Развивающие игры - занятия с палочками Кюизинера
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании изучении окружающего мира, их неуёмную любознательность помогут игры – исследования. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игра «Твой любимый цветок» Цель. Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего. Материал. Цветные счетные палочки; карточка. Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости от времени года, выставку цветов. Описание. Педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок. Вопросы – Как называется цветок? – Сколько палочек использовано в изображении цветка? – Какого цвета палочки пошли на цветок? – Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить? Например: «Мой любимый цветок – ромашка. У него длинная палочка изображает стебель, короткие синие палочки – лепестки. Они расположены слева и справа от цветоножки». Или: «Мой любимый цветок – хризантема. Головка цветка состоит из девяти палочек одной длины. Серединка у него розовая . Стебель длинный, а листья короткие, одного цвета». Работа парами . Найдите сходство и различие между цветами.
Игра «Выставка цветов» Цель. Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах. Материал. Цветные счетные палочки; карточка; открытки с изображением цветов на длинной цветоножке (гладиолус, гвоздика, лилия, тюльпан, ромашка). Описание. Педагог предлагает каждому ребенку самостоятельно выбрать открытку с изображением понравившегося цветка. Сообщает, что сегодня дети будут делать из палочек цветок, который будет выставлен на выставке цветов. Каждый ребенок выкладывает цветок, изображенный на выбранной им открытке. Все готовые работы дети располагают на столе: получается выставка цветов Вопросы и задания – Найдите на выставке все тюльпаны и расскажите, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. (Для подтверждения своих высказываний дети используют измерение.) – Каких цветов больше? Каких цветов меньше: высоких или низких? В заключение можно провести игру «Покажи и назови цветок, о котором я рассказала» или предложить каждому ребенку загадать загадку про его цветок.
Игра «Лес» Цель. Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, справа. Материал. Цветные счетные палочки; карточка. Описание. Педагог загадывает детям загадку: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес) Отгадав загадку, дети приступают к выкладыванию: каждый ребенок делает одно дерево. По окончании работы воспитатель говорит о несоответствии выполненного задания: «Я загадала загадку о лесе, а каждый из вас выложил одно дерево». Педагог таким образом ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Как сделать лес?» Выслушав ответы детей, предлагает им объединить все деревья в одну общую картину (рис. 9, цв . вкл .). Вопросы – Назовите все деревья, которые растут в вашем лесу. – Найдите и покажите самое высокое дерево. Как оно называется? – Как проверить, что оно самое высокое? (Измерить.) – Покажите одинаковые по высоте деревья. – Как называются деревья, которые дальше от вас? – Какие деревья находятся справа (слева), в середине леса? – Как можно назвать этот лес? (Смешанный лес.) Почему? Занятие может закончиться чтением рассказа о лесе или ритмической пластикой (дети изображают деревья в разную погоду: ветки деревьев тянутся к солнцу, гнутся от ветра).
Игра «Хвойный бор» Цель. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения. Материал. Цветные счетные палочки; карточка. Описание. Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку: Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Вопросы и задания – Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета? – Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.) – Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки. – Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять.) Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола.) Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол. – Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой.) Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее (рис. 10, цв . вкл .). – Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.) – Чем похожи все елки? Чем отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развивающая игра со счетными палочками"
Играя со счетными палочками ребенок упражняется в составлении геометрических фигур, анализирует и обследует их зрительно-осязаемым способом. Игра способствует: - развитию логического м...
Развивающие игры со счётными палочками
Иллюстрированный альбом "Выкладываем из палочек" для старшего дошкольного возраста с целью научить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку....
Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша
С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...
Развивающая игра "Фигурки из палочек"
Игра на развитие мелкой моторики рук...
Развивающая игра ( своими руками)" Палочки-конструктор""
Развитие мелкой моторики...
Мастер-класс "Развивающие игры из деревянных палочек для мороженого"
Мороженое – это не только одно из любимейших детских лакомств, но еще и источник бесплатного материала для творчества. Речь, идет о деревянных палочках. Преимущества палочек от мороже...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....