Картотека дидактических игр по ФЭМП - средняя группа
картотека по математике (средняя группа)
Представлены дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp-sred.gr_.docx | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(ФЭМП)
средняя группа
Воспитатель: Волобуева Т.В.
- "Собери ягодки"
Цель: различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой. Умение сравнивать предметы контрастных размеров.
Материал: Вини-Пух, карточки с двумя полосками, корзина, счетный материал, карандаши, тетради, карты-таблицы.
Содержание.
Вини-Пух приходит с корзиной, имитирует сбор ягод и говорит при этом: «Одну ягодку беру. На вторую смотрю, Третью примечаю, А четвертая мерещится.». Вини-Пух здоровается с детьми, хочет с ними поиграть. Вини-Пух на каждый зеленый листик накладывает красную ягодку, но при этом иногда ошибается. Дети исправляют его ошибки. Затем воспитатель снимает каждую ягодку с листика и кладет ни нижнюю полоску под листик; обращает внимание детей на расположение и соотношение ягод и листиков, их количество.
2. «Помоги достать»
Цель: умение сравнивать предметы контрастных размеров.
Материал: Вини-Пух, цветные карандаши.
Содержание.
Вини-Пух хочет нарисовать ягодки, но ему не достать карандаши, которые лежат на высоком шкафу. Он просит подсказать, как достать карандаши со шкафа. Дети, отметив, что шкаф высокий, предлагают встать на стул, или попросить воспитателя, чтобы она достала карандаши. Вини-Пух достает карандаши, и рисует ягодки, затем играет с детьми.
3. "Приходите на лужок"
Цель: формировать умение сравнивать и различать предметы по величине.
Материал: одноцветные пирамидки (всех имеющихся цветов). Количество пирамидок соответствует количеству детей; картонный круг диаметром 20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.
Содержание.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором заранее расставлены пирамидки. Каждый ребенок выбирает себе пирамидку тоге цвета, который ему больше всего нравится. Одну из пирамидок берет себе воспитатель. На середину стола он кладет картонный круг зеленого цвета. "Это у нас будет лужок с зеленой травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть", -объясняет воспитатель. По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают перед собой колечки ровными рядами. Показывая образец игровых действий, воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки, кладет его на середину лужка и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок». Предупреждает детей, что на лужок приглашаются самые маленькие колечки. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их вокруг кружка (по его окружности). Затем предлагает детям посмотреть, те ли колечки пришли. Те же действия дети выполняют с остальными колечками. В процессе игры дети берут колечко и накладывают его на образец, чтобы свериться, правильно выбрали колечки или нет?
Правила игры:
1. Дети повторяют действия, показанные воспитателем.
2.Выбрав колечко на глаз, ребенок должен проверить правильность своего выбора, путем накладывания. На роль ведущего ребенок назначается воспитателем.
3.Ведущий может ставить на центр любое колечко.
4. "Раз - два, три-ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал. Одноцветные пирамидки, которые уже использовались в предыдущих занятиях (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание.
Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
5. "Геометрическое лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание.
Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной и говорят, в каком порядке расположены фигуры.
6. "Помоги цыплятам"
Цель: формировать умение устанавливать соответствие между множествами.
Содержание.
Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать.
Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. Воспитатель читает стихотворение:
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
А курица – на утке.
7. " У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание.
Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Вини-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с воспитателем они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
8. "Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание.
Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту. Показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
9. «Найди столько же»
Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».
Материал: у детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали натри равные части (рис.).
В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 50), наборы геометрических фигур и счетных палочек. Силуэты домов, расположенные в разных частях комнаты (количество окон от 1 до 5).
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Воспитатель спрашивает ребенка, сколько фигур
он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети подбирают карточки с соответствующим количеством изображений, раскладывают их в правой части таблицы.
Воспитатель предлагает взять карточки, подойти к домикам и распределить карточки в соответствии с количеством окон (найти домик, у которого столько же окон, сколько предметов на карточке).
рис.Таблица
10. «Нарядные зверюшки»
Цель: формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Материал: две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Содержание.
Педагог показывает детям, как свертывать ленту и дает каждому попробовать, а затем предлагает «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих (у одного лента длинная, у другого короткая), все смотрят, кто первый свернет ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого ленты раскладываются на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям. Затем дети меняются местами. Теперь выигрывает другой ребенок. Вызываются другие дети, предлагается одному из них выбрать ленту. Педагог спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
11. «Красивый узор»
Цель: формировать умение осуществлять выбор величин по слову-названию предметов.
Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); тарелочки, наборное полотно.
Содержание.
На столах листы бумаги, тарелочки с геометрическими формами. «Сейчас мы будут выкладывать красивый узор. Смотрите внимательно. Большой квадрат (вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат» (вновь вставляет), затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Педагог следит, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование.
12. «Лото»
Цель: формировать умение вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Материал. Карточки с изображением трех одноцветных форм (на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Содержание.
Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
13. «Принеси столько же»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его, формировать умение находить равное количество игрушек.
Содержание.
Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько ' игрушек, сколько он скажет. До очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол (по указанию педагог (другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно, ли выполнено задание.
