Ментальная арифметика
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Знакомство с цифрой 8 на абакусе.
Цель: продолжить знакомство детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом и набором цифр на нём; мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 143.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
629721, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91
Ментальная арифметика.
Составитель: Амержанова Г.М
с. Мыс-каменный 2023г.
Знакомство с цифрой 8 на абакусе.
Цель: продолжить знакомство детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом и набором цифр на нём; мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.
Задачи:
Обучающие задачи:
· – Дать представление о работе на абакусе.
· – Познакомить с цифрой 8, как она выглядит на абакусе.
· – Учить составлять на абакусе числа в пределах первого десятка.
Развивающие задачи:
· Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
· Развивать зрительное и слуховое восприятие.
· Развивать мелкую моторику и межполушарные связи
Воспитательные задачи:
· Воспитывать самостоятельность, активность.
· Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
· Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Планируемые результаты:
1. личностные: - формировать стойкий интерес к ментальной арифметике;
- формирование положительного отношения к полученным знаниям;
2. познавательные: - совершенствовать счёт в уме (ментально); - умения ориентироваться в системе знаний, умения сравнивать, мыслить, применять и преобразовывать модели, схемы и формулы для решения образовательных задач;
3. коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
4. регулятивные: - умение определять цели и сформировывать план действий, умение развивать мотивы и интересы к своей познавательной деятельности, умение понимать свои интересы, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющийся ситуацией.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: интерактивная доска, абакус, ученические абакусы, магнитная доска и магнитные цифры, карточки с заданиями, карандаши, ПК, презентация.
Методические приемы:
Деятельностный (тема занятия)
Практический (действия с абакусом)
Игровой (игры с абакусом и флэш-картами, зарядка для рук).
Наглядный (видео и иллюстрации цифр на абакусе).
Словесный (повествование, вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия)
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами научимся набирать цифру 8 на абакусе, и научимся вычислять примеры с 8.
II. Основная часть
1. Ребята, кто мне скажет, как по-другому называется абакус? (Соробан)
2. Почему линейка называется расчетной? (В расчет берутся только те бусины, которые прилегают к этой линейке)
3. Как еще называются верхние и нижние косточки? (Бусины, братья и друзья, небесные и земные косточки)
Молодцы, вы все правильно ответили. Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей).
Итак, начинаем наше знакомство с цифрой 8.
Как вы думаете, как выглядит цифра восемь на абакусе? (ответы детей)
Молодцы. Вы правильно догадались.
Цифра 8 на абакусе состоит из 4 бусин. Это верхняя пятерка и три нижних единицы. (Педагог показывает флеш-карту с цифрой 8)
Ребята открываем наши рабочие тетради на странице 15 смотрим внимательно на картинку. Что мы на ней видим? Правильно мы видим, как на абакусе выглядит цифра 8 и как правильно её набирать. И так смотрим
Чтобы набрать цифру 8 нам надо одновременно верхнюю косточку опустить к расчетной линейке и три нижние косточки поднять. А если нам надо отнять, то мы так же одновременно их убираем верхнюю (небесную) в верх и три нижние (земные) вниз.
III. Практическая часть
Итак, давайте возьмём наш соробан и потренируемся набирать цифру 8. Получилось, хорошо.
Давайте выполним следующее занятие в ваших тетрадях. Смотрим внимательно. Вам надо обвести соробан по точкам и раскрасить косточки. Рядом на пустой спице, вам нужно нарисовать такое количество косточек, чтоб получилась цифра 8. (Выполнили)
А теперь давайте посмотрим внимательно как пишется цифра 8.
(Педагог демонстрирует на доске, как правильно пишется цифра).
Всем понятно. (Ответы детей)
Тогда давайте выполним следующее задание и обведём по точкам цифру 8. (Выполнили)
Мы помним, что существуют правила работы на соробане. Сегодня мы продолжим с ними знакомиться, только частично.
Мы знаем что:
- Соробан должен лежать на плоской поверхности.
- Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).
- В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).
- Что бы приготовить соробан к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине.
Итак, мы подготовили наши соробан. Давайте теперь с вами выполним задание в тетради нам нужно посчитать примеры с помощью соробан. (Посчитали)
IV. Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
V. Новые знания
Это наглядность карточек.
Карточки (педагог называет цифру - дети вместе с педагогом ищут нужную карточку и вписывают цифры)
Игра «Набираем числа». Дети набирают на большом соробане – педагог читает.
VI. Рефлексия
А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали? (ответы детей).
Ребята, вам понравилось работать с соробаном ?
Что было сложнее всего для вас? (ответы детей).
А с чем вы справились легко? (ответы детей).
Ребята, а хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой дальше?
Давайте на большом соробане поднимем 1 косточку - если нет, и 5 - если да. Выполняем по очереди.
VII. Подведениеитогов Анализрезультата рефлексии.
На этом занятие закончено. Мне очень приятно было с вами работать и жду вас на занятиях по ментальной
арифметике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальная арифметика
Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....
Ментальная арифметика "Абакус"
Абак - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...
Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.
МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М. Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...
Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...
Консультация для родителей "Ментальная арифметика"
Ментальная арифметика...
ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...