Программа "Сосчитай-ка"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Калиничева Виктория Александровна

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soschitay-kaprogramma.docx430.01 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\Сосчитай-ка_page-0001.jpg

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Починка.

Принята  на заседании                                                                                    Утверждена

педагогического совета,                                                                                  приказом №    от

протокол №       от                                                                                            заведующий МБДОУ д/с №1 г.                  

                                                                                                                            г. Починка  

                                                                                                                           __________Чижова Е.М.                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

«СОСЧИТАЙ-КА»

Срок реализации: 1 год.

Возраст обучающихся: 6-7 лет;

                                                     

        Педагог:

                                                                  Калиничева Виктория Александровна

Пояснительная записка

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.                                                                                                        Математика  – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В этом возрасте у детей закладываются основы знаний, необходимых  в школе.                                                                                      Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.    

Актуальность:

 Данная  программа обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

  Новизна: 

 дополнительная образовательная  программа «Сосчитай – ка» состоит в том, что   каждое занятие в виде путешествий и игр,   что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.                                                                Таким образом, игровая форма занятий позволяет научить ребёнка выполнять различные математические действия, развивать память, мышление и творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.              

 Программа рассчитана: на  34 ч.  (1 час в неделю).                     

 Возраст детей: 6-7 лет.                                                                                                    Срок реализации: 1 год.                                                                                            Занятия проводятся: 1 раз в неделю.  

Программа  на целена:                                                                                                        - на разностороннее развитие ребенка;                                                                                  - - на развитие математических представлений детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;                                                                                                                               - на формирование и развитие у детей простейших логических структур  мышления и математических представлений.                                                                                                            Задачи:                                                                                                                          - развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;                                                                                                  - развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;                                         - развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др;                                                                                                                                                                               - вызывать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;                                                                                                                             - способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями. Методы обучения:                                                                                                     наглядный; исследовательский; проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; практический.                      

ООД (организованная образовательная деятельность) – является основной формой работы с детьми, продолжительность которой 30 минут (1 академический час). В ООД   включены: подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться, беседы, игры – эксперименты, рисунки и композиции, индивидуальная работа, сюжетно-дидактические игры, викторины,  работа с родителями.                                                                                        

  Формы подведения итогов:

итоговые занятия по темам программы проходят   в виде  игровых уроков, викторин, олимпиад для дошкольников, математических путешествий с использованием интернет презентаций.                                                                                            

Методическое  обеспечение:                                                                  Дидактический материал: геометрические фигуры и тела, наборы разрезных картинок, сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года, полоски, ленты разной длины и ширины, цифры от 1 до 9.                                                                             Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка матрёшки пластмассовый и деревянный строительный материал и др. Фланелеграф,  мольберт. Чудесный мешочек. Знаки-символы. Геометрическая мозаика. Счётные палочки.   Магнитная доска.

   Техническое обеспечение: 

   используется ноутбук  с выходом в интернет, аудио магнитофон.

К концу года дети должны уметь:

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление:

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Проверить результаты освоения программы, детьми, можно с помощью диагностики, которая проводится на начало учебного года, середину  и конец года  (см. приложение №1), где определяется высокий, средний и низкий уровень знаний.

 

 

Учебно-тематический план

 

Дата

тема

1.

06.10.

 Знакомство. Математические способности.                              

2.

13.10.  

Цвет, форма, размер.

3.

20.10.

Формирование представлений о символическом изображении предметов.

4.

27.10.  

Счёт, порядковые числительные в пределах 20

5.

03.11.

Пространственные представления

6.

10.11.  

 Ориентировка во времени

7.

17.11.  

Ориентировка в пространстве

8.

24.11.  

Счёт до 20

9.

01.12.

Знаки (плюс, минус, равно)  

10.

08.12.  

Развитие внимания, воображения

11.

15.12.

Круг, квадрат, прямоугольник

12.

22.12.  

Знакомство с овалом

13.

29.12.  

Пирамида, цилиндр

14.

