых видах непосредственно-образовательной и игровой деятельности. Такое  пособие способствует эффективному формированию ориентировке в пространстве у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_kovrik.docx64.93 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное

дидактическое пособие 

«Занимательный коврик»

C:\Users\user\Downloads\20230306_095720.jpg          C:\Users\user\Downloads\20230306_095744.jpg

Автор – составитель:

                                                                                        Воспитатель Светачкова

                                                                                   Вера Александровна

Многофункциональное дидактическое пособие 

«Занимательный коврик»

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Актуальность пособия состоит в том, что оно имеет обучающее,  развивающее и  воспитывающее  значение. Пособие, разработанное с учётом современных педагогических технологии, способствует  активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

Дидактическое пособие «Занимательный коврик» предназначено для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. «Занимательный коврик» многофункциональный, его можно использовать практически в любых видах непрерывной образовательной и игровой деятельности. Такое  пособие способствует эффективному формированию ориентировке в пространстве у детей.

Пособие «Занимательный коврик» изготовлен из баннерного полотна,

Имеет два варианта – 3*3 клетки (9 квадратов), 4*4 клетки (16 квадратов). Размер одного квадрата на полотне 30*30см. Коврики, изготовлены из данного материала, достаточно прочны и устойчивы к механическим повреждениям, их поверхность легко и быстро обрабатывается.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умения ориентироваться в схеме собственного тела;
  • умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных представлений: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около);
  • формировать умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения: вперед, назад, налево, направо;
  • формировать умения определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Развивающие:

  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • развивать координацию движений.

Воспитывающие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Игровые задания.

 «Разложи фигуры»

Цель: формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве;  представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание.

Оборудование: набор геометрических фигур, занимательный коврик.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

Вариант 2. Педагог предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

Вариант 3. Педагог предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

 «Найди свой домик»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, и находить среди них такие же; развивать зрительно-пространственную ориентировку.

Оборудование: набор геометрических фигур, занимательный коврик.

Игровое правило: геометрические фигуры раскладываются на полу, дети «гуляют», по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, взять фигуру, рассмотреть ее, найти такую же на коврике и быстро «занять домик».

Ход игры:

Педагог раскладывает геометрические фигуры на полу. После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу педагога дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз.

«Кто где живет»

Цель: развивать ориентировку на плоскости, формировать умение называть место расположения геометрической фигуры.

Оборудование: занимательный коврик, набор мелких игрушек

Игровое правило: назвать ряд и месторасположения  (геометрической фигуры), в которой живет тот или иной персонаж.

Ход игры:

Педагог рассаживает «жильцов» (игрушки) по «квартирам» (геометрические фигуры на ковре) и предлагает назвать их место расположения.

Например: Педагог: «Где живет зайка?»

Ребенок: «Зайка живет на втором этаже в квартире справа»

 

«Твистер»

Цель: развивать общую моторику, координацию движений, внимание, закреплять понятия «право», «лево» и т. д.

Оборудование: занимательный коврик.

Игровое правило: касаться определенными частями тела заданных геометрических фигур. Одна фигура может быть занята только одним ребенком. Запрещается касаться игрового поля другими частями тела, это грозит выбыванием из игры. Снимать руку или ногу с фигуры можно только после объявления новой позиции. Если игрок не удерживает позицию, он выбывает.

Ход игры:

Педагог предлагает детям касаться определенными частями тела геометрических фигур и оставаться в таком положении. 

Например: «Лера положи правую руку на синий квадрат» и т. д.

«Что на что похоже»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, речь.

Оборудование: занимательный коврик, набор карточек с изображениями предметов.

Игровое правило: разложить карточки с изображениями предметов на геометрические фигуры в соответствии с их формой.

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки изображениями вниз, дети подходят по одному, берут карточку, определяют какой формы предмет на ней изображен и выкладывают на геометрический коврик.

«Мячик в лунку»

Цель: Закрепить основные пространственные направления;  развивать общую моторику, координацию движений, внимание, закреплять знание геометрических фигур.

Оборудование: занимательный коврик, мячики разных цветов, клюшки.

Игровое правило: педагог дает инструкцию ребенку, у которого в руках клюшка, ребенок выполняет действие следуя инструкции.

Ход игры: ребенок берет клюшку, слушает и выполняет инструкцию педагога, передает клюшку следующему игроку.

Например: Педагог: «Синий мячик на желтый кружок»

«Ходилки»

Цель: развивать координацию движений, внимание, закреплять понятия «право», «лево», закреплять знание геометрических фигур.

Оборудование: занимательный коврик.

Игровое правило: ребенок шагает по коврику, выполняя инструкцию педагога.

Ход игры: ребенок выбирает на коврике любую фигуру и встает на нее, затем делает шаг согласно инструкции педагога, при этом называя каждый раз геометрическую фигуру, на которой он оказался.

Например: «Егор, сделай шаг вправо. На какой геометрической фигуре ты оказался?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторская разработка дидактический двусторонний коврик "Хочу все знать"

Ход игрыНа столе карточки с рисунками деревьев лиственных и хвойных. Воспитатель называет дерево или загадывает загадку о нём. Ребенок находит это дерево. Ставит в верхний кармашек. Другие дети по оче...

Дидактическое пособие "Коврики"

Развивающие задачи: • Развивать произвольное внимание;• Развивать умение составлять план предстоящей работы;• Закреплять пространственные ориентировки: сверху, внизу, в центре, слева, справа; • Развив...

Дидактическая игра "Коврик для мышек".

Пособие для детей раннего возраста....

Многофункциональное дидактическое панно «Коврик знаний» по ФЭМП

Дидактическое панно по разделу «Формирование элементарных математических представлений;» является частью образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с прин...

Дидактическое пособие "Коврики"

Коррекционное пособие по развитию мелкой моторики рук...

Дидактическая игра «Коврик - головоломка»

Развивающая игра – головоломка для развития логики, внимания и памяти. Игра предназначена для совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей....