Лэпбук «Математическая елочка» методическая разработка по математике
методическая разработка по математике (средняя группа)

Пожидаева Ольга Николаевна
«Математическая ёлочка»
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать экспериментальный материал, а изучение структуры быстро освежит в памяти пройденные темы.
Цель лэпбука - освоить математические способы обучения детей с помощью развивающих игр.
Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, это отличный способ повторить пройденный материал, а также можно подобрать задание для каждого ребенка.
В лэпбуке представлены материалы для занятий по развитию элементарных математических представлений
 
          Его задача – развивать познавательные, творческие, инициативные, интересные коммуникативные навыки ребенка. Лэпбук включает в себя серию дидактических игр и заданий для детей, «спрятанных» в карманах. Итак, вы хотите поскорее заглянуть внутрь, чтобы узнать, что нас там ждет? 
Преимуществом дидактического пособия будет:
• интересный и привлекательный для детей дизайн;
• возможность использования различных форм организации работы с детьми (индивидуально, в парах, самостоятельно, в окружении взрослых);
• мобильность использования и компактность хранения;
• дифференциация воспитательной работы с учетом способностей детей;
• вариативность использования игровых заданий.
Лэпбук по математике предназначен для работы с детьми 5-7 лет. Можно привлечь несколько детей, как задания на несколько заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_yolochka.docx972.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика формирования математических представлений».

Математическая ёлочка.

IMG_20181214_205815.jpg

Выполнила: Пожидаева Ольга Николаевна

IMG_20181214_204902.jpgIMG_20181214_204911.jpg

IMG_20181214_204917.jpgIMG_20181214_205023.jpgIMG_20181214_205046.jpg

IMG_20181130_131338.jpgIMG_20181130_131927.jpg

IMG_20181130_151529.jpgIMG_20181130_151836.jpgIMG_20181130_132322.jpg

Известно, что детям легче запомнить материал, который даётся им в игровой форме.

Тема заданий данной математической ёлочки очень разнообразная и охватывает много познаний детей. Дети могут познакомиться с порядковым счётом, научатся находить и различать разные предметы, а также смогут развить свои  интеллектуальные способности и с пользой провести своё время. Дети смогут порешать различные задачи, назвать числа в прямом и обратном порядке, они научатся выражать словами местонахождение предмета по отношению  к другим предметам.

Процесс изготовления ёлочки доставил мне удовольствие.

Материалы: ёлочка состоит из нескольких листов картона, скреплённых между собой с помощью клеевого пистолета. Елочка окрашена гуашью и на каждый лист приклеена аппликация. Имеются различные бусинки, мягкие проволочки, коробочки, иллюстрации к различным заданиям, наглядный материал, счётный материал.

Детям наверняка понравится данная математическая ёлочка и  она создаст положительный эмоциональный настрой во время занятий.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Цель: овладение детьми математическими способами познания.

Задачи: формирование представлений о числе и о количестве. Развитие сенсорных способов познания, математических свойств и отношений, обследование, сопоставление, группировка, упорядочение. закрепление и повторение пройденного материала по математике в игровой форме. Закрепление навыка сложения и вычитания. Закрепление  понятия <,>, =.Развитие ориентировки в пространстве. Развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения.

Давайте вместе познакомимся с содержанием  этой математической ёлочки, посмотрим сколько материала удалось разместить на разворотах елочки.

IMG_20181214_205033.jpg

Счеты бусины и гирлянда геометрические фигуры.

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребёнка. Маленькие дети так воспринимают предмет: тактильно-потрогали, зрительно посмотрели, осязательно –  нашли исследуемый предмет. При этом идёт формирование представлений о внешних свойствах предметов вообще и сравнении их в дальнейшем. С помощью гирлянды геометрических фигур дети смогут всё потрогать, провести пальчиком и изучить эти формы. Цель: закреплять умение детей различать геометрические фигуры, угадывать на что она похожа; развивать пространственное мышление и фантазию у дошкольников.

На леске висят  цветные бусинки (кусочки от трубочек). На  первой веревочке- одна,  на второй две и так далее до 10.

Цель изучить счет в пределах 10.

Следующий разворот.

IMG_20181214_204917.jpg

Один-много

Цель: закреплять умение у детей различать предметы по количеству (один, много, мало, поровну).

Мы видим один банан, один баклажан, 5 помидоров и одну грушу. Сколько здесь овощей и фруктов?

Понимать вопрос «сколько?» (при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»).

Задание: ёжики собирали в саду урожай. Покажите, у кого много груш? А у кого одна груша? У кого ни одной груши?

Нижняя часть раздела называется: низкий- высокий, больше- меньше 

Закреплять умение у детей сравнивать предметы по длине, высоте, размеру.

Мы видим Семью жирафов, мама с папой высокие, а их сынок низкий.

Жирафы больше чем бурундук.

 Посмотрите на домики и скажите какой домик выше? Сколько этажей в домиках.

Какой мяч на картинке больше другого.

Задача.

Вова ростом выше Оли, но ниже Пети. Кто выше: Оля или Петя? (Ответ: Петя)

IMG_20181214_205517.jpg

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Квадрат-круг-треугольник

Цель: закреплять умение у детей различать и называть геометрические фигуры и соотносить их с похожими предметами.

Ёжик попал в страну странных фигур.

Покажите фигуры: покажите, где круг, треугольник, квадрат. Найдите такие же фигуры.

Мы видим, арбуз, сборник сказок, куб, пакет от сока, пирамидку, треугольную пуговицу, треугольник, компьютер, круглую и квадратную пуговицу.

Это задание способствует развитию внимания (нужно вспомнить как называется) и активизирует мышление (сравнить, установить общий признак).

Учит обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Учит детей находить цветные геометрические фигуры в окружающей их жизни. Учит детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.

Задание детям:

У какой фигуры углов больше: прямоугольника, квадрата или круга?

IMG_20181214_205550.jpg

Здесь есть коробок с геометрическими фигурами.

IMG_20181214_205559.jpg

А также внизу мы видим: прямую, кривую и ломанную линию. Их мы показываем детям, проводим пальчиками по мягкой проволоке, обсуждаем.

 

Следующий раздел: Легкий-тяжёлый

Цель закрепить представление о понятиях «тяжелее-легче», закреплять умение у детей сравнивать предметы.

Рассмотреть картинки, например, картинки слона и божьей коровки. Они решили покачаться на качелях, но это не удалось. Почему? Сравнить, чья масса больше или меньше, поставь соответствующий знак.

Масса слона больше массы божьей коровки, поэтому слон тяжелее, а божья коровка легче.

Слон > лягушки, но слон < синего кита.

IMG_20181214_205435.jpg

Какие животные самые лёгкие? Приведите свои примеры.

(ответ: Медуза, хамелеон, лягушка)

А какие животные самые большие?

Африканский слон -6 т; тигр 230-220 кг, тигры гораздо крупнее львов на 40 кг.

А какое животное больше слона?

Ответ: синий кит. Синий кит -125 т

Синий кит –это самое большое современное животное, а так же вероятно, крупнейшее из всех животных, когда либо обитавших на земле.

Посмотрите на картинки. Как думаете, какие предметы лёгкие, а какие тяжёлые?

На картинках, мы видим перышко, карандаш, бабочку, воздушный шарик, божью коровку, слона, лягушку, медузу, тигра, кита, кирпич, две сушки и рогалик, небольшой автомобиль ,самолет и папу среднего размера.

Лёгкий-тяжёлый-не всегда то, что большое-тяжёлое, и не всегда то что маленькое, - лёгкое. Расставьте всё что здесь изображено от самого лёгкого до самого тяжёлого.

Задачка.

Что тяжелей: пять слонов или помыть пять тарелок?

Задача «Вкусный счёт»

IMG_20181214_205415.jpg

Маша и Катя пекли печенье. Печенье получилось красивое и вкусное, разной формы. Сосчитайте сколько получилось печенья круглой, четырехугольной и  овальной формы.

Прежде, чем приступить к выполнению этого задания , напоминаем детям, что у круга нет углов и у овала нет углов и он вытянутой формы, а у квадрата 4 угла и все стороны одинаковые. А треугольник похож на палатку и у него три стороны. Этим, соответственно и объясняется его название.

Изучаем состав числа на примере числа 8.

Юля пошла в магазин и купила мороженное.

У неё осталось несколько монеток. Хватит ли девочке денег ещё на одно мороженное, если оно стоит 8 рублей?

Знакомим детей с составом чисел и объясняем, как можно получить одно и тоже число разными способами.

Берём три монетки достоинством 1 рубль и одну 5-рублёвую монету.

Можно показать детям разные варианты того, как из этих монеток можно получить 8 рублей.

Например, 8 монеток достоинством 1 рубль, 4 монетки достоинством 2 рубля.

Основная задача заключается в том, чтобы показать детям, что множество состоит из отдельных предметов, т.е. например число 8 состоит из 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1. Можно попросить детей хлопнуть столько раз, сколько соответствует этому числу.

Последующее число. Предыдущее число.

Предыдущее число-число полученное вычитанием единицы из данного числа, например, назови число, предыдущее 8

8-1=7

7-число, предыдущее 8

Последующее число-число, полученное прибавлением единицы к данному числу. Например: число, следующее за 8

8+1=9

9-число, следующее за 8

Расставь цифры по порядку

6543102

2051643

Меры стоимости.

Говорим детям о том, что деньги бывают двух видов: бумажные это «большие» или «купюрные» деньги; и металлические монеты – это «мелкие» деньги, которые ещё называют разменной монетой.

IMG_20181214_205456.jpg

Следующая тема: быстрый-медленный.

IMG_20181214_205358.jpg

Кто быстрее? Дети должны ориентироваться во времени, знать что такое скорость.

Посмотрите на картинки и скажите, кто двигается быстро? Кто движется медленно? Кто самый медленный. (На картинках изображены: автобус, улитка, вертолёт, человек, черепаха, ракета, велосипед, охотничья борзая, гепард, страус, рыба-парусник, сокол- сапсан).

 Сравниваем объекты и делаем выводы.

Задачка.

Курица стоя на одной ноге весит 6 кг. Сколько она будет весить, стоя на двух ногах? Объясните свой ответ.

IMG_20181214_205322.jpg

Сравниваем отрезки

Цель: закреплять умение сравнивать длину предметов «на глаз».

Обозначить результат сравнения «длинный» или «короткий».

Вставляем пропущенные в ряду груш цифры по порядку.

Цель закрепить порядковый счёт.

IMG_20181214_205326.jpg

Задачка.

В вазе лежала одна конфета, к вечеру её не стало, кто её взял, если в комнате были кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль.

Домино из дней недели.

Цель: знакомить с днями недели, закреплять названия и последовательность.

Задача.

Каждый зайчик съедает на обед по одной морковке. Сколько морковок есть у зайчиков? Чтобы накормить  4 зайчиков  сколько не хватает морковок?.

IMG_20181214_205334.jpg

Сравнение множеств путём установления между ними взаимного соответствия.

Говорим детям, видите зайчиков и морковок было бы поровну, если… Говоря это, мы подчеркиваем равенство двух множеств.

Зайцев 4 морковки 3. Уточняем у детей, чего больше зайцев или морковок? Зайцев больше, чем морковок на 1. Т.е. надо добавить 1 морковку, чтобы их стало столько же, сколько зайцев.

Если добавить одну морковку, то зайцев и морковок станет поровну.

Или например, мы предлагаем детям подумать, что нужно сделать чтобы зайцев и морковок было одинаковое количество.

«принести ещё одну морковку, или убрать одного зайчика», -например, говорят дети.

Во время этого упражнения дети усваивают, что равенства можно добиться двумя способами: или прибавить один предмет, или убавить.

Следующий разворот

Сколько на ёлочке красных шаров? А сколько синих?

IMG_20181214_205125.jpg

Задача.

Пришли к собаке гости. Принесли в подарок кости. Посмотрите сколько на картинке гостей, а сколько костей?

IMG_20181214_205246.jpg

Задание.

Сосчитайте сколько игрушек на полочке. (Всего 6 игрушек)  Какой по порядку стоит юла? (Зайчик? Пирамидка? Пупсик? Матрёшка?).

Последующее и предыдущее число в пределах 6.

Задачи: закреплять умение считать до 6, соотносить цифры с количеством предметов.

Закреплять у детей умение определять пространственное расположение предметов.

На полке расставили игрушки(зайка, машинка, пирамидка, пупс и матрёшка). Задаём детям вопрос: какая игрушка стоит за юлой?

Дети, например, отвечают: за юлой стоит пирамидка и пупсик.  

Какая игрушка стоит впереди машинки? (Впереди машинки стоит зайчик).

Понятия «прибавить» (+), «вычесть» (-) и «равняется»(=).

IMG_20181130_131927.jpg

Задача.

К Маше пришли две подружки, а у неё было только два яблока. «Возьмите,-говорит Маша,- по яблоку, а мне по половинке». Честно ли разделила Маша?

IMG_20181214_205207.jpg

Задание.

Сосчитайте ступеньки.

Помогите медвежонку добраться до бочонка с мёдом и спуститься с ним обратно вниз. Сосчитайте ступеньки, когда будите подниматься и спускаться вместе с Мишуткой.

Проверяем насколько хорошо дети проверили прямой и обратный счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. Не путают ли дети порядок чисел.

Далее, мы видим цифры и математические знаки в коробочке, они нам пригодятся в игре с математическим материалом, например если мы сосчитаем всё цветные перцы и сравним их между собой (каких больше, каких меньше или же их одинаковое количество).

Математические загадки и задачки способствуют развитию у детей умения логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения.

Загадка.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

Задача.

Когда козе исполнится пять лет. Что с ней будет?

(Ей пойдёт шестой год)

IMG_20181214_205139.jpg

Задачка. Сколько нам лет?

IMG_20181214_205157.jpg

Послушайте задачку, подумайте  и скажите, сколько лет детям. С тех пор как родилась Лена прошло 3 зимы, 3 весны, 3 лета и 3 осени. А с тех пор как родился Петя, прошло 3 года. Сколько лет Пете? Сколько лет Лене?

Напоминаем детям и рассказываем, какие времена года существуют и как они сменяют друг друга. Если дети поймут, что зима, весна, лето и осень вместе составляют год, они смогут выполнить это задание.

Главное научить ребёнка думать, рассуждать. Читаем детям условие задачи несколько раз, а дети стараются объяснить как решают задачу.  Дети должны усвоить, что всякая задача состоит из условия и вопроса, и уметь их различать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по математике

В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме: Математический КВН

Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН...

Палочки Кюизенера - средство для освоения детьми математических понятий. методическая разработка по математике

Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста, постепенно усло...

Методическая разработка по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну "Математика"

Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут...