Методическая разработка игр по ФЭМП ранний возраст
методическая разработка по математике (младшая группа)

Конобевцева Юлия Валерьевна

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих в ДОУ с детьми раннего возраста, а также родителям. В методическую разработку включены дидактические игры для детей раннего возраста, с помощью которых дети знакомятся с цветом, происходит обогащение словаря детей словами – названиями цветов. Предлагаемые игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didakticheskie_igry.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы

дошкольного образования – «Детский сад»

Методическая разработка

"Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Составила:

Конобевцева Юлия Валерьевна

Сызрань

2021 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих в ДОУ с детьми раннего возраста, а также родителям. В методическую разработку включены дидактические игры для детей раннего возраста, с помощью которых дети знакомятся с цветом, происходит обогащение словаря детей словами – названиями цветов. Предлагаемые игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее.

Введение

Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это фундамент для успешного развития маленького человека как личности. Но «кирпичики» этого «фундамента» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают неустойчивым весь «дом», если познание ребёнка не будет целенаправленным, не будет иметь разумного педагогического руководства. Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета. Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима индивидуальная работа. Прежде всего, важно вызвать положительные эмоции и интерес к предлагаемой деятельности. После показа и объяснения предлагается выполнить фрагмент задания при помощи педагога в случае необходимости. Работа с родителями играет большую роль в сенсорном развитии и, в частности, в ознакомлении с цветом. Требования к организации занятий должны быть едиными и в семье и в детском саду. Родители продолжают обогащать сенсорный опыт, создают условия для восприятия предметов. Поэтому я даю рекомендации по работе над восприятием цвета и сенсорики в целом. В уголке информации для родителей выставляю рекомендации по организации и содержанию домашних игр по сенсорному развитию. Работа по ознакомлению с цветом в детском саду должны быть систематизированы и последовательны. Поэтому в работе мной используются специально организованные игры и игровые упражнения. Их содержание направлено - на активизацию познавательной деятельности. - на развитие цветового восприятия. Детский сад - это начальное звено системы непрерывного обучения, поэтому необходимо развивать умственные, познавательные способности, интерес к занятиям. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе, позволяет формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному. Она разработана с учётом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста. Проводимая мной работа направлена на накопление сенсорных представлений, которое предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом. Я проводила наблюдения в течение нескольких лет и пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у детей некоторые затруднения. Восприятие цвета несколько отличается от восприятия формы и величины. Цвет не может быть выделен методом проб и ошибок, практически. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опирается только на зрительные ощущения и восприятие. Именно поэтому, как показывает мой опыт работы, усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее. По этой причине я и включила в свою работу изготовление дидактических игр по ознакомлению с цветом. В раннем возрасте у ребёнка развивается познавательная потребность, появляется любознательность. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое внимание я уделяю играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие и систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем необходимым требованиям.

Актуальность

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Так как с помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, различают, сравнивают. Я стараюсь использовать дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав свой опыт работы по вопросу сенсорного воспитания, я выявила такие проблемы как: недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы по сенсорному развитию; у детей 2- 3 лет недостаточно развито умение самостоятельно ориентироваться в свойствах предмета (цвет, форма, величина, количество). Я пришла к выводу, что эту проблему можно решить в совместной работе воспитателя и детей. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Практическая часть

Подбирая дидактические игры, продумывала цель и дидактическую задачу, определяла место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировала саму игру и определяла степень участия в ней всех детей, продумывала оказание помощи застенчивым детям. К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. Важнейшее условие сенсорного развития – это обучение в форме игрзанятий с помощью дидактических игрушек и материалов. Для этого разработала и изготовила разнообразный дидактический материал для развития у детей раннего возраста сенсорных способностей. В изготовленном дидактическом материале широко представлены свойства и качества предметов – цвет, форма, величина. Размеры дидактических пособий соответствуют возрастным особенностям и возможностям; предусмотрено достаточное количество деталей (четырепять каждой разновидности для каждого ребенка); дидактический материал позволяет использовать его вариативно. В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, жёлтом, синем, зелёном. Дополнительно можно дать чёрный и белый - как цвета контрастные друг к другу. Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу. Сначала предлагаются простые для восприятия пары: желтый – синий, красный – желтый. Затем: красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый. Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного.

Цель: Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность.
  • воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
  • содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие
  • развитие концентрации внимания;
  • развивать мелкую моторику.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

 Речевое развитие:

  • Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). 
  •  На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать доброжелательное отношение друг к другу;
  • Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Заключение

Таким образом, значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, создаёт фундамент для развития мышления. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Список использованной литературы

  1. .Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  2. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.
  3. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
  4. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.
  5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
  6. Тит, Т. Научные забавы / Т. Тит. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

Приложение

Игра «Большая стирка»

Пособие «Большая стирка» изготовлено из бросового материала (картон, цветная бумага основных цветов, коробки от каши)

В пособие входят:

-Силуэты одежды из бумаги ламинированной.

- Макеты стиральных машин основных цветов сделанные из бросового картона (старых коробок), обклеенные в основные цвета.

Игра «Разберите на две части»

Посмотрите, на витрине

У нас стиральные машины

Для нас они белье перестирают

И нас трудиться приглашают

«Разберите на две части

Платья и штанишки!»

И работать начинают наши ребятишки…

Игра «Разложи по цвету»

Быстро справились ребятки

Белье лежит в двух кучках,

А машинка вновь заданьем

Ребятишек учит:

«А теперь мои друзья,

Старанье проявите

И белье уже теперь

По цвету разложите!»

Вновь работа закипела

Дети принялись за дело

При работе с дидактической игрой «Большая стирка» детям можно предложить выполнить задание «Что лишнее?».

Игра поможет детям развить зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.

Ход игры:

1 вариант игры:

Ребенку предлагается ряд, состоящий из предметов одежды одинаковых по цвету.

Задание: - Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.

Например: три желтых платья и одни желтые брюки

2 вариант игры:

Ребенку предлагается ряд из четырех предметов одежды одинаковых по силуэту (юбки).

Задание: - Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.

Например: три зеленых и одна желтая юбка.

Варианты игры с сушилкой для одежды:

 1 вариант игры:

 «Повесить выстиранное белье сушиться»

Условие игры заключается в том, чтобы дети подобрали прищепку такого же цвета как одежда и повесить сушиться на веревку.

2 вариант игры:

 Задание: повесить сушиться только выбранный воспитателем предмет одежды.

Например: только брюки или только платья.

Игра «Иголки для ежика»

В пособие входит:

Ежи из бумаги  (ламинированные) четырёх основных цветов, бельевые прищепки основных цветов.

Ход игры:

 Воспитатель показывает ребенку бумажного ежа: «Смотри, какой ежик. Какие у него иголочки. Давай, уберем их». Воспитатель показывает ребенку, как снять прищепки.

Воспитатель: «Однажды ежик снял иголки,

И на него напали волки.

Бедняга ежик был не рад,

Что снял колючий свой наряд.

Он понял, что в лесу дремучем

Всегда он должен быть колючим.

Давай, поможем ежику! Вернем ему иголочки! Держим прищепку тремя пальчиками. Нажимаем на края. Прищепка открывает ротик.

Не страшны мне теперь волки:

У меня кругом иголки.

Если схватит кто–то все ж,

Пожалеет, ведь я ёж!»

Игра «Занимательные крышечки»

В пособие входит:

Разноцветные крышки от пластиковых бутылок, шаблоны

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку по шаблону выложить мозаику из крышек.

«Коллекция крышек»

Ход:

1 вариант:

 Разложить на столе несколько крышек и рассмотреть их. Обратить внимание на то, что они разные. Назвать качества и свойства различных крышек (материал, из которого они сделаны, разная форма, цвет)

2 вариант:

Подумать и выложить групповую коллекцию «Крышечки». Периодически пополнять коллекцию новыми крышками, которые приносят из дома дети и воспитатели.

3 вариант:

Использовать крышки для заполнения круглых форм в образных картинках (пароход – иллюминаторы, дым; поезд – колёса и т.д.)

4 вариант:

Разложить в три отделения, по диагонали, в соответствии с чем-то, сравнение на глаз, по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у детей раннего возраста положительного отношения и интереса к процессу конструирования»

Данная методическая разработка выполнена к разделу «Истоки конструктивной деятельности и развитие ребенка в её условиях» программы «Кроха».Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образ...

Методическая разработка. Тема: "Прогулка в раннем возрасте "

перспективный план на год составляется воспитателями в группе раннего возраста...

Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.

"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...

Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Овощи-фрукты"

Програмные задачи: формировать представления у детей младшего возроста о овощах и фруктах, их признаках и применение в быту. Развитие мелкой моторики. Оборудование: игрушки - медведь, муляжи овощ...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...