"Роль дидактической игры в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста"
консультация по математике
Использование дидактических игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_protsesse_femp.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль дидактической игры в процессе ФЭМП
у детей дошкольного возраста»
Понятие «формирование элементарных математических представлений» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям
Дидактическая игра – имеет определенную структуру.
1. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.
2 Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их.
3. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
4. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.
5. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
В процессе дидактической игры у детей вырабатывается логическое мышление, привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей игра это: учеба, труд и форма восприятия окружающего мира.
Дидактическая игра содержит в себе цель. Для воспитанника цель- в самой игре . а для взрослого , есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
Игры с предметами:
«Собери пирамидку»,
«Собери матрешку»,
«Построй башенку» и т. п.
Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету;
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.
При формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы. Дидактические игры для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. д.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней. ("Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", «Назови соседей»)
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, месяцами. "Живая неделя", "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", «Двенадцать месяцев». Эти игры помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Четвертая группа. Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов это игры на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек».
Игры на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу».
Игры на анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник.»
В старших группах проводятся игры и упражнения со следующим содержанием:
-ознакомление с разновидностями геометрических фигур;
-овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);
-аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов ( «Выложи узор из цветной мозаики», «Придумай сам» и др.);
-развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др.
Особый интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур: объемных и плоскостных. Например, игра «Фигуры из цветной мозаики». Ценность таких игр-упражнений в том, что у детей формируется внутренний план деятельности, план представлений.
Пятая группа: В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Такие игры оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей: «Найди нестандартную фигуру» , «Чем отличаются?», "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Использование дидактических игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»
....
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей "Роль дидактических гр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста"
Дидактические игр - игры, в которых познвательная деятельность очтается с игровой деятельностью.Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитате...
«Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»
информация для родителей...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста».
quot;Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность...