Консультация для воспитателей " История головоломок в легендах и гипотезах
консультация по математике
В консультации затрагиваются вопросы возникновения головоломок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_golovolomok_v_legendah_i_gipotezah.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василек»
«История головоломок в легендах и гипотезах»
консультация для педагогов
Подготовила воспитатель
Репринцева Елена Ильинична
г.о.Новокуйбышевск 2023 г
Многие головоломки созданы народной мудростью в незапамятные
времена. В течение тысячелетий человека сопровождали предметы,
применение которых требовало не только физических навыков, но и
интеллектуальных усилий. Это сейчас мы их можем назвать играми-
головоломками, хотя в ту пору они предназначались зачастую совсем не для
игры, а носили утилитарный или сакральный (культовый, ритуальный)
характер.
Задолго до Новой эры, возможно, более 4 тысяч лет назад, в Древнем
Китае была уже известна эта необычная конструкция. Она состоит из проволочных колец, закреплённых на концах металлических подвесок, и челнока, который проходит сквозь кольца. Другой конец каждой подвески пропущен сквозь пластину. Задача состоит в том, чтобы разъединить челнок и кольца. Согласно легенде, один китайский воин, перед тем как отправиться в свой очередной многолетний поход, специально придумал эту головоломку
для своей жены, чтобы как-то занять её во время своего отсутствия. Когда он
через четыре года вернулся, его жена трофеям обрадовалась, но попросила
мужа сходить повоевать где-нибудь ещё года четыре, поскольку она уже
приблизилась к решению задачи – ей осталось снять челнок с последнего
кольца. Почему же этой умной и терпеливой женщине понадобилось столько
лет для решения этой задачи?
Ответ будет ясен, если мы проведём математический анализ этой
головоломки, а сейчас отметим, что такая же конструкция была
одновременно известна древним скандинавам и использовалась ими в
качестве запора для сундуков. Аналогичная вещь, реализующая ту же идею,
но изготовленная из кусочков кожи и кожаных колец, была известна также
древним кочевым племенам Азии.
В России эта конструкция известна более пяти столетий под названием
«меледа» (меледить– значит морочить себе голову), игра эта
ассимилировалась и стала органичной частицей народной культуры,
описание этой игры вошло в Толковый словарь Даля. Когда Владимир
Иванович Даль составлял свой знаменитый словарь, словом «головоломка» в
России обозначались легко опрокидывающиеся средства передвижения с
двумя колёсами на одной оси: двуколки, кабриолеты. А трудное,
утомительное умственное занятие, а также человека, склонного к трудам
такого рода, называли «головолом». Лабиринты – самые загадочные сооружения на Земле. Они существуют с древних времён. В нашей стране с древними лабиринтами можно познакомиться на Соловецких островах, там их около 30. Возраст спиральных сооружений из камней датируется по одним источникам первым, по другим – третьим тысячелетием до н.э. Мистичность этих сооружений исходит из следующих фактов: животные избегают лабиринты, растительность на протяжении веков не меняется – это мхи и ягодники, а высаженные человеком растения погибают.
У лабиринтов есть свои суеверия, одни считают их оберегами, другие
говорят, что если «лабиринт» исполнит заветное желание, то человеку за его
исполнение придется пожертвовать семью годами своей жизни. В
современном мире для туристов обозначен свод правил и разъяснений:
- нарисуйте на ладони узор лабиринта – беда обойдет стороной;
- запрещен вход беременным, детям до 7 лет и людям старше 70 лет –лабиринт отнимает души стариков и детей, а у беременных ребенок
запутывается в пуповине;
- нельзя фотографироваться в лабиринте и на его фоне – могут начаться
проблемы, например, со здоровьем, ухудшаются память, зрение.
- при входе в лабиринт наденьте на себя чужие вещи, заблудившись,
поменяйтесь со спутником одеждой и выход незамедлительно найдется;
- не забудьте что-нибудь подарить лабиринту и тогда он вас выпустит.
Вот так и по сей день рождаются различные суеверия и легенды о
неразгаданных загадках древнейшего символа истории.
Всем известная игральная кость в виде кубика с нанесёнными на его
шести гранях точками от 1 до 6 была известна не только и в Древней Индии,
и у этрусков ещё до основания Рима, и в Месопотамии, и в Америке задолго
до Колумба. Образцы таких игральных костей, найденные в египетских
пирамидах, вы можете увидеть в Москве в Музее изобразительных искусств
им. Пушкина в зале Древнего Египта.
Логические игры нашли своё отражение в античной истории и поэзии.
Геродот рассказывает, что предки этрусков страдали от небывалого голода.
Чтобы прогнать мрачные мысли, они придумывали себе развлечения, в том
числе изобрели игры в мяч и в кости. Один день они ели, а на другой играли,
да так азартно, что забывали о голоде. Во всех этих случаях кости служили
не только для игры. При помощи костей выясняли волю богов и действовали
в соответствии с их приговором, выясняли, виновен или нет подозреваемый, казнить его или помиловать. Известна фраза Юлия Цезаря, которую
произнёс полководец перед тем, как перейти реку Рубикон со своим войском
– aleajactaest - жребий брошен. Это означало, что боги, несмотря на
немногочисленность войска Цезаря, советуют ему решительно начать войну.
Публий Овидий Назон в своей знаменитой «Науке любви», давая
наставления женщинам, как достойно вести себя за игрой, перечисляет около
десятка интеллектуальных игр типа покера, шашек и других. Интересно
замечание Овидия о том, что «эти забавы природа оставила женскому полу, а
у мужчин развлеченья иные – меч, диск, дрот и конная рысь по кругам».
Античная литература оставила нам такие красивые сюжеты как легенда
о Ящике Пандоры, Нити Ариадны, Гордиевом Узле и т. п., которые с
формальной точки зрения сводятся к постановке и решению логической
проблемы, то есть являются головоломками. Ариадна, как и подобает женщинам, нашла наиболее изящное решение своей логической проблемы: она предусмотрительно снабдила своего возлюбленного Тесея клубком ниток, чтобы помочь ему выбраться из лабиринта. Александр Македонский, как настоящий полководец, решил проблему Гордиева узла чисто по-мужски – разрубил его мечом. Аналогично полтора тысячелетия спустя задачу «поставить яйцо на острый конец» решил Христофор Колумб: мужественный мореплаватель заставил яйцо стоять вертикально, силой расплющив его конец.
Эти и другие легенды, заключавшие в своей фабуле решение
логической задачи, периодически являлись причиной появления новых и
новых головоломок на данные темы.
В Китае одной из древнейших считается головоломка танграм, суть
которой в том, чтобы составить определенную фигуру из 7 элементов
неправильной формы. Этой игрой, как писал Льюис Кэрролл, в своей книге
«Модная китайская головоломка», увлекался Наполеон, когда был сослан на
остров святой Елены.
Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже
XIX и XX веков. Сэм Лойд считается автором популярнейшей во всем мире
головоломки «Пятнашки». Игра была настолько популярной, что некоторые
работодатели вынуждены были издать приказ о запрете приносить её на
работу.
Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974
году венгром Эрно Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не
только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. Стех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной
сборке кубика.
Современная индустрия головоломок стремительно развивается.
Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания,
призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику,
тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный
уровень в целом.
Благодаря изобретателям и современным технологиям история
изготовления головоломок не окончена. Головоломки были и остаются
показателем культуры человечества, а значит впереди нас ждут новые
интересные легенды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."
Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...
Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. Все большее распростран...
Консультация для воспитателей "История создания детской игрушки"
История создания детских игрушек и их развитие до наших дней...
Консультация для воспитателей «Использование головоломок в работе с детьми».
Консультация для воспитателей «Использование головоломок в работе с детьми»....
Консультация для воспитателей «Мир головоломок»
Консультация для воспитателей «Мир головоломок»...