12.01.  

Математическая олимпиада

15.

19.01.

Развивать графические умения.

16.

26.01.  

Счёт

17.

02.02.

Задачи на смекалку

18.

09.02.  

«Путешествие в математическое королевство».

19.

16.02.  

Формирование навыков сложения и вычитания

20.

23.02.  

Зрительно – мыслительный анализ

21.

02.03.  

 Способы измерения

22.

09.03.  

Измерение длинны предмета с помощью условной меры

23.

16.03.

 Объём

24.

23.03.  

Классификация

25.

30.03.

Математическая викторина

26.

06.04.

Символы

27.

13.04.

Время по часам

28.

20.04.

Дни недели

29.

27.04.  

Геометрические тела

30.

04.05.  

Смежные числа

31.

11.05.

Сравнение смежных чисел

32.

18.05.  

Закрепление математических знаний и умений

33.

25.05.  

Игра « Путешествие по математическим островам»

34.

31.05.    

Игра – путешествие «Я великий математик»

ИТОГО: 34 часа

 

Содержание программы

 

Количество и счет.

Цель: знакомство со счетом и цифрами в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.  Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу», «Путаница», «Задумай число», «Считай, не ошибись», «Мозаика цифр», «Веселые цифры», «Подбери пару», «Числовые домики».                            Дидактические пособия: «Умею считать», «Забавная  арифметика», «Найди цифру».

Геометрические фигуры.

Цель: расширение представлений о многоугольниках и их свойствах, умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.                                                       Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Танграм».                                                                                      Дидактические пособия: «Незнайка и геометрические фигуры», «На что похоже».

Определение величины

Цель: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения, ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.                                                                   В работе по данному разделу используются игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? », «Подбери шарфик для кукол», «Короче - длиннее», «Путешествие по комнате», «Художник».                                                                                Дидактические пособия: «Кто, где находится», «Слева, справа».                               Работа в тетрадях – графические диктанты.

Ориентировка во времени

Цель: формирование чувства времени, умение определять время по часам, знакомство с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Мой режим дня по часам», «Определи время по часам», «Живая неделя», «Когда это бывает? », «Что перепутал художник? »,«Назови пропущенное слово», «Круглый год».                                                      Дидактическое пособие «Учимся определять время по часам», Модели времен года, месяцев года, недели, часов, Перфокарты.

Логические задачи

Цель: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).                                                                                                                           В работе используются: Счетные палочки, Ребусы.                                                              Игры: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор», Головоломки: «Кубик-рубик», «Лабиринт».   Задачи в стихах, задачки – шутки

 

                           

Перспективное планирование

месяц

тема

цель

содержание

октябрь

  Математические способности. Диагностика на начало учебного года.

 Заинтересовать детей своим рассказом о математике. Выявить  простейшие представления  о математике у детей 6 лет

Игра: «Давайте познакомимся», чтение сказки: царица Математика, диагностика.

Цвет. Форма. Размер

Выявить простейшие представления у детей   различать предметы по цвету, форме  расположению. Уточнить знания имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развивать внимание,  наблюдательность.  

Игра: « Подбери по цвету»,  «Чудесный мешочек», «Собери картинку»,  «Назови нужную фигуру», игра – аппликация: «Красивые флажки» (используя мозаику).

Формирование представлений о символическом изображении предметов.

Развивать речь, включение в активный словарь терминов:  «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Игра: «Шарфики для друзей», «Постройся по росту» «Строим забор» (высокий, низкий) из строительного материала.

Счёт, порядковые числительные в пределах 20.

  Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 20. Развивать активность у детей.  

Игра «Считай дальше», «Найди пропущенное число». Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги

Ноябрь

Пространственные представления.

Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развивать внимание, речь.  

Игра  «Скажи, где спряталась матрёшка?», «Найди предмет по плану». Работа в тетради в клетку (математический диктант).

Ориентировка во времени.

Расширять представление о частях суток, о последовательности дней недели.

