Тайм-менеджмент для дошкольников
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Иванова Юлия Юрьевна

В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени необходимо уделять внимание уже в дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. В дальнейшем они помогут ребёнку добиваться большего в обучении и обычной жизни. Видеоролик "Тайм-менеджмент для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тайм-менеджмент для дошкольников

В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени необходимо уделять внимание уже в дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. В дальнейшем они помогут ребёнку добиваться большего в обучении и обычной жизни.

Часто дошкольники старших и подготовительных групп путают времена года, их последовательность, не все могут назвать дату и время года своего рождения, дни недели, последовательность дней недели, дети путают и не понимают такие временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

У старших дошкольников характеризуются такие проблемы как:

-недостаточно сформированные временные понятия

-неумение организовывать свой день

-незнание ребёнком способов борьбы с тем, что мешает ему успевать (будь то рассеянность, отвлечённость или просто лень).

Важной особенностью формирования навыков управления временем у детей старшего дошкольного возраста является вооружение детей навыками планирования.

Планирование позволит не только быть ребёнку более организованным, ответственным, но и выполнять даже самые нелюбимые дела.

Самое главное – у ребёнка планирование времени должно войти в привычку. Для чего это необходимо? Ребёнок научится с детских лет ценить драгоценное время и распоряжаться ним максимально эффективно. Подобные навыки помогут ему в интеллектуальном, физиологическом, духовном, социальном развитии и станут основой успешности и самостоятельности в будущем.

Как же охватить всё? Сначала ставим цель — сформировать у детей систему знаний о времени и навыки осознанного управления временем.

Часы можно учить по модели часов. Передвижение большой стрелки по 5 минут покажет составление часа из минут. Можно считать эти передвижения по 3 интервала – это будут четверти часа. Далее также поясняют 30 минут как половину часа – полчаса. Важно часто связывать деятельность ребёнка с часами. Это поможет ему чувствовать время, чтобы им управлять. Покажите, сколько это  - 2 минуты? Мы ставим песочные часы или засекаем минутную стрелку и предлагаем ребятам совершить некоторое действие. А потом спросить много это или мало, 5 минут?

Установление знаний о днях недели, месяцах можно осуществлять через ознакомление  ребёнка с календарём. И здесь я предлагаю использовать линейный календарь.

Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении даёт детям целостное представление о том, что такое год.

Линейный календарь отличается от календарей, которые мы обычно используем, поэтому мы рекомендуем ознакомиться и родителям с этим новым форматом и объясняем, почему детям легче пользоваться таким календарем. Понятие времени довольно абстрактное, а формат линейного календаря позволяет ребятам наглядно понять где завтра, где вчера, неделя – это много или мало?

Линейный календарь легко сделать самим из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

 Полоски для календаря на каждый месяц учебного года можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе, и чтобы воспитателю было легко на нем писать. У нас это доска, к которой дети имеют открытый доступ, есть вариант размещения на панели батареи отопления.

Сверху на календаре пишется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

Теперь осталось расписать дни недели согласно «обязательным» и «гибким» делам. Ежедневно, каждое утро, ребенок и воспитатель определяют план на день. Проходит это в форме беседы, перед завтраком. В ходе беседы обсуждаются основные мероприятия текущего дня: чтение книги, интересные игры на прогулке, досуговая и творческая деятельность. Взрослый по возможности прилагает ситуацию выбора: в какие игры бы хотелось поиграть, какие материалы для творчества использовать.
Обязательно в плане указывается время деятельности.

В нашей группе мы работаем с календарем во время утреннего сбора или круга. Мы с ребятами собираемся на ковре или за столом. Происходит приветствие, проводится небольшая игра, а затем мы переходим к календарю. Мы отмечаем важные дела, дети их зарисовывают. В младшем возрасте целесообразней использовать символичные картинки.

И, конечно же, надо следить за достижением этих целей и не забывать хвалить. Важно показать, что планирование — это интересное и важное занятие, которое экономить время, помогает больше успевать. Так же важно было показать детям, что бывают непредвиденные ситуации (например, конфликт между детьми, которому пришлось уделить много внимания и т. д.) и нужно уметь менять планы.

Напротив каждой деятельности может ставиться отметка о выполнении и в конце дня можно подвезти итог, обсудить, что из-за планированного удалось сделать, что не удалось и почему. Если малыш капризничает и ленится что-то делать, всегда можно напомнить ему, зачем он выполняет то или иное задание, какую цель он перед собой поставил.

Такой элементарный, но вместе с тем увлекательный процесс работы с линейным календарем, заложит фундамент навыков грамотного управления временем и умением его ценить.

Как приучать ребенка к тайм-менеджменту? Точно так же, как мы приучаем ко всем полезным вещам – только игрой. Не заставляя и не навязывая. Не смеясь, если что-то вышло не вполне удачно, и не наказывая, если не вышло вообще. На личном примере, на договоренностях, на «рукопожатии». Эффективное управление временем позволит ребёнку чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем.

А сейчас вашему вниманию предлагаю для просмотра небольшой видеоролик.

Теперь, предлагаю поучаствовать в изготовлении линейного календаря на первую неделю октября.

Перед вами находятся заготовки и маркеры. Вам необходимо заполнить числа на семь дней, написать название месяца. Напоминаю, что 1 октября у нас приходится на воскресенье, поэтому мы с вами начнем с понедельника 2 числа. НО! Данный календарь мы заполним делами, предназначенными для нас, точнее вас. Изображать свои планы предлагаю в виде символов, рисунков. А в конце мы посмотрим, что у вас получилось .

Надеюсь вам удастся исполнить все, что вы запланировали. А еще надеюсь, что вы возьмете данную технологию к себе в работу. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов

Данный  материал  предназначен  для  методистов  дошкольных  учреждений.  В  статье  раскрывается  актуальность  проблемы  адаптации, ...

Тайм-менеджмент в работе педагога. Эти советы помогут вам успевать всё.

В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.Целеполагание (постановка целей)Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый пери...

Детский тайм-менеджмент

Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...

Детский тайм-менеджмент

Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...

Проект "Тайм-менеджмент для дошкольников"

В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени необходимо уделять внимание уже  в дошкольном возрасте. ...

Брошюра "Тайм - менеджмент в работе с дошкольниками"

В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие, использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения...

конспект занятия «Тайм-менеджмент для дошкольников или наука управлять своим временем»

Цель: познакомить детей с понятием время, научить умению планировать свой день...