«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.»
статья по математике

Николичева Елена Васильевна

В данном разделе предоставлен опыт работы по теме "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы 62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.»

                                                Воспитатель Николичева Е. В.

г. Мончегорск

2022 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая база опыта

  1.  Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

7

  1.  Специфика развития математических представлений у детей дошкольного возраста

9

Глава 2. Технология опыта

13

              2.1. Результативность опыта

18

Заключение

21

Список литературы

22

Приложение

24

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Информация об опыте работы.

Условия возникновения опыта: педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №25 компенсирующего вида». Педагогический коллектив детского сада, согласно требованиям ФГОС ДО, постоянно проявляет интерес к проблеме повышения уровня познавательной деятельности дошкольников. Изучив опыт коллеги Едемской Л.В. «Развитие мыслительной активности дошкольников посредством применения универсального дидактического материала цветных палочек Кюйзенера», результаты мониторинга детей, возник интерес на сколько целесообразно и эффективно применение традиционных дидактических игр как средства обучения дошкольников ЭМП.

Введение.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Актуальность.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

-  речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

-  страдают зрительное и слуховое внимание.

- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Работу над этой темой я начала с детьми с младшей группы и продолжила в старших группах. Проводя образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой:

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Гипотеза - если применять дидактическую игру в образовательной деятельности в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности дидактической игры, как средства формирования нового и закреплению усвоенного материала дошкольниками.

Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов и форм при проведении образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые и закреплять полученные знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Длительность работы над опытом.

Исследование рассчитано на 4 года (с 2017 по 2021 год ).

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Глава 1. Теоретическая база опыта.

        1.1 Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С. Выготского: «…научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко

использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с

предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

По замечанию А.К. Бондаренко: «…требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением». По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

- Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается, как следствие обучения и закрепления математических знаний.

  1. Специфика развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т. е. основанное на уровне представлений. Математические представления, как и представления вообще – это объективно существующие субъективные образы, которые воссоздаются памятью или создаются воображением, которые возникают тогда, когда нечто материальное, которое породило эти образы, не воздействует прямо на субъекта и его органы чувств.

Исследования психологов и педагогов (Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский , В.В. Данилова , А.В. Запорожец , Г.А. Корнеева , А.М. Леушина , Т.А. Мусейибова , Е.И. Щербакова  и др.) показывают, что в дошкольном возрасте имеются особенности в восприятии и генезисе математических представлений. Математическое образование сосредоточено на освоении детьми дошкольного возраста представлений, являющихся предпосылкой формирования таких математических понятий как величина, число, геометрические фигуры. Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными.

Осуществляется развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста при поддержке научно обоснованной методической системы, в компоненты которой входят цель, содержание, методы, формы и средства организации работы, тесно связанные между собой и взаимообусловленные друг другом. Развитие элементарных математических представлений связано с математическим развитием детей. По мнению А. А. Столяра: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [64, с. 7].

Таким образом, на основе анализа вышеперечисленных понятий, можно выделить общее и сделать вывод о том, что математическое развитие это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате развития элементарных математических представлений. Согласно Е. А. Носовой: «Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания» [51, с.21].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет: «Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве» . Выполнение данных задач предусматривает обеспечение реализации принципа преемственности в воспитании и развитии ребенка на дошкольной и начальной школьной ступени образования.

К основным задачам математического развития детей дошкольного возраста относятся:

1. Развитие логико-математических представлений (представлений о конкретных величинах, о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение.  

3. Развитие логических способов изучения математических свойств и отношений (абстрагирование, анализ, отрицание, обобщение, сравнение, сериация, классификация).

4. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, трансформация).

5. Освоение математических способов познания действительности: измерение, счет, простейшие вычисления.

6. Развитие точной, доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря.

7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей: сообразительности, смекалки, находчивости, догадки, стремление найти нестандартное решение задач.

 8. Развитие инициативности и активности детей.

