Применение программы по математическому развитию «Школа королевы Геры» как условие развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Петращук Татьяна Викторовна

Применение программы по математическому развитию "Школа Королевы Геры как условие разрития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в работе с детьми ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.petrashchuk_t.v.docx556.81 КБ

Предварительный просмотр:

                       Петращук Татьна Викторовна

                                                            воспитатель высшей кв. категории,

                                                                          МОУ Удельнинская гимназия (дошкольное отделение)

                                                           Пос. Удельная Московской области,

                                                      E-mail: petrashuk_tatiana@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  «ШКОЛА КОРОЛЕВЫ ГЕРЫ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном обществе  проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную, неповторимую личность. Только  человек, наделенный своей непохожестью, способностями сможет не потеряться и принести обществу свой вклад. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности у детей.

         Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них своеобразие способностей, а развивать его, используя методы индивидуального воздействия. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли Н. Н. Поддъяков. С. Л. Рубинштейн и др. Главная задача педагога – сделать все, чтобы увидеть, понять и развить интересы и возможности ребенка. [1.с.78]

         Проблемам умственной одаренности придается особое значение, так как в школе приоритетным является интеллектуальное развитие ребенка, благодаря которому большое значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. В математике ребенок учится последовательно мыслить, активно думать. Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одаренность. [2.с.14]

Программа дополнительного математического образования детей от дошкольного возраста до старших классов «Школа королевы Геры» (авторы Т.Г. Кудряшова, А.С. Шуруп) является первым шагом в создании виртуальной школы, направленной на формирование у детей целостного представления о разных науках и взаимосвязей между ними, а также развития предпосылок одаренности детей дошкольного возраста.

 Основная цель программы математического развития для детей дошкольного возраста – формирование представления о математике, как сказочной стране, жителями которой являются образцы следующих свойств реальных объектов и их групп: форма, размер, расположение, количество и способы применения этих образцов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Сформировать способность к составлению описания реального предмета посредством перечисления его математических свойств.

2. Сформировать представление о явлении, как изменении свойств.

3. Сформировать представление о зависимых явлениях и связях между ними.

 Концепция развития математического образования в данной программе построена на следующих принципах:

  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности;
  • наглядности обучения;
  • интегрированного подхода к организации совместной работы воспитателей с детьми;
  • воспитывающего и развивающего обучения;
  • целостного развития ребенка как субъекта деятельности;
  • развития творчества ребенка. [4. с.12]

 Хочется заметить, что данная программа  используется для развития одаренности у детей и автор предлагает проведение индивидуальных занятий  с детьми 4-х лет.

В   январе 2016 года на базе Детского сада №21 поселка Удельная Раменского района была открыта федеральная экспериментальная площадка по теме: «Экспериментальная апробация парциальной программы по математике в рамках реализации концепции развития математического образования». И с 01.02.2016 года на базе нашего детского сада начал работать математический кружок «Школа королевы Геры».  На данный момент работает две группы кружка:  дети старшей  и подготовительной групп. В первой группе занимается 12 детей, а во второй    - 10 детей. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут.

         В первую очередь были подготовлены основные нормативные документы, необходимые для функционирования кружковой работы. Для того чтобы начать работу, необходимо было заручиться поддержкой родителей. Мы провели анкетирование родителей «Реализация концепции развития математического образования в дошкольном возрасте». При обработке анкет была отобрана группа родителей, заинтересованных в развитии математических способностей у детей. Для родителей данной группы было проведено родительское собрание «Школа королевы Геры». На собрании был раскрыт вопрос экспериментальной деятельности с разъяснением целей и основных задач. Необходимым  условием было создание развивающей предметно - пространственной среды для функционирования кружка. Для работы приобрели комплект учебников. Курс представлен в двух учебных комплектах:

  • Приключения в Математической стране (5-6 лет).
  • Путешествия в страну Истории чисел (6-7 лет).

Содержание первого комплекта пособий включает себя:

- Формирование представлений о свойствах реальных объектов (форма, размер, величина, расположение).

- Знакомство с образцами чисел и их написанием.

-Знакомство с пространственными фигурами и их конструкциями; изготовление фигур из пластилина, из готовых разверток.

- Формирование представлений о тени, о свойствах тени.

- Знакомство с плоскими фигурами, как тенями пространственных фигур.

- Знакомство с теневыми конструкциями фигур.

- Конструирование моделей пространственных фигур по теневым портретам.

- Знакомство с числовым отрезком и его использование в качестве образца количества предметов.

- Использование циферблата часов в качестве образца количества.

 Содержание второго комплекта пособий:

- Работа с числовым отрезком (сложение и вычитание), составление и чтение к заданной математической записи, разностное сравнение.

-  Знакомство с записями количества в разных нумерациях (арабская, греческая, китайская); сравнение чисел в разных нумерациях, пользуясь числовым отрезком.

- Знакомство со схемами математических задач; составление задач по краткой записи; решение частных задач с применением общего способа нахождения целого.

- Знакомство с портняжным метром и его использовании при сложении и вычитании чисел второго десятка.

- Формирование представлений о числовом луче, о неограниченности множества натуральных чисел.  [5. с.21]

Содержание учебных пособий существенно отличается от содержания пособий, используемых в настоящее время при подготовке дошкольников. Многие разделы и задания являются оригинальными. Содержание учебников не имеет аналогов среди учебных средств, для организации математической подготовки, издаваемых в нашей стране. Все занятия с детьми проводятся в виде игры, это увлекает и мотивирует их, обязательно используются здоровьесберегающие технологии. Занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения и выявления существенных признаков. В ходе этой обучающей деятельности осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с предметами, картинками. Технология такого игрового обучения предполагает создание положительной атмосферы сотрудничества детей с взрослыми. Таким образом, эта программа вводит математику в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

За время участия в апробации программы «Школа королевы Геры» мы видим результат нашей работы в возросшем интересе детей к математике, видим заинтересованность родителей. Использование данной программы позволило достичь определенного уровня  в развитии математической одаренности, о чем свидетельствуют данные диагностики (автор Кудряшова Т.Г.), проводимой после каждого пройденного учебного пособия. Результаты нашей  работы по познавательно - математической деятельности проявляется в том, что дети овладели теми качествами и способностями, которые необходимы для  дальнейшего обучения:

  • Распределять и концентрировать внимание, то есть охватывать всю информацию и выделять главное.
  • Обобщать, классифицировать и систематизировать.
  • Сенсомоторная, зрительно-моторная координация помогает ребенку одновременно слушать, смотреть и выполнять задание.
  • Произвольность поведения. То есть подчинять себе свои эмоции, свою деятельность по определенному образцу или правилу.

        

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что одаренных детей в математике не так уж много, но способных детей к математике, проявляющих познавательный интерес к самому процессу обучения математике, решению познавательных математических задач, достаточно. И, может быть нам, педагогам, надо обратить внимание на этих любознательных, рассуждающих, анализирующих детей, и развить их скрытую потенциальную математическую одаренность.

                                               

Литература

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: методическое пособие, М:,  Айрис-пресс, 2005с.

2. Габова М.А.  Математическое развитие детей дошкольного возраста : теории и технологии – М:- Директ- Медиа 2014 с. 22

3. Кудряшова Т.Г. Шуруп А.С. Приключения в Математической стране. Часть 1 /Кудряшова Т.Г. Шуруп А.С. – М.: Вольное Дело, 2009с.:илл.

4. Кудряшова Т.Г. Шуруп А.С. Приключения в Математической стране. Часть 2 /Кудряшова Т.Г. Шуруп А.С. – М.: Вольное Дело, 2009с.:илл.

5. Кудряшова Т.Г. Смирнов С.А. Стратегическая педагогика как следующий этап развития педагогики / Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. №2, 2013. С.43 -56.

Выступление

1.Актуальность

Согласно Концепции развития математического образования в РФ качественное математическое образование необходимо каждому ребенку для его успешной жизни в современном обществе.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития математической одаренности.

