«Использование деятельностного принципа построения образовательного процесса при формировании элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"
статья по математике

Сыроватская Наталия Владимировна

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений. Ребенок по своей природе - исследователь, деятель, творец. Он должен все ощутить сам — количество, массу, расстояние и время, только перебрав все возможные варианты и способы решения он найдет самый верный. Акцент в соей работе делаю на использование деятельностного принципа построения образовательного процесса, с учетом интересов ребенка. Педагогическая идея накопленного опыта состоит в том, что ребенок во время игр, игровых заданий, проблемных ситуаций манипулирует с предметами, чтоб на своем опыте сформировать первые представления о математических основах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_2023_-_kopiya.docx13.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование деятельностного принципа построения

 образовательного процесса при формировании элементарных математических представлений»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность, а также умеющих осуществлять успешный жизненный выбор.  «Успех страны зависит от успеха каждого конкретного человека» - заявил В. В. Путин во время «Разговора о важном» со школьниками в Калининграде 1 сентября 2022 года. Основы «успешной личности» закладываются в детстве. Дошкольный возраст — самый сензитивный период для формирования нравственной, волевой, целеустремленной, мобильной, способной анализировать свои действия личности.

Для реализации требований общества и государства в свой практике  использую деятельностный принцип построения образовательного процесса, с учетом интересов ребенка. Данный принцип ориентирован на личность ребенка, которая выступает, как активное творческое начало. Ребенок взаимодействуя с окружающим миром, учится быть самим собой, сотрудничает, ставит и добивается целей, саморазвивается. Педагог выстраивает деятельность так, чтобы мотивировать детей на получение новых знаний, стимулировать постоянное движение вперед.

В своей работе я большое внимание уделяю знакомству детей с удивительным миром практической математики. Математика — это наука, которая окружает ребенка в повседневной жизни, которая позволяет развить основы познания и изучения.

Педагогическая идея деятельного принципа состоит в том, что ребенок во время математических игр, игровых заданий, проблемных ситуаций манипулирует с предметами, чтоб на своем опыте сформировать первые представления о математических основах. Ребенок по своей природе -  исследователь, деятель, творец. Он должен все ощутить сам — количество, массу, расстояние и время, только перебрав все возможные варианты и способы решения он найдет самый верный.

Я пересмотрела   систему построения четко сконструированных занятий, где все действия детей заранее спланированы. Образовательный процесс для нас с детьми это не скучные знания, а «Время приключений». Увлекательный мир начинается с игровой ситуации, которая мотивирует детей на совместное обсуждение путей решений проблемы. Все возможные гипотезы мы проверяем на практики. В ход идут разнообразные конструкторы, мозаики, шнуры, линейки, карандаши, игрушки… Включаясь в решение проблемы, дети исследуют объекты, измеряют и сравнивают, выявляя существенные признаки и отношения.

В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой. Объединяясь в небольшие группы дети учатся выстраивать совместно своё взаимодействовие, вырабатываю план, распределяют обязанности, сотрудничают.  

Используя в своей практике деятельностный подход, строю образовательный процесс так, что ребенок получает возможность самостоятельно изменить ситуации в нужном ему направлении, осуществлять выбор учитывая при этом свои интересы, проявить индивидуальность. Все сравнивают длину, а кто-то считает дорожки.

Данный принцип построения образовательного процесса позволяет учитывать траекторию развития каждого ребенка и гарантирует создание ситуацию успеха.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации говориться о недопустимости оторванности содержания  образования от жизни. В дошкольном возрасте это особенно актуально. Мы вместе измеряем дорожки, строим башни, подсчитываем овощи.  Результатами наших приключений является не только знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Поэтому умение, приобретенное в игровой форме, отличаются большей устойчивостью, легкостью переноса в новые условия.

Наш детский сад является участником инновационной площадки по апробации и внедрению основной образовательной программы «Вдохновение». Деятельностный принцип построения образовательного процесса становиться ведущим. На первый план программа выводит  активность ребенка, как полноценного участника образовательных отношений. Она фокусируется на создании социальных и материальных условий реализации образовательных процессов, поддерживающих его инициативу, обеспечивающих индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.

Среда моей группы насыщена развивающими пособиями, различными объектами для изучения, инструментами для измерений и исследований, разнообразными конструкторами, которые можно использовать как счетный материал, как объект исследования формы, цвета и размера, как материал для моделирования логических и математических задач. В сущности, образовательная среда для моих детей, это мир в котором они живут.

Применение в работе с детьми таких развивающих игровых пособий как: блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина разнообразных мозаик и конструкторов, конечно не ново, но они позволяют не только развивать мыслительные операции у дошкольников, но и с легкостью применять дифференцируемый подход к обучению, развивать любознательность, интерес к поисковой деятельности, познавательную мотивацию.

Деятельный принцип построения образовательного процесса отражается и в образовательной технологии «Лего-математика», которая была представлена в ходе открытого мероприятия.

В своей практике я использую ещё одну технологию «Судоку». Это древняя головоломкка, но в тоже время до сих пор пользующаяся популярностью. Она может быть разных уровней сложностей. Разгадывание Судоку развивает: логическое мышление, умение структурировать шаги алгоритма, пространственные отношения.

Все выбранные мной технологии не приносили бы успеха без тесного взаимодействую с родителями. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, инновационная программа «Вдохновение» и тенденции нового времени изменили формы и методы сотрудничества с родителями. Сегодня они полноправные участники образовательных отношений. Традиционные собрания у нас в группе превращаются в мастер-классы, где мы играем в математические игры, знакомимся с конструкторами и пособиями, вместе учимся видеть математику в окружающих предметах. В онлайн — режиме они знакомятся с достижениями детей в группе и делятся результаты их работы дома. Сотрудничество с родителями носит взаимообратный характер.

Руководствуясь деятельностным принципом организации образовательного процесса замечаю, что мои выпускники - это уверенные в себе школьники, с высокой мотивацией к познанию нового, способные видеть все способы достижения поставленной цели, выбирать самые оптимальные решения с наименьшими затратами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Опыт работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС" (средний дошкольный возраст)

Приоритетным в своей работе считаю:- формирование адекватных представлений у воспитанников о ЗОЖ...

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общ...

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....