9. Воспитание готовности обучаться в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости при преодолении трудностей, мелкой моторики и координации движений глаз, умений самооценки и самоконтроля.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста, наряду с целями и задачами, определяется следующим:

1. Личностно-развивающей направленностью содержания математического развития детей дошкольного возраста, которая является эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействует развитию такого важного личностного качества как самостоятельность в решении интеллектуальных задач. 2. Направленностью математического содержания, осваиваемого ребенком в дошкольном возрасте и являющейся социализирующей. Логико-математический опыт, который накоплен ребенком, обязательно будет его важным личностным приобретением, если он обеспечит успех в различных видах деятельности, которые требуют проявления интеллектуально-творческих способностей.

3. Пропедевтичным содержанием математического развития детей дошкольного возраста. Содержание, которое ребенок осваивает должно дать ему возможность познать на чувственном, а затем и логическом уровне отдельные стороны действительности и развивать те структуры мышления, которые впоследствии будут формировать основные математические понятия.

4. Содержание, которое осваивается ребенком дошкольного возраста, должно соответствовать его индивидуальным и возрастным возможностям, должно быть сориентировано на зону ближайшего развития ребенка. В процессе обучения ребенок с помощью тактильного и зрительного ознакомления с предметами выделяет различные их признаки (то есть осваивают такие свойства как размер, вес, форма, количество), а затем по этим признакам классифицирует предметы в различные группы (классы), находят сходства (отношение эквивалентности) и различия. При этом дети дошкольного возраста учатся выделять конкретные свойства предмета, необходимые для решения той или иной задачи и отбрасывают другие не нужные свойства, тем самым формируя важную способность к абстрагированию.

Пространственно-временные представления являются наиболее сложными для детей дошкольного возраста, освоение их происходит через представленные отношения в реальном времени (сегодня – завтра, далеко – близко). Познание данных отношений выполняется при анализе реальной жизненной обстановки, разрешении проблемных ситуаций, решении специально разработанных творческих задач на моделирование и творческих задач.

Познавая числа и осваивая действия в познании величин, дети осуществляют  переход от непосредственных способов (приложение, наложение, сравнение «на глаз») к сравнению опосредованным способом (при помощи измерения условной меркой и предмета-посредника). Числа являются важнейшим компонентом математического развития. При помощи числа выражаются величины и количество. Выполняя операции с числами, являющимися показателями величин и количеств объектов окружающего мира, выполняя операции сравнения, уменьшая и увеличивая их, можно сделать выводы о состоянии объектов действительности.

Количество и счет – это деятельность с конечными множествами. Счетная деятельность сначала носит только практический характер: дети сравнивают множества, даже не зная о том, что такое число. Это сравнение дает маленькому ребенку рассуждать, например, о том, что ему дали конфет меньше, чем его сестре. Ребенок не может сам сказать, как он об этом узнал, но наблюдая за его поведением можно сказать, что он выполняет это сравнение, при этом сопоставляя один предмет с другим, как бы выполняя сравнение попарно. Сопоставление элементов одного множества с элементами другого в наглядной форме дает возможность судить ребенку о равенстве или неравенстве множеств, и на основании данного сравнения ребенок дает свое суждение. Даже дети младшего дошкольного возраста, которые овладели приемами количественного сопоставления множеств в практическом плане, начинают их хорошо различать.

Обследование величины предметов сначала происходит при помощи зрения, с помощью движений, на ощупь. Далее дети начинают сравнивать предметы равные и контрастные по высоте, длине, ширине,  используя приемы приложения и наложения (равные по длине, короче-длиннее). Сущность числа и выполнение действий с числами дети дошкольного возраста постигают на протяжении длительного промежутка времени. Они сначала выделяют один или два предмета, затем выполняют сравнение двух множеств практическим путем. В данный период или чуть позже происходит овладение детьми счета. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают знакомиться с цифрами и знаками для обозначения числа.

 При решении арифметических задач дети овладевают специальными приемами вычислительной деятельности, например отсчитывание и присчитывание по единице. К шести-семи годам у детей уже имеется определенный логико-математический опыт, для них уже доступны познание зависимостей объектов и закономерностей, познание связей. Дети могут дать оценку различным состояниям и преобразованиям. Дети старшего дошкольного возраста «определяют порядок, изменение или неизменность состояния веществ, объектов; следуют алгоритмам и составляют их самостоятельно; находят фигуру, которая пропущена в ряду фигур; понимают и исправляют ошибки; поясняют свои действия».

