Задачи обучения математике старших дошкольников
консультация по математике (подготовительная группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

В старшей группе формирование элементарных математических представлений — ФЭМП — служит не только средством всестороннего развития воспитанников, но и готовит их к школе. . Задача воспитателей старшего звена — дать детям объём знаний, умений и навыков, который обеспечит им комфортный переход на новый этап жизни и послужит крепкой опорой на первых порах обучения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_obucheniya_matematike_starshih_doshkolnikov.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи обучения математике старших дошкольников

 Задачи ознакомления детей со счётом и количеством — самые объёмные. Это, в первую очередь, относится к действиям со множествами (группами). Детей необходимо научить:

  • образовывать множества (группы) из предметов похожего и различного цвета, величины, формы, а также движений, звуков;
  • делить группы на части и объединять их в одно целое;
  • видеть, как соотносится часть и целое (целое больше части и наоборот);
  • сравнивать количество предметов в группе, опираясь на счёт или соотношение элементов;
  • сравнивать части множества, устанавливать их равенство или неравенство, находить большую (меньшую часть).

Обучение количественному и порядковому счёту в пределах десяти преследует такие образовательные задачи:

  • ознакомление с образованием чисел от 5 до 10 с использованием наглядных и практических методов;
  • сравнение чисел-«соседей» с опорой на конкретные множества предметов;
  • образование равенств и неравенств групп предметов путём прибавления и отнимания единицы (одного предмета);
  • отсчитывание предметов из группы по образцу или числу;
  • счёт в прямом и обратном порядке;
  • счёт на ощупь, по слуху, с опорой на зрительный анализатор (звуки, движения);
  • ознакомление с порядковым счётом, различение порядкового и количественного счёта, понятий «Который?», «Сколько?»;
  • знакомство с цифрами от 0 до 9;
  • формирование представлений о равенстве предметов по числу;
  • упражнение в умении называть число предметов в группе на основе счёта, в сравнении групп;
  • ознакомление с составом числа из единиц и двух меньших чисел (в пределах 5);
  • формирование представления о том, что число предметов (количество) не зависит от величины, цвета, расположения объектов, а также направления счёта.

При знакомстве с величиной следует:

  • Учить детей:
  • определять отношения по разным параметрам (длина, ширина, толщина) между 5–10 предметами;
  • располагать предметы в убывающем или возрастающем порядке по определённому признаку (осуществлять сериации);
  • обозначать словесно различие в величине предметов и соотношения между ними;
  • сравнивать два предмета с помощью условной меры.
  • Развивать:
  • глазомер;
  • умение находить предмет с заданными характеристиками величины (самый длинный, узкий, уже, шире);
  • умение делить предмет на равные части, обозначать их словами (половина, четверть);
  • понимание того, что целый предмет больше своей части (и наоборот).

Совершенствуется и расширяется круг представлений детей о форме:

  1. Дошкольников знакомят:
  • с ромбом, учат сравнивать его с прямоугольником и кругом;
  • с трёхмерными фигурами (шар, пирамида, цилиндр);
  • с понятием «четырёхугольник» (поясняя, что квадрат и прямоугольник тоже его разновидности).
  1. Развиваются умения сравнивать форму предметов ближайшего окружения, сопоставлять её с геометрическими фигурами.
  2. Детям дают представление о преобразовании форм предметов.

Работа по ориентировке в пространстве включает в себя развитие умений:

  • ориентироваться в пространстве;
  • понимать и использовать в речи слова на обозначение пространственного положения предметов;
  • двигаться в нужном направлении, изменять его по словесному сигналу, согласно изображению (указателю);
  • определять и называть своё положение относительно предметов, людей;
  • ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Задачи по обучению ориентирования во времени:

  • продолжать работу по формированию понятий:
  • «сутки»,
  • «части суток»,
  • «неделя»,
  • «день недели»,
  • «год»,
  • «месяц»;
  • развивать умение устанавливать последовательность действий, используя названия временных отрезков.

Кроме обучающих и развивающих, педагог планирует и воспитательные задачи каждого вида деятельности на основании конкретной темы:

  • воспитание патриотических чувств;
  • воспитание уважения к старшим;
  • воспитание желания заботиться о младших;
  • дружбы и взаимовыручки;
  • любви и бережного отношения к природе, растениям, животным и т. д.

Без решения воспитательных задач занятие имеет мало ценности. Потому что вся работа ДОУ направлена в первую очередь на становление гармонично развитой личности, базовые качества которой — доброта, человечность, уважение к окружающим.

Именно такое занятие, охватывающее всех детей группы, позволяет систематически и наиболее полно давать им знания, трудные для восприятия малышей, вооружать умениями и навыками в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) и образовательных программ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи-шутки для старших дошкольников

Задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и - в большей мере - для обучения. они развивают гибкость ума. выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимани...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".

В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....

Шуточные задачи по математике для дошкольников

Шуточные задачки по математики...

Подборка настольных игр по обучению математике для дошкольников

Просто о сложном в настольных играх про математику. Данная подборка будет интересна воспитателям, родителям и, безусловно, детям!...

Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развива...