Проект "Его величество Время"
проект по математике
Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_proekta.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги. Начну свое выступление с отрывка сказки «Катя и Время.»
Катя собиралась с бабушкой на вечернюю прогулку очень долго девалась. Бабушка сказала:
- Катя, быстрее, время идет, солнышко сядет и будет холодно.
- Бабушка, а что такое время? Куда оно идет? Покажи его мне! – затараторила Катя
Все, что происходит в нашей жизни, совершается во времени и пространстве. Время нельзя увидеть или потрогать. Оно похоже на реку. Также быстро течет и не стоит на месте
. Имея достаточный опыт работы учителем начальных классов, я заметила, что лишь некоторые дети имеют временные представления и умения ориентироваться во времени. Есть дети, которые не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям
Таким образом, необходимость формирования у детей временных и пространственных представлений, и отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта
Объект проекта : обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени
Предмет проекта : сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников
Тип проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели
Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства
Задачи проекта :
- научить ориентироваться во времени, устанавливать пространственные отношения между предметами;
- провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени
- поощрять познавательный интерес к математике
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители
Предполагаемые результаты:
- формирование пространственных, временных представлений;
- повышение познавательной активности воспитанников, интереса к дальнейшему обучению математики.
В начале работы над проектом мы составили карту детских идей
Что знаем о времени? | Что хотим узнать? | Где найдём необходимую информацию? |
Время идёт Часы идут ) По часам определяют во сколько надо идти в детский сад Время года – это время Время смотрят по часам | Как устроены песочные часы? Как раньше определяли время? Если есть время, как его можно увидеть? Можно ли самим сделать часы? | На занятиях в детском саду В интернете В книгах Спросить у мамы Посмотреть по телевизору |
Этапы реализации проекта
I ЭТАП
Подготовительный (1 неделя)
- Постановка проблемы
- Подбор наглядных пособий
- Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
- Подбор материалов для проведения исследования
- Подбор дидактических, развивающих игр по теме
- Подбор материалов для изобразительной деятельности
- Беседы с родителями по теме проекта
II ЭТАП
Деятельностный (2 неделя понедельник, вторник, среда, четверг) включает все направления развития ребёнка (образовательные области).
Образовательная область
«Речевое развитие»
Беседы: «Что такое время?»,беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года», «Какие часы были давным-давно», «Что случится, если часы будут идти по- разному?, «Измерение времени»,
Чтение художественной литературы:
О. Анофриев «Тик - Так», В. Берестов «Без четверти шесть». «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Знакомство со сказками:
«Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры:
«Веселая неделька», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Выбери что нужно для часов», «Узнай который час?».
Проблемно-игровые ситуации:
«Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Часовая мастерская».
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».
Аппликация: «Будильник».
Лепка: «Цветочные часы».
Образовательная область
«Физическое развитие»
Физ. минутки: «Часы», «Осень».
Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;
Пальчиковые гимнастики о временах года;
Подвижная игра: «День – ночь».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Образовательные ситуации: «Четыре принцессы»; «Путешествие по реке времени», «В гостях у гнома – часовщика»;
Эксперимент с песочными часами: «Течёт ли время?»;
Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать» ;
Работа с календарем природы
IIIЭТАП
Завершающий (пятница)
- Выставка поделок моделей часов «Часы такие разные»
- Презентация продуктов деятельности родителям
- Оформление плаката «Река времени»
В ходе проекта ребята
Список использованных источников
http://www.fun4child.ru/ стихи о часах
http://www.ds76.ru/ стихи о часах
http://ru.wikipedia.org/ Кремлёвские часы
http://www.nashagazeta.ch/ цветочные часы
http://azbuka-uma.by/детям о времени
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
Детская энциклопедия «Как делают разные вещи»;
Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007
Мельников И. «Про часы и о часах»: изд. Детская литература ,1983
Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском садуФалькович Т. А. Формирование элементарных математических представлений (4-7 лет, 2007
Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. – М. : ТЦ Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "историческое время"
Тип проекта - информационно – творческий.Цель проекта: Знакомство с историческим временем, обобщение представлений о времени у старших дошкольников, установление временных отношений....
Презентация "Его величество Время"
Презентация по математике для детей старшего дошкольного возраста...
Проект. Тема: «Времена года»
«Хорошо зимой и летом,...
Проект "Его Величество Время"
Формирование временных представлений у детей – одна из трудных задач раздела ФЭМП. Временные представления являются неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно – образного мышления и восприят...
Проект " Его Величество -Время"
Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.Задачи.1.Познакомить детей с понятием «время». Сформировать опыт использования разнообразных способов ег...
Рекомендации родителям по теме "Его величество-Время!""
quot;Шпаргалка для родителей" или чем занять детей дома.......
Конспект итогового занятия по проекту "Его величество Время"
Задачи:познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей интерес к календарям и стремление планировать свою жизнь по календарю;закрепить название дней недели; упражнять д...