В связи с этим программа дополнительного образования детей от дошкольного возраста до старших классов «Школа королевы Геры» (авторы Т.Г. Кудряшова, А.С. Шуруп) является первым шагом в создании виртуальной школы, направленной на развитие предпосылок одаренности детей дошкольного возраста.

2. Цель программы математического развития для детей дошкольного возраста – формирование у детей дошкольного возраста представления о математике, как сказочной стране, жителями которой являются образцы следующих свойств реальных объектов и их групп: форма, размер, расположение, количество и способы применения этих образцов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Сформировать способность к составлению описания реального предмета посредством перечисления его математических свойств.

2. Сформировать представление о явлении, как изменении свойств.

3. Сформировать представление о зависимых явлениях и связях между ними.

 3. Концепция развития математического образования в данной программе построена на следующих принципах:

- систематичности и последовательности обучения;

- доступности;

- наглядности обучения;

- интегрированного подхода к организации совместной работы воспитателей с детьми;

- воспитывающего и развивающего обучения;

- целостного развития ребенка как субъекта деятельности;

- развитии творчества ребенка.

4. В   январе 2016 года на базе детского сада «Родничок» г. Кондрово была открыта федеральная экспериментальная площадка по теме: «Экспериментальная апробация парциальной программы по математике в рамках реализации концепции развития математического образования». И с 01.02.2016 года на базе нашего детского сада начал работать математический кружок «Школа королевы Геры».  На данный момент работает две группы кружка:  дети старшей  и подготовительной групп. В первой группе занимается 12 детей, а во второй    - 10 детей. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут.

5. Важным условием математических успехов дошкольников является взаимодействие педагогов с их родителями.

Мы провели анкетирование родителей «Реализация концепции развития математического образования в дошкольном возрасте». При обработке анкет была отобрана группа родителей, заинтересованных в развитии математических способностей у детей. Для родителей данной группы было проведено родительское собрание «Школа королевы Геры». На собрании был раскрыт вопрос экспериментальной деятельности с разъяснением целей и основных задач.

6.  Для работы приобрели комплект учебников. Курс представлен в двух учебных комплектах:

  • Приключения в Математической стране (5-6 лет).
  • Путешествия в страну Истории чисел (6-7 лет).

7. В ходе работы дети проявляли огромный интерес к занятиям. Самой увлекательной была работа по первой части книги «Приключения в Математической стране», так как для них это было нечто новым, неизвестным, а потому интересным. Своими знаниями они делились со сверстниками во время самостоятельной игровой деятельности.

Способ разностного сравнения количества предметов в группах через составление пар.

Д/И «Найди свою пару»

8. Знакомство с образцами чисел их написанием и комментированием.

9. Знакомство с пространственными фигурами, их свойствами.

10. Знакомство с тенью, свойствами.

«Я и моя тень». «Танцуем с тенью».

Д/и «Угадай пространственную фигуру по тени»

11. Знакомство с плоскими фигурами. Плоские фигуры  - тени от пространственных фигур.

Д/и «Разложи по коробкам плоские и пространственные фигуры».

12. Конструирование моделей пространственных фигур по их теневым портретам.

Составление пространственных конструкций по их изображению.

13. Работа с числовым отрезком и его использование в качестве образца количества предметов.

14. Работа с числовым отрезком (сложение и вычитание), составление и чтение к заданной математической записи, разностное сравнение.

15. Знакомство с записями количества в разных нумерациях (арабская, греческая, китайская); сравнение чисел в разных нумерациях, пользуясь числовым отрезком.

16. Знакомство со схемами математических задач; составление задач по краткой записи; решение частных задач с применением общего способа нахождения целого.

17. Знакомство с портняжным метром и его использовании при сложении и вычитании чисел второго десятка.

18. Формирование представлений о числовом луче, о неограниченности множества натуральных чисел.  

19.

20. Результаты

21. Обмен опытом по апробации программы «Школа королевы Геры» с коллегами детских образовательных учреждений г. Медыни.

22. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ШКОЛА КОРОЛЕВЫ ГЕРЫ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основная цель программы математического развития для детей дошкольного возраста – формирование у детей дошкольного возраста представления о математике, как сказочной стране, жителями котор...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...