кружок по сенсорному развитию группа раннего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)

Сенсорное развитие очень важно для становления многосторонней гармоничной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол  от . .2023г.

Педсовет

Принята:Утверждена:

Заведующий МКДОУ

Бутурлиновскийдетский сад 11

________________ Захарова Е.А.

Приказ   от .  .2023г.                

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                  Бутурлиновский детский сад10 общеразвивающего вида                               Бутурлиновского муниципального района                                                                  Воронежской области

Рабочая программа кружка

по сенсорному воспитанию

«Цветики»

Руководитель  кружка :            

Коваленко Марина Павловна

2023 -  2024 учебный год

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Методы и формы обучения.

3.Материально техническое обеспечение.

4.Учебно тематический план.

5.Календарно тематическое планирование.

6.Работа с родителями  и коллегами.

7.Список литературы.

1.Пояснительная записка

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование сенсорного восприятия ребенка раннего   дошкольного возраста . Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов ,особенностей освоения сенсорных эталонов разных свойств ( форма , цвет, величина), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия с водой , песком, пластелином, соленым тестом, бумагой, выкладывание ,которые помогут укрепить руки малышей, точность движения рук, дифференцированные движения рук.

Актуальность

сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Цель программы:

Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучающие:

Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностя

Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.

Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).

Развивающие:

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

Воспитывающие:

воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, познавательный интерес, любознательность.  

Основные принципы программы:

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

• Принцип системности коррекционных и развивающих задач;

• Принцип единства диагностики и

коррекции;

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;

• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Подходы к реализации программы:

1.Наглядность :дидактические игры ,настольные игры, рассматривание картин, заучивание потешек, стихов.

2.Научность : в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3.Последовательность: поэтапное формирование сенсорных навыков детей.

4.Содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субьектом ) образовательных отношений.

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ,сотрудничество с семьей.

Значимые характеристики для реализации программы

Программный материал реализуется в процессе организации игровой деятельности детей, речевых игр, дидактических игр.

2.Методы и формы обучения:

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами -прием обследования формы– обведение пальцем контура фигуры

Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!

Формы работы:

• Игры (дидактические, развивающие, словесные).

• Использование мелких игрушек.

• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.

• Использование рассказов, стихов, загадок.

• Задания для развития мелкой моторики.

3.Материально -техническое обеспечение программы:

-центр сенсорного развития;

-материалы для творчества;

-дидактические и настольные игры;

-интернет ресурсы.

Ожидаемые результаты :

обогащение активного и пассивного словаря детей;

познавательный интерес к НОД кружка;

подготовка атрибутов для игр, НОД.

Организация и проведение кружка

Обьекты программы

-дети 3-4 лет

-семьи детей, посещающих детский сад

-педагогический персонал детского сада

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.Продолжительность курса 9 месяцев для второго года обучения.Работа кружка проводится в групповой комнате. Срок реализации программы 1 год.

Принципы комплектации группы и организации работы

-учет интересов и способностей детей

-желание родителей

-добровольное участие

учет психофизических особенностей детей

Список детей , посещающих кружок:

1.

4.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка «ЦВЕТИКИ»

1.Формирование зрительно тактильного восприятия(обследование предмета).

«Поисковая»,результативная проба,практическое промеривание,умение прослеживать за движением ,пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,а

также формирование системы «взор-рука».Важно формировать зрительно-тактильное восприятие,когда ребенок узнает фигуры или величину предметов

первоначально на ощупь ,и потом только рассматривает их.

(7 час).

2.Формирование восприятия цвета.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом

этапе ребенка учат сличению цветов, дается инструкция:-дай такой же (по

цвету) кубик ,кружок,и т. д. На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции .На третьем он сам называет тот или иной цвет.

(8 час).

3.Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на  «кучки»  с учетом величины,формы . С

помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учится выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета,то упражнения начинаются с различения шара, круга,и по размеру. Действия сопровождаются речью.

(6 час).

4.Формирование восприятия величины.

Различие понятий большой-маленький проводится на различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.В этих играх не только формируется представление о величине предметов,но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий , развиваются пространственные представления . Игры с матрешками и пирамидками .

(6 час).

Итого 27 час.

5.Календарно тематическое планирование.

Месяц

Тема

Цель

Оборудование,

материалы.

сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,формы посредством дидактического материала.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.

октябрь

1.»Воздушные шары».

2.»Подбери флажки к домикам»

3.НОД «Радуга»

4.«Найди куклу по цвету»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироватьсяв семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

Письмо, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

ноябрь

1.»Большой-маленький»

2.»В какую коробку?»

3.»Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

4.»«Геометрическое лото»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

Закреплять знания о величине предметов

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Закреплять знание и название геометрических фигур.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

Карточки, на которых в ряд изображены

геометрические фигуры (одноцветные контуры)

декабрь

Разложи в коробки»

2.»Помоги шоферу».

3.»Куклы собираются в гости».

4.»Самая длинная, самая короткая».

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Познакомить с длиной предметов

Продолжать знакомить с длинной предметов.

Закреплять знания о величине предметов (длина)

Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины.

Кукла, ленты разной длинны.

Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Шарики основных цветов.

Геометрические

фигуры на каждого ребенка.

Бельевые прищепки. Силуэты:

солнышко,елка,

дом,тучка,

ягоды.

январь

1.»Путешествие на лесную полянку».

2.»Определи на ощупь».

3.»Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

4.»«Спрячь грибок за елкой»

Познакомить с шириной предмета

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

Шнуры для изображения рек

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

Мешочек, стеклянный стакан. деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

Дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

февраль

1.»Угости кукол конфеткой».

2.»Самая длинная, самая короткая»

3.«Дальше-ближе»

4.»Найди Котенка».

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

Разноцветные ленты разной длины.

Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Котенок, вся группа.

март

1.»Кисло, сладко…».

2.»Узнай на вкус».

3.»Что как плавает».

4.»НОД «Теремок»

Упражнять в развитии эталонов вкуса

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Яблоко, лимон, виноград, банан.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

апрель

1.»«Научи зайца строить забор»

2.»Волшебный лес»

3.»Подарки»

4.»В гости к мишке»

Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься

Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

Деревья разные по-высоте, толщине.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

май

1.Опыт «Прозрачность воды».

2.Опыт «Разноцветная вода».

3.«Теплый – холодный»

4.«Спрячь мышку»

Познакомить со свойствами воды

Закреплять знания о свойствах воды.

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Программные  задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

Листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

-совместная творческая деятельность родителей с детьми.

6.Работа с воспитателями:

Консультация «Сенсорное развитие детей».

Подборка дидактических игр и демонстрационного материала.Картотека.

Работа с родителями.

-наглядная информация для родителей (папки передвижки,

выступления на собраниях,анкетирование родителей.

Провести консультацию по теме: » Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры».

7.Литература :

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада (Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер) Под ред .

Л.А.Венгера.М.,Просвещение,1988.

Галанова Г.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов .Ярославль «академия развития» 1996.

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу .практическое пособие

автор-составитель Л.В.Белкина тц «учитель» Воронеж 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Родительское собрание в первой  группе раннего возраста  «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...