Консультация для педагогов на тему "Как проводить тематические беседы с дошкольниками"
консультация (средняя группа)
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение.
Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать.
Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов на тему "Как проводить тематические беседы с дошкольниками" | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему
«Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение.
Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать.
Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.
Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее!!!
Предварительная работа. Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме.
Например: воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др.
То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
Содержание беседы. Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.
План беседы. В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.
Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств.
Это может быть:
- загадка,
- стихотворение,
- иллюстрация,
- пословица.
Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.
Примеры вопросов для беседы
с детьми старшего дошкольного возраста
Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?»
Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»
Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»
Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате?», «Почему?»
Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно?», «Почему?»
Формулировка вопросов. Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.
Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.
Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ.
Проводите беседы по пяти основным разделам.
Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов.
Каждая беседа должна иметь:
- тему,
- цель,
- краткое содержание,
- вопросы к детям,
- основной словарь по теме,
- материал, который педагог планирует использовать.
Беседы о Родине и ее достопримечательностях. В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе. Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.
Беседы для расширения кругозора ребенка. Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.
Беседы по основам безопасного поведения. Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.
Источник:
Ксения Белая, Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры [Текст] Ксения Белая // Журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения -2021-№ 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая беседа с дошкольниками "Знакомство с солнышком"
Ознакомление дошкольников с неживой природой посредством беседы, игр и рисования...
тематическая беседа с дошкольниками о безопасности с газовой плитой
Ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по виртуальной кухне. Расскажите, какие предметы находятся на кухне?...
«Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать....
Консультация для педагогов «Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
Во время беседы с детьми говорит только воспитатель, а дети его слушают. Значит, и задачи, которые педагог поставил перед собой, он не решил. В консультации даны рекомендации, как...
Как проводить тематические беседы с дошкольниками.
Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знани...
Как проводить тематические беседы с дошкольниками.
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение....