КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФЭМП
картотека по математике (старшая группа)

Романенко Марина Николаевна

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_femp.docx757.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Картотека дидактических игр

для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/027e/001831e5-8bd5d5d0/img0.jpg

Воспитатель: Романенко М.Н.

Югорск, 2019 г.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В первые дни учебного года в старшей группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в средней группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в предыдущей группе.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

игры с цифрами и числами;

игры путешествие во времени;

игры на ориентирование в пространстве;

игры с геометрическими фигурами;

игры на логическое мышление.

  Игры с цифрами и числами для дошкольников

  1. «Раз ступенька...»

Цель: Закреплять в процессе игры счёт.

Ход игры:

Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры. Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

  1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

  1.  Дидактическая игра «Саночки»

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается.

Игра может проводиться до трех раз.

  1. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

  1. «Наклей цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Ход игры:

Предлагается  наклеить  цифры  по  порядку,  пронумеровав  этажи  в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

  1. «Посчитай птичек»

Цель:  показать образование чисел, научить детей вести счет в пределах 10.

Ход игры: 

Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (снегирей и синичек) на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 2. Воспитатель добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 3 синички? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 3. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 2). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 3». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц.

Аналогичным образом знакомит с числом 4,5,6, 7, 8, 9.

D:\159396131_w640_h640_ig0014-razvivayuschaya-igrushka.jpg

  1. «Не ошибись»

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро, Усложнение - назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

  1. «Живая неделя»

Цель: закрепить умение счёта по порядку, знание о днях недели.

Ход игры: 

Семь детей у доски построились и рассчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?». Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?». Выходит второй ребенок и говорит: «Я -  вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например, от вторника до вторника.

  1. «Наш день», «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания детей о частях суток.

Ход игры:

Детям раздаются карточки, На которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня.

Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.

  1. «Дни недели»

Цель: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

Оборудование: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

Ход игры:

Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

  • Расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;
  • Расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;
  • Назвать и показать рабочие и выходные дни;
  • Назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;
  • Назвать и показать 1-й, 4-й, 6-й и т. день недели, начиная с понедельника.

Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный;  вторник – оранжевый; среда – жёлтый;  четверг  - зелёный;  пятница – голубой;  суббота – синий;  воскресенье – фиолетовый.

  1. «Поезд времени»

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития; развивать связную речь, активизировать в речи выражения «потом», «до», «после того как».

Оборудование: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например: жизнь человека от рождения и до старости).

Ход игры:

Карточки раздаются играющим.  Дети выстраивают «Поезд времени».

Игровое действие: построить «Поезд времени».

Игровое правило: вагончики выстраивать в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения.

  1. «День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: 

Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00d1/0013afe0-9e70ecbe/hello_html_m1368a32f.jpg

  1. «Отгадай, кто, где стоит» 

Ход игры: Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.

  1.  «Что изменилось?»

Ход игры: На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

  1.  «Найди похожую»

Ход игры: Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева- розовая чашка.

  1.  «Расскажи про свой узор»

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать. как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу- квадрат, в левом нижнем углу- прямоугольник, в середине –треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу- цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.

  1. «Художники»

Цель: игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности.

Ход игры: Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, - на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д. В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому так же помогают дидактические игры.

  1.  «Найди игрушку»

Ход игры: «Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель,  к нам прилетал Карлсон и принес  в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1196/00152035-66fa05dd/img2.jpg

  1. «Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Оборудование: у каждого ребенка цветные палочки, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Ход игры: 

Воспитатель: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

  1. «Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Оборудование: покрывало с прорезями в виде геометрических фигур, заплатки геометрических форм.

Ход игры: 

С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

  1. «Найди такой же»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Ход игры: Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

  1.  «Кто больше увидит?»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Ход игры: 

На фланелеграфе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

  1. «Посмотри вокруг»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Ход игры: 

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

  1. «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить у детей знания о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Ход игры:

Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу , работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье) , работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

  1. «Заполни пустые клетки»

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Оборудование: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Ход игры: 

Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/027a/000fb9e9-c755f9f5/img5.jpg

1. «Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: 

Педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

2. «Составь из палочек»

Цель: развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: счетные палочки, мел, доска.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: " Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольника? А у вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнят задание, он обращает внимание ребят на то, что выполнить задание по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. Затем даёт задание: - составить два квадрата из 7 палочек; - составить три равных треугольника из 7 палочек.

3. " Чей силуэт?"

Цель: развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары " предмет-силуэт".

Методические рекомендации: прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, надо объяснить детям лексическое значение слова " силуэт".

Ход игры: 

Выставляются картинки с изображением "помидор", "тыква", " яблоко". Над этими картинками помещается силуэт яблока. Дети должны определить к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары " предмет-силуэт" дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.

Усложнение: можно предложить детям силуэты близких по контору (помидор, яблоко, тыква) и подобрать к ним картинки с изображением. (работа с мал. подгруппой, в которой ведущий воспитатель).

4. " Четвёртый лишний"

Цель: развивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.

Ход игры: 

Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.

5. "Составление предметов по картинкам"

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Оборудование: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: 

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактическиеигры по ФЭМП в  подготовительной  группе 1. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...