Лэпбук «Математическая елочка» методическая разработка по математике
методическая разработка по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_yolochka.docx | 972.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика формирования математических представлений». Математическая ёлочка. Выполнила: Пожидаева Ольга Николаевна |
Известно, что детям легче запомнить материал, который даётся им в игровой форме.
Тема заданий данной математической ёлочки очень разнообразная и охватывает много познаний детей. Дети могут познакомиться с порядковым счётом, научатся находить и различать разные предметы, а также смогут развить свои интеллектуальные способности и с пользой провести своё время. Дети смогут порешать различные задачи, назвать числа в прямом и обратном порядке, они научатся выражать словами местонахождение предмета по отношению к другим предметам.
Процесс изготовления ёлочки доставил мне удовольствие.
Материалы: ёлочка состоит из нескольких листов картона, скреплённых между собой с помощью клеевого пистолета. Елочка окрашена гуашью и на каждый лист приклеена аппликация. Имеются различные бусинки, мягкие проволочки, коробочки, иллюстрации к различным заданиям, наглядный материал, счётный материал.
Детям наверняка понравится данная математическая ёлочка и она создаст положительный эмоциональный настрой во время занятий.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Цель: овладение детьми математическими способами познания.
Задачи: формирование представлений о числе и о количестве. Развитие сенсорных способов познания, математических свойств и отношений, обследование, сопоставление, группировка, упорядочение. закрепление и повторение пройденного материала по математике в игровой форме. Закрепление навыка сложения и вычитания. Закрепление понятия <,>, =.Развитие ориентировки в пространстве. Развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения.
Давайте вместе познакомимся с содержанием этой математической ёлочки, посмотрим сколько материала удалось разместить на разворотах елочки.
Счеты бусины и гирлянда геометрические фигуры.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребёