Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"
консультация по математике
Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematich_intellekt.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие логического-математического интеллекта у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
В современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Задачи развития логико-математического интеллекта через интеграцию образовательных областей:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Логическая операция – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.
Логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
«Логические блоки» Дьенеша
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой, цветом, размером и толщиной.
Игры с блоками знакомят детей:
• с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Работая в группе младшего возраста, можно с детьми проиграть самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
3. "Цепочка"(старший возраст).
«Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.
Комплект состоит из пластмассовых призм (палочек) десяти различных цветов и длинны. Каждой палочке соответствует число равное ее длине. Наименьшая палочка имеет длину 1см., является кубиком. Каждая последующая палочка увеличивается на 1 см. Самая длинная палочка равна 10 см. и ей соответствует число 10. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.
Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая».
Кубики Никитина.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.
«Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
«Геоконт» В. Воскобича
Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
Сначала дети учатся просто натягивать резинки на гвоздики, затем можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. После этого дети с удовольствием строят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивают большой и маленький квадраты, строят дома. В дальнейшем можно предложить детям простейшие схемы, на которых изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д., а также самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов. "Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.
Что развивает:
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;
- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;
- внимание, память, элементы логического мышления;
- воображение, творческие способности;
- пальцевую и кистевую моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности, посредством логико-математических игр»
Представление собственного инновационного педагогического опыта....
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...
«Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр и задач, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий....
Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....
Презентация «Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»
Цель: Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр.Задачи:nразвитие познавательной активности, логического мышления,nстремление к самостоятельному по...
консультация" Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
ГАПОУ МОК им В.Талалихина Консультация ...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...