ДОП "Развивайка"
рабочая программа по математике (младшая группа)

Петренко Юлия Николаевна

Дополнительная программа по освоению детьми младшего дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_mladshaya.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Развивайка»

для детей 3-4 лет

Составила воспитатель

Петренко Ю.Н.

Чехов, 2023г.

Содержание

 

1. Пояснительная записка

2. Цель, задачи программы

3. Отличительные особенности программы

4. Ожидаемые результаты

5. Тематический учебный план

6. Методические материалы

7. Список используемой литературы

8. Приложение

9. Описание дидактических игр

1. Пояснительная записка

              Предлагаемая программа для детей младшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей посредством развивающих игр.

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр: интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей младшего возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.

  1. Цель и задачи программы

Основная цель программы «Развивайка» - развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи :

1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.

2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

3. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.

4. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

5. Развивать умение работать со схемой.

6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

 

  1. Отличительные особенности программы

Занятия по программе «Развивайка» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.

4. Ожидаемые результаты

По итогам реализации программы кружка дети будут: 

  • Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
  • Различать цвета палочек.
  • Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на изображение в натуральную величину.
  • Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.
  • Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
  • «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.

 

Календарный учебный график

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Средства обучения, материал

ноябрь

1-2

Знакомство с блоками Дьенеша.

Рассматривание блоков Дьенеша, сравнение фигур.

Блоки Дьенеша по одному набору на двух детей

3-4

«Маленькие логики»

Выкладывание простейших изображений из альбома «Маленькие логики».

Блоки Дьенеша по одному набору на двух детей, альбом «Маленькие логики»

5-6

Знакомство с палочками Кьюзинера. «Волшебные дорожки»

Рассматривание палочек Кьюзинера: сходство и отличие. Дидактическая игра «Волшебные дорожки».

Палочки Кьюзинера по одному набору на двух детей, альбомы «Волшебные дорожки»

7-8

«Выложи по образцу»

Выкладывание изображений путем наложения на образец

Наборы Дьенеша, альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких)

декабрь

1-2

Игры

«Найди фигуру»

 «Дорожки»

Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые»

Блоки Дьенеша, обручи

3-4

Игры

«Разноцветные странички»

«Заселим домики»

Познакомить детей с признаком предмета-цвет. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

Картинки с изображением помидора, солнца, моря. Блоки, обручи разных цветов, три домика с разной крышей.

5-6

Игры

«Второй ряд»

«Домино»

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые»

Карточки с двумя полосками, блоки

7-8

1.«Дупло белочки»

2.«Мостик через реку»

Группировка по одному признаку: «все квадратные…» Игра «Дупло белочки» (группировка по двум признакам: квадратные большие, квадратные маленькие)

Группировка по одному признаку: «все круглые…»

Игра «Мостик через реку» (группировка по двум признакам: круглые большие, круглые маленькие)

Наборы Дьенеша, Альбом «Маленькие логики 2», игра 1.

«Маленькие 2», игра 2.

январь

1-2

1.«Ёжик»

2.«Зайкин огород»

Группировка по одному признаку: «все треугольные…» Игра «Ёжик» (группировка по двум признакам: треугольные большие, треугольные маленькие)

Группировка по одному признаку: «все прямоугольные…»

Игра «Зайкин огород» (группировка по двум признакам: прямоугольные большие, прямоугольные маленькие)

Наборы Дьенеша, «Маленькие 2», игра 3.

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Маленькие логики 2», игра 4.

3-4

1.«Веселые каркуши»

2.«Машинки»

Группировка по двум признакам: синие большие, синие маленькие.

Игра «Веселые каркуши»

Группировка по двум признакам: красные большие, красные маленькие.

Игра «Машинки».

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Маленькие логики 2», игра 5

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Маленькие логики 2», игра 6.

5-6

1.«Толстые и тонкие»

2. Домино

Группировка по толщине: все толстые, все тонкие.

Игра «Толстые и тонкие».

Развивать умение сравнивать предметы по толщине

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Маленькие логики 2», игра 8.

Наборы блоков

7-8

Выкладываем из палочек

Придумывание собственных «построек».

Выкладывание простейших изображений путем наложения на образец.

Наборы палочек

Наборы палочек,

альбомы «На золотом крыльце…» с. 2-10

февраль

1-2

Выкладываем из палочек

Выкладывание изображений путем наложения на образец.

Наборы «Цветные счетные палочки Кьюзинера», альбомы «На золотом крыльце…» с. 2-10

3-4

Выкладываем сюжеты

Выкладываем сюжеты из палочек «Птичий двор». Составление рассказов по составленным сюжетным картинкам.

Наборы «Цветные счетные палочки Кьюзинера», альбомы «На золотом крыльце…» с.15-16

5-6

Выкладываем сюжеты

Выкладываем сюжеты из палочек «Аквариум». Составление рассказа по выложенным сюжетам. Придумывание и выкладывание рыбок по собственному замыслу.

Наборы «Цветные счетные палочки Кьюзинера», альбомы «На золотом крыльце…» с.17-18

7-8

Оживи сказку

Выкладывание изображений на образец

1.Выкладывание фрагментов сказки «Красная Шапочка» (работа в парах)

2.Выкладывание фрагментов сказки «Три медведя» (работа в парах)

Наборы «Цветные счетные палочки Кьюзинера», альбом – игра «Дом с колокольчиком»

март

1-2

Играем вместе

Игры

1.«Цепочка»

2.«Второй ряд»

Наборы блоков Дьенеша, альбом «Давайте вместе поиграем»

3-4

Играем вместе

1. «Раздели фигуры»

2. «Художники»

Развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать их по свойствам (работа группами)

Набор блоков Дьенеша, игрушки, альбом «Давайте вместе поиграем»

5-6

Играем вместе

«Магазин»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства

Набор блоков Дьенеша, альбом «Давайте вместе поиграем»

7-8

Парные картинки

Знакомство детей с символами свойств, развитие зрительной памяти

2 Комплекта карточек с символами

апрель

1-2

Все в ряд

Продолжать знакомить детей с символами свойств

Карточки с восьмью клетками , блоки

3-4

Угощение для медвежат

Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам(величина-цвет), опираясь на карточки символы

Карточки с изображением медвежат, символами, блоки

5-6

«Строители»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма –величина), опираясь на карточки-схемы

Карточки с символами, блоки, машина для перевозки кирпичей

7-8

«Строители»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по трем свойствам (форма –величина-цвет), опираясь на карточки-схемы

Карточки с символами, блоки, машина для перевозки кирпичей

май

1-6

Индивидуальные занятия на закрепление материала

Выявление уровня знаний, устранение недочетов в усвоении материала.

Блоки, палочки, карточки-символы свойств

Занятие «Оживи сказку»

- Чтение стихотворения М. Кузмина «Дом с колокольчиком».

- Рассматривание изображений из альбома «Дом с колокольчиком», листы 1 и 3. (Сказка «Красная Шапочка»)

- Беседа по картинкам:

Кто изображен на картинках?

Из какой сказки эти герои?

Палочки, каких цветов нужны для составления картинки?

Сколько желтых (черных, красных, синих) палочек нужно для составления картинки?

- Наложение необходимых палочек на картинки. Дети работают в парах: один работает с листом альбома 1, другой – с листом альбома 3.

- Задание «Расскажите сказку». Дети по очереди рассказывают фрагменты сказки, выложенные из палочек.

Аналогично ведется работа по другим сказкам.

  1. Методические материалы

Для проведения занятий по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» используются методические материалы:

  • Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы).
  • Дидактические игры.

 

7. Список используемой литературы

1. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.

2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2000.

3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.

Дидактические материалы:

  • Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти).
  • Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…».
  • Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем».
  • Альбомы «Маленькие логики 2».
  • Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.