Игра: « Когда это бывает?», «Что мы делаем». «Дни недели». Загадывание загадок.

Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать  умение у дошкольников  понимать схему, чертёж, план, карту.  

Игра: «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта».  Работа в тетрадях в клетку (умение ориентироваться на листе бумаги).

Счёт до 20.

Формировать умение разложить сложную фигуру такую, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 20.

Игра: «Выложи как я», «Найди такую же фигуру». Наборы для детей» Учись считать».

Декабрь

Знаки (плюс, минус, равно)

Учить навыкам написания, умение записывать решение задач, загадок.

Загадывание загадок о знаках. Работа в тетрадях (умение записывать решение задач). Игровое упражнение «Нарисуй шарики». Умение выкладывать знаки, использую счётные палочки»

Развитие внимания, воображения.    

                                               

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь, развивать кисти, а также мелкую моторику рук

Игра: « Выложи узор как у меня», «Сравни картинки», «Что изменилось?»

Круг, квадрат, прямоугольник.

Научить, правильно называть   геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности.

Игра: «Найди предмет такой   же формы», «Бусы»,» Какой фигуры не стало?», «Подбери ключ»

Знакомство с овалом.

 Познакомить детей с геометрической фигурой овалом. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление

Игра: «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов из геометрических фигур (по схеме и по замыслу); разучивание пальчиковой гимнастики; подвижная игра «Если да - похлопаем, если нет - потопаем!»; рассматривание овощей, определение их формы;

Пирамида, цилиндр.

 Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку.

Графический диктант: «Ёлка», игра: «Преврати геометрические фигуры в предметы»»

Январь

Путешествие в математическое королевство.

Развивать логическое мышление, память, внимание.          Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 Логические задачи. Дидактические игры: "Неделька", игровое упражнение "Дорисуй", Графический диктант.

Графические умение.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда

Заучивание стихотворений о геометрических фигурах. Игра: «Соедини по точкам», «Узнай, где?

Счёт.

Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке.  Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать задачи.

Заучивание пословиц. Игра: «Сосчитай и напиши», «Кто больше», «Отгадай и запиши».

Задачи на смекалку.

Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого.  Развивать сообразительность.

Игра: «Исправь ошибку», загадки, стихи, считалки.

февраль

Математическая олимпиада.

Повторить с детьми порядковый и обратный счёт;  измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток. Создать у детей радостное настроение  

Разгадывание лабиринтов, решение задач, пословицы, поговорки в которых про числа,  загадки и отгадки. Диагностика.

Формирование навыков сложения и вычитания.

 Закрепить состав  числа первого десятка. Развивать логическое мышление, речь, внимание.

 

Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», « Угадай-ка». «Бегущие цифры», «Отгадай число»

Зрительно – мыслительный анализ.

Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий:  «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа».

Игра: «Кто внимательный», «Что мы делаем?»

Способы измерения.

Закрепить приём сравнения фигур  с помощью линейки. Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

Игра: «Завяжем кукле бантик», «Строим дорожку длинную и короткую».

Март

Измерение длины предмета с помощью условной меры.

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Игры: «Подбери шарфик для кукол», «Короче - длиннее», «Путешествие по комнате»

 Объём.

Сформировать представление об объёме (вместимости).

  Проведение опытов: сравнение сосудов по объёму с помощью переливания.                                            

Классификация.

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развить  речь детей. Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учить устанавливать закономерности в наборе признаков.  

Игра: «Сколько всего», «составь целое по частям», «На какой фигуре сидит бабочка». «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем».

Математическая викторина.

Закрепить пройденный материал. Развивать   внимание, наблюдательность.

Игра: «Цепочка», «Найди недостающее число», решение задач, работа в тетрадях, ребусы.

Апрель

Символы.

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).                   Закрепить умения ориентироваться в числовом ряду.

Игра: «Найди по форме», «Собери коврик по цвету

Время по часам.

Учить детей   ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками.

Игра: «Части суток», «Когда это бывает».