Таким образом, можно сделать вывод: Развитие элементарных математических представлений является целенаправленным и организованным процессом усвоения и передачи знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. Математическое развитие детей дошкольного возраста представляет собой качественные изменения форм их познавательной активности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Основной целью математического развития детей дошкольного возраста является формирование интеллектуально-творческих способностей у них. Основными задачами является развитие точной речи, творческих способностей и логико-математических представлений, освоение сенсорных, экспериментально – исследовательских, логических, математических способов познания

Глава 2. Технология опыта.

Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства получения нового и закреплению усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

- Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики;

- Изучить на практике воздействие дидактической игры на мыслительные процессы дошкольников;

- Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

  • Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
  • Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентировки в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?». Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

В начале своего исследования я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.

Примерные задания и вопросы: «Сколько здесь больших цветочков? Отсчитай сколько же маленьких цветочков. Узнай, каких квадратов больше: синих или красных. (На столе беспорядочно лежат 2 больших синих квадратов и 3 маленьких красных.) Узнай, каких кубиков больше: желтых или зеленых». (На столе стоят 2 ряда кубиков; 3 желтых стоят с большими интервалами один от другого, а 4 синих — вплотную друг к другу.) Проверка подсказала на какие вопросы следует обратить внимание, какие дети не смогли овладеть счётом.

Так как внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво, то для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. В средней группе применяла словесные дидактические игры с большим набором наглядностей. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Знакомя детей с цифрами, я использовала различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». (Приложение № 2) Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой детям предлагались такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», «Мои первые цифры».

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например, я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Также дошкольникам нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например, 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку». Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти.

Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт», «Аппликация», «Только одно свойство» (Приложение № 4). Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек» (Приложение № 4). Сначала давала простые задания. Например, выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решала следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве, знать наименование дней недели.

В старшей группе дети сопоставляют не только совокупности разных предметов. Группы предметов одного вида разбивают на подгруппы (подмножества) и сопоставляют друг с другом («Каких ёлочек больше - высоких или низких?»), группу предметов сопоставляют с ее частью. («Чего больше: красных квадратов или красных и синих квадратов вместе?») Стараюсь, чтобы дети каждый раз рассказывали, как получено данное число предметов, к какому числу предметов и сколько они добавили или от какого числа и сколько убавили. Чтобы ответы были осмысленными, варьировала вопросы и побуждала детей по-разному характеризовать одни и те же отношения («поровну», «столько же», «по 6, по 4 » и др.). Через игровое действие, правила дидактических игр подводила детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.

Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй - с белым гномиком и т.д. Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие сподручные материалы. (Приложение № 3)

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Маша, а сзади -Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» (Приложение № 6) и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома - кукла и т.д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «В поисках сокровищ» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например, распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана, читаю: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей «Путешествие по комнате», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика». (Приложение № 5) Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Судоку» (Приложения № 7) и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения. (Приложение № 7)

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления знаний, полученных в образовательной деятельности по формирование элементарных математических представлений у дошкольников, я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например, «Собери бусы», «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись?» и т.п.

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Совместно с инструктором по физической культуре Мухиной М.В. и учителем –дефектологом Макеевой А.Е. в рамках проекта провели квест «Олимпийские игры», где воспитанники показали хорошее владение картой, умение по ней ориентироваться. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия, провела мастер класс по данной тематике «Что умеют счетные палочки»

И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания- выступление «Занимательная математика для малышей»
  • консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка»«Яркие и интересные игры», «Использование дидактических игр в обучении детей элементарным математическим представлениям» и др.
  • изготовление дидактических игр совместно с родителями
  • мастер-класс для родителей «Играем дома»
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?», «Математика для развития Вашего ребенка», «Математические представления детей»

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду — родители у детей закрепляли дома. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей. (Приложение № 2).

Таким образом, применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

2.1 Результативность опыта.

Для определения эффективности своей работы проводила педагогическую диагностику по ФЭМП посредствам дидактических игр, начиная с младшего дошкольного возраста.

 Благодаря использованию продуманной системе дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомления.