14. «Картина»
Цель: формировать умение располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Материал. Большой лист бумаги, крупные детали (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица); листы бумаги, те же элементы небольших размеров; предметы и инструменты для приклеивания.
Содержание.
«Сегодня будем делать красивую картину: я - на большом листе, закрепленном на доске, а вы - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делаю я».
Детям раздаются материалы для аппликации. Сначала педагог наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. При необходимости педагог помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).
По окончании сравниваются детские работы с работой педагога, обсуждая пространственное расположение предметов. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».
15. «Подбери по форме»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание.
Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
16. «Найди спрятанную игрушку»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Материал: разные игрушки.
Содержание.
Вариант 1.
Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке».
В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.
Вариант 2.
Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше» и т. п.
Вариант 3.
Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.
17. «Когда это бывает?»
Цель: закрепить представление о частях суток, формировать умение правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Материал. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Содержание.
Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
18. «Назови свой автобус»
Цель: упражнять детей в различении геометрических фигур, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом
и размером.
Содержание.
Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
19. «Назови и сосчитай»
Цель: формировать умение считать и воспроизводить звуки, называя итоговое число.
Содержание.
Лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается до Б. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз.
В заключение всем детям имеете, предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
20. «Хватит ли?»
Цель: формировать умение видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание.
Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
21. «Найди свое место»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Содержание.
Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение воспитатель задает вопросы: «Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
22. «Угадай»
Цель: закрепить навыки счета в пределах 5.
Содержание.
В центре круге сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число 5. Какое число, задумал зайка?
Далее зайка дает такие задания: «Положить в. квадрат число меньше 5 на 1. В кругу - число больше 5 на 1 . и т. д.
23. «День и ночь»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Содержание.
Вариант №1.
Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.
Вариант №2.
Перед подачей сигнала воспитатель предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3.
Ведущий игрок - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
24. «Конструктор»
Цель: формирование умения разложить фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до пяти.
Игровой материал. Разноцветные фигуры.
Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры изображенных, на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.
рис. Пример выкладываемых фигур.
25. «Не ошибись»
Цель: формировать умение согласовывать числительное с существительным, запоминать число предметов.
Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 5 квадратов. 5 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 5.
Содержание.
Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 5 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 5. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.
26. «Живые числа»
Цель: упражнять в счете в пределах 5.
Материал: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 5.
Содержание.
Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается. Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 5 до 1, пересчитываются по порядку.
27. «Мастерская форм»
Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал. У каждого ребенка спичи без головок, окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.
Содержание.
Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять поиграем в игру «мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур, только не выкладывайте совсем одинаковые. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
28. «Что нарисовано?»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.
Содержание.
У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).
29. «Найди свою фигуру»
Цель: формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание.
Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
30. «Фигуры из палочек»
Цель: закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру.
31. «Что стоит вверху, внизу, рядом»
Цель: формировать восприятие пространства, пространственные отношения между предметами.
Содержание.
Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
32. «Что изменилось»
Цель: упражнять в порядковом счете» упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук.
Содержание.
Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
33. «В зимнем лесу»
Цель: формировать представление об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах 5-и.
Содержание.
В центре круге сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Количество нарисованных морковок подскажут вам, какое число зайка задумал. Какое число, задумал зайка? И т.д.
34. «Улица»
Цель: формировать умение зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий (по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков от одного до 5. Три круга того же цвета - для стоянок машин.
Содержание.
Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины? На стоянку!» - все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, воспитатель проверяет порядок номеров, игра продолжается.
35. «Возьми игрушку»
Цель: формировать ориентирование детей в ближнем пространстве.
Содержание.
Детям показывают картинку, изображающую комнату. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон «ой, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел. Давай я тебе все покажу и расскажу -ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. Вот это стол, - начал он. А какой он формы? - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик очень подробно начал рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.
36. «Найди, каких игрушек у нас 1, 2, 3(4, 5)»
Цель: формировать умение запоминать, сколько игрушек надо найти.
Содержание.
Воспитатель обращается к детям: «мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 3 , 4, 5, 6, 7? Кто быстрее найдет и назовет, то и выигрывает.
37. «Найди пару»
Цель: упражнять детей в счете в пределах пяти.
Содержание.
«Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ФЭМП в группах старшего дошкольного возраста( математика)
Используя эти игры можно легко закреплять пройденный материал...
Картотека дидактических игр по ФЭМП младшая группа
Данный материал поможе воспитателям провести день с детьми весело, в игровой форме, как индивидуально, так и со всей группой....
Картотека дидактических игр по ФЭМП (средняя группа)
Картотека дидактических игр по ФЭМП (средняя группа)...
Картотека дидактических игр по ФЭМП (средне-старший возраст)
Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся...
Картотека дидактических игр по ФЭМП. Средняя группа
Материал полезен для работы с детьми средней группы...
Картотека дидактических игр по ФЭМП (Средняя группа)
Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения мудрости....
картотека дидактических игр по ФЭМП средняя группа
картотека дидактических игр по ФЭМП средняя группа...