Дни недели.

 Формировать представления детей о днях недели; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах; совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов

«Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Живая неделя».

Геометрические тела.

Закреплять знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить признаки сходства и различия.

Игры: "Чудесный мешочек", "Магазин игрушек", "Путешествия".

Май

Смежные числа.

 Учить сравнивать смежные числа.

Игра: "Столько же", "Разложи по тарелочкам"

Сравнение смежных чисел.

Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Игра: "Столько же", "Разложи по тарелочкам"

 Закрепление математических знаний и умений.

 Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.

 Разгадывание загадок,  повторение игр, ребусы, лабиринты, постройки из строительного материала, работа со счётными палочками, работа в тетради.

  Путешествие по математическим островам.            Я – великий математик.

  Служит для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года,  названий месяцев.  Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 20.  Диагностика

   Игра: « Что сначала, что потом», «Составим число», загадки.  

Игра: "Вопрос - ответ"

Литература

1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.

2. Михайлова З.А.  Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

3.  Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

4.  Михайлова З.А.  Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

5. Минкевич  Л.В.  Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

6. Новикова В.П.  Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. Новикова В.П.  Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Новикова В.П.  Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

9. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

 10. Помораева И.А. Занятия по ФЭМП, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.  

11. Смоленцева А.А. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

12. Черенкова  Е.  Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

12.  Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г

Приложение   №1 

Методика диагностики

Задание № 1  «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»

1 часть Цель. Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.

Материал.

Демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (пуговицы), фишки – награда.

Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.

Инструкция к проведению.

Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.

 Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2-х меньших.

Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.

Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.

Задание № 2

        1 часть. Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.

        Материал.

        Демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

        Раздаточный: карточки с цифрами до десяти.

Инструкция к проведению.

Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.

1.        Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.

2.        Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.

3.        Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.

4.        Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.

5.        Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.

6.        Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.

7.        Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.

8.        Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)

9.        Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.

10.        Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.

Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.

Задание № 3 «Придумай и реши задачу»

2 часть Цель. Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Материал «Математический набор».

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.

Оценка.

Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.

Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)

Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.

Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.

Задание № 4

Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Материал: готовый графический план групповой комнаты.

Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.

1. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.

2. Воспитатель предлагает два типа задач:

а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например кровать ребенка, стол);

б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).

Детям говорится: а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой». б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предмет, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.

Оценка.

Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.

Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.

Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).

Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.

Задание № 5

 Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.        

Материал: мяч.

Инструкция к проведению. Дети встают в круг.

1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).

2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий  между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.

Оценка.

Показатель – количество правильных ответов.        

Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.

Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.

Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.

Задание № 6

Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Оценка.

Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.

Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.

Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.

Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.

Задание  № 7 «Найди сосуд с живой водой»

Цель. Выявление умений измерять пользоваться меркой.

Материал. На каждого ребенка один широкий сосуд в нем 5 стаканов воды (5 мерок) и один узкий сосуд в нем  4 стакана воды (4 мерки), счетный материал, мерка-стакан (из набора кукольной посуды), баночка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям найти сосуд с живой водой.

Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Определи где этот сосуд (ребенок пользуется мерным стаканчиком, счетным материалом).

Оценка.

Высокий уровень – дети самостоятельно справляются с заданием.

Средний уровень – при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству фишек (модели), в каком сосуде мерок больше.

Низкий уровень -  дети не верно измеряют (получается большее количество мерок или меньшее), не могут определить в каком сосуде больше мерок.

Задание № 8

Цель. Выявление знаний о монетах их набором и разменом.

Материал: набор монет (1,2,5,10 рублей, 1,5,10 копеек), фишки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям выполнить задания, показать с помощью монет, правильно выполнившим даются фишки.

1) Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Подумайте, какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?

2) Школьная ручка стоит 3 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить?

3) Открытка стоит 6 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?

4) Как можно разменять 5 рублей? (2 рубля; 5,10 копеек)

Оценка.

Показатель – умение оперировать с монетами.

Высокий уровень – дети, набравшие 6-7 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 4-5 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 3 фишек