Уровень сформированности математического развития:

Младшая группа:

Начало года

Конец года

низкий

60%

10%

средний

40%

50%

высокий

-

40%

Средняя группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

33%

8%

средний

42%

50%

высокий

25%

42%

 

Старшая группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

36%

9%

средний

46%

45%

высокий

18%

46%

 

Подготовительная группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

28%

-

средний

57%

62%

высокий

15 %

38%

 

В старшей и подготовительной группе дети принимали участия в шашечном и спичечном турнирах, где показывали хорошие результаты. Также участвовали в математическом турнире «Мудрый совенок», где воспитанники стали призерами и победителями математической викторины.

Таким образом, можно сделать вывод: в  результате систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствует педагогическая диагностика, которая показала следующие результаты:

В начале года в младшей группе дети не могли самостоятельно выполнить задания, а 40% детей выполняли еще с помощью взрослого. Сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику, которая возросла на 40% к концу года.

Сравнительный анализ результатов диагностики в средней группе показал положительную динамику у воспитанников, она возросла на 20%. К концу года 42% (5) детей самостоятельно выполняют задания, а 50% (6) детей справляются с помощью взрослого, 8% (1) не мог выполнить не одного задания самостоятельно. Это ребенок с ЗПР

Сравнительный анализ результатов диагностики в старшей группе показал положительную динамику у воспитанников, которая возросла на 30%.

К концу года 46% (6) ребенок самостоятельно выполняет задания, а 45% (5) детей еще с помощью взрослого.

Сравнительный анализ результатов диагностики в подготовительной группе показал положительную динамику у воспитанников, которая возросла на 30%.

К концу года все дети самостоятельно выполняет задания или с небольшой помощью педагога.

Вывод:

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями, педагогами и проведению планомерной и систематической работы. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

 Изучив данную тему, я поняла, что дидактическая игра в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей. Следовательно, дидактические игры должны использоваться в учебно-воспитательном процессе, так как положительно влияют на развитие мышления и логики.

Заключение.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого организованная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в воспитательно –образовательной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений;

- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения и закрепления знаний у детей.

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажется им трудными и скучными.

Библиографический список:

  • Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
  • «Математика для детей 4 – 5 лет» Е.В. Колесникова – 2008г.
  • Учебник с наклейками «Цифры и счёт, сложение и вычитание» В. Степанов – 2009г.
  • «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» И.А.Пономарева, В. А. Позина 2009год
  • «Образовательный процесс в группах детей старшего возраста» Н.А. Короткова - 2007 год
  • «Математика в детском саду» В. П. Новикова - 2005 год
  • «Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеева – 2005г.
  • «Школа внимания» Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина 2005 г.
  • Дошкольное воспитание № 11, 2008 год «Развитие пространственных представлений у дошкольников».
  • «В кругу друзей математики» (5 – 6лет, индивидуальная работа), Т. И. Ерофеева 2008 год
  • Учимся, играя № 4 (5 -6 лет), 2010г. «Улитка заблудилась в цифрах»
  • Дошкольное воспитание № 10 2008 год «Играя, развиваем. Игры на асфальте»
  • Обруч № 4, 2005 год «Математическое ателье»
  • «Развивающие математические игры, занятия в ДОУ» Л.П.Стасова – 2008 г.
  • «Воспитатель ДОУ № 2 – 2009 г.» - Решение логических задач.
  • «Воспитатель ДОУ № 9 - 2009 г.» - Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование.
  • «Воспитатель ДОУ № 6 - 2008 г.» Игра, как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru
  • Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.
  • Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  • Бантикова С. Геометрические игры Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.//http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00021152_0.html
  • Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
  • Носова Е. А., Логика и математика для дошкольников. / Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая – М.: Детство-Пресс, 2007.
  • Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 330 с.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

"Формирование элементарно-математических представлений посредством дидактических игр".

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Статья содержит материал по формированию элементарных математических представлений посредством игр с болками Дьенеша, а также дидактические игры на формирование временных представлений....

"Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Главные и важные части интеллектуального и личностного развития дошкольника - это развитие элементарных математических представлений. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и яв...

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр)

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений...