Дидактическое пособие «Хочу всё знать»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.
3. Обучать навыкам счёта в пределах 10.
4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.
5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fetrovaya_matematika.docx | 857.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Золотой ключик»
города Таштагола
Дидактическое пособие
«Хочу всё знать»
для детей среднего и
старшего дошкольного возраста
по формированию умственных способностей
на основе математических представлений
Автор-составитель:
Воспитатель Елисеева М.И.
Таштагол
2023
Дидактическое пособие «Хочу всё знать».
Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.
3. Обучать навыкам счёта в пределах 10.
4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.
5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.
Содержание:
Количество и счёт
Развивать навыки количественного счёта в пределах 10-ти, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Развивать навыки порядкового счёта в пределах 10-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?».
Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве.
Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».
Познакомить с цифрами до 10-ти.
Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения.
Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного).
Величина
Формировать умение сравнивать два предмета по одному из признаков: по величине (длине, высоте, ширине, толщине), пользуясь приёмами приложения.
Формировать навыки сравнения предметов по двум признакам величины (например: длине и ширине; толщине и высоте и т.д.)
Формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 10-ти) разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке, обозначая порядок расположения предметов словами (например, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).
Формировать навыки сравнения двух предметов с помощью третьего - условной меры.
Форма
Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Познакомить с геометрической фигурой овал.
Учить обследованию геометрических фигур и тел осязательно-двигательным и зрительным способами.
Ориентировка в пространстве
Продолжать учить определять положение предмета по отношению к себе: слева, справа, впереди, позади, вверху, внизу, далеко, близко.
Развивать умение двигаться в заданном направлении.
Ориентировка во времени
Расширять представления о частях суток, их последовательности.
Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.
Учить различать понятия: скоро, быстро, медленно.
Описание:
Данное пособие выполнено в виде доски, на которой с одной стороны находятся игры и задания по ориентировке во времени и пространстве
(расширение представлений о частях суток, дней недели и времени года, их последовательности). На другой стороне детям предлагаются задания и игры на развитие навыков порядкового и количественного счёта в пределах 10-ти; на изучение и закрепление знаний о геометрических фигурах, умение их сравнивать по величине и форме и так же задания на ориентировку в пространстве.
Пособие и игры выполнены из фетра с использование дополнительных элементов в виде бумаги для ламинирования, бусин, кнопок и липучек.
Пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Данное пособие позволяет в игровой форме закреплять и обобщать математические представления и знания по разделам количество и счет, величина и форма, ориентировка в пространстве и времени, развивать внимание, память, мышление, речь и мелкую моторику, формировать познавательный интерес.
Первая сторона:
1. Игра «Разноцветные окошечки» состоит из десяти окошек разного цвета, которые отгибаются вверх. За каждым окошком находятся приклеенные бусины разного вида (матрёшки, машинки, собачки, птицы и пр.) количество которых соответствует порядковому счёту. Дети рассматривают, считают количество бусин, затем находят в нижнем правом кармашке нужную цифру и приклеивают на окошечко. Данная игра при использовании в среднем возрасте направлена на опережающее развитие, в старшем помогает закреплять знания о числах и цифрах, формирует навыки количественного счета в пределах десяти.
2 Задание «Деление целого на части» представлено в виде круга поделенного на пять частей, на которых находятся изображения предметов, выполненных из фетра пяти цветов. Данное задание помогает закреплять знание данных цветов, формировать и совершенствовать навык группировки по цвету и сравнению по величине.
3. Игра «Рисунок из геометрических фигур», состоит из карточек с заданиями и геометрических фигур разного цвета и величины. С помощью данной игры закрепляются знания детей о геометрических фигурах, совершенствуется конструктивный навык, развивается воображение и мелкая моторика рук.
4. Задание «Собери гусеницу» это задание представлено в виде семи кружочков – разной величины (от большого к маленькому), выполненных из фетра, цвета которых соответствуют семи цветам радуги. В процессе сбора гусеницы, дети знакомятся с цветами радуги и их последовательностью, совершенствуется умение сравнивать предметы по размеру и размещать их в убывающем порядке.
5. Следующие задание представляет собой изображения будки со щенком. Данное задание помогает формировать и закреплять знания детей о пространственных понятиях (справа, слева, перед, за), закреплять умение использовать предлоги в речи, развивать умение ориентироваться в пространстве.
6. Игра «Логический квадрат», эта игра представляет собой основу, поделенную на девять ячеек и кармашка для хранения набора геометрических фигур четырех основных цветов, используется для знакомства детей с логическим квадратом, формирования умения видеть закономерность и на ее основе подбирать недостающий элемент, развивает умение анализировать и делать умозаключение. В таком варианте игра предназначена для старших дошкольников.
При работе со средними дошкольниками, используя набор геометрических фигур, закрепляется знание их названий, формируются и совершенствуются навыки группировки с опорой на цвет и форму. Дети учатся составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», находить один и несколько одинаковых предметов, среди предложенных для рассматривания.
Данная игра способствует развитию логического мышления, внимания у старших дошкольников, помогает в игровой форме знакомить с понятиями «вертикаль, горизонталь, диагональ».
Вторая сторона:
1. Игра «Времена года», данная игра выполнена в виде основы с изображением дерева и отдельных деталей, изображающих природные явления четырех времен года. В процессе моделирования с детьми, какого либо из времён года закрепляются и обобщаются знания о временах года, их отличительных признаках, активизируется и развивается речевая деятельность при составлении предложений и описательных рассказов на основе получившегося изображения. А белочка и зайчик учат устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».
2. Игра «Бабочка» представляет собой изображения ромашки и бабочки. Данная игра помогает формировать и закреплять знания детей о пространственных понятиях (справа, слева, сверху, снизу), закреплять умение использовать в речи предлоги (под, над, на, в, за, перед), развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Задание «Время суток», представляет собой заламинированный круг с изображением: утра, дня, вечера, ночи и набора цифр от 1 до 12. Это задание учит детей ориентироваться в частях суток, закрепить их последовательность и расставить цифры в нужном порядке.
4. Игра « Путешествие Ёжика», эта игра представляет собой следочки (в виде квадратиков), расположенных по периметру всей доски, грибочков, ёжика, набора цифр от 1 до10 и математических знаков (плюс, минус и равно). Игра позволяет развивать умение ориентироваться в пространстве, решать не сложные задачки, закреплять умение использовать в речи предлоги (под, в, за, перед) и развивать мелкую моторику.
5. Задание «Изучаем дни недели» это задание позволяет закрепит названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Задание представляет собой заламинированный круг с цветовым изображением дней недели и семи гномиков, исполненных в цвете соответствия дню недели и под порядковым номером. Дети выстраивают гномиков по порядковому счёту, проговаривают их названия, затем располагают их на циферблате в соответствии с номером и цветом.
Как видите, данное пособие решает достаточно большой объем воспитательных, развивающих и обучающих задач, а также является хорошим подспорьем в процессе проведения диагностики по выявлению качества и уровня усвоенных знаний умений и навыков у детей по пяти разделам ФЭМП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Хочу все знать»
Представляю вашему вниманию электронную игру «Хочу все знать».Чтобы детям было интересно получать или закреплять какие-либо знания, лучше всего это делать весело, в игровой форме, ведь игр...
дидактическое пособие лэпбук «Детям знать положено»
Дидактическое пособие лэпбук рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. В лэпбуке собраны материалы о ПДД для ра...
Дидактическая игра "Хочу все знать"
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, разви...
Дидактическое пособие "Хочу всё знать"
С помощью этого пособия развивается мелкая моторика, память, познавательный интерес. Можно использовать на занятиях по познавательному , речевому развитию....
Дидактическая игра «Хочу всё знать!»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном и животном мире Архангельской области. Задачи: способствовать развитию интереса детей к природе;расширит...
Авторская дидактическая игра "Хочу всё знать"
Авторы: воспитатели МБДОУ №8 Туктамышева Лейсан Камилевна, Спиридонова Гульфия НазиповнаЦели: закрепить знания по темам «Домашние и дикие животные»; познакомить детей со звуками, и и...
Дидактическая игра «Хочу всё знать»
Дидактическая игра может использоваться как в свободной, самостоятельной деятельности дошкольника, так и может являться частью образовательной деятельности....