Картотека дидактических игр по формированию математических представлений для детей 5-7 лет
презентация к уроку по математике (старшая, подготовительная группа)

Лаврентева Инна Викторовна

Данные игры подходят для математического развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры по формированию математических представлений для детей 5 - 7 лет Выполнила: воспитатель 1 кв.категории Лаврентева И.В .

Слайд 2

«Считаем по порядку» Цель: закрепление навыков порядкового счета, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» Взрослый показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Дети запоминают расположение лепестков и закрывают глаза. В это время взрослый убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не стало и где он был расположен (который по счету). Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается. «Угадай, какое число пропущено» Цель: определение места числа в натуральном ряду, название пропущенного числа. Взрослый расставляет на доске карточки с цифрами по порядку. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тот, кто первый назовет пропущенное число, получает фишку.

Слайд 3

«Арифметический мяч» Цель: развитие навыков счета, внимания. Дети бросают мяч друг другу, при этом называя число и какое-нибудь арифметическое действие ( н-р : 3 плюс 5). Тот, кто мяч ловит, должен сказать ответ, назвать арифметическое действие и тут же бросить его следующему игроку (8 минус 1) и т.д. «Туда» и «обратно» Цель: развитие навыков прямого и обратного счета. Карточки с числами от 1 до 10 (или 20) складывают стопкой, затем дети достают из середины по одной карточке. При этом тот, кто достал карточку, загадывает, в каком порядке считать: в возрастающем или в убывающем. «Назови соседей» Цель : совершенствование умения называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда. Взрослый называет число, а ребенок - его соседей. Н-р , взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Слайд 4

«Угадай-ка» Цель: закрепление знаний о числовом ряде, образования числа из двух меньших. Игру начинает взрослый. «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи. Какое число я загадала? или «Я задумала число, если к нему прибавить 2, получится 5. Какое число я задумала?» (3, потому что к 3 прибавить 2, получится 5.). Можно меняться ролями с ребенком. Ребенок загадывает число, а взрослый отгадывает. «Исправь ошибку» Цель: совершенствование навыков количественного счета, умение соотносить количество предметов с цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах.

Слайд 5

« Считай-не ошибись!» Цель: закрепление знаний о числовом ряде, упражнение в прямом и обратном счете. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие. «Убираем цифры» Цель: закрепление знаний о числовом ряде. Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.

Слайд 6

«Отвечай – не зевай!» Цель: совершенствовать умение соотносить количество предметов с цифрой. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми.» «Отгадай число» Цель: закрепление числового ряда. Один из игроков загадывает число (от 1 до 10), а второй должен, задавая вопросы, отгадать его. Цель второго игрока – задать как можно меньше вопросов. Ответы на вопрос могут быть только односложными – «да», «нет».

Слайд 7

Игры со счетными палочками Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Предложите ребенку следующие задания: 1. Построить фигуру, у которой все стороны равны. (Квадрат) 2. Построить фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. (Прямоугольник) 3. Построить фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон. (Пятиугольник) 4. Построить фигуру из трех палочек. (Треугольник) 5. Добавьте к нему 2 палочки так, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (Ромб) «Чудесный мешочек» Цель: развитие умений различать предметы по форме . В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру на которую похож предмет. Усложнить задание можно, если взрослый дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

Слайд 8

«Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей). «Посмотри вокруг» Цель: совершенствование умения различать предметы по форме. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Слайд 9

«Когда это бывает?». Цель: формирование представлений о частях суток. Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. «Живая неделя» Цель: закрепление знаний о последовательности дней недели. Дети берут карточки с цифрами от 1 до 7, а затем по команде строятся по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я –понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я–вторник. Какой день следующий?» Выходит третий ребенок и говорит: «Я - среда. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели». Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели.

Слайд 10

«Путешествие по комнате» Цель: развитие умений ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении. Взрослый дает ребенку задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то взрослый помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Н-р : «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». «Расскажи про свой узор» Цель: совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. У каждого ребенка картинка (коврик ) с узором. Дети рассказывают как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - прямоугольник, в середине –треугольник.

Слайд 11

«Большой глаз» Цель: развитие зрительной памяти. Предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд – дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2 – 3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка. «Скажи наоборот» Цель: развитие мышления, речи ребенка, логики и интеллекта . Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста

как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...

картотека дидактических игр по формированию математических представлений

Картотека направлена на формирование математических представлений у детей подготовительной группы...

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений.

В данной картотеке представлены дидактические игры по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений в средней группе

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений в средней группе...

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Дидактические игры по математике в подготовительной группе. Представляем игры для детсадовцев подготовительной группы, охватывающие широкий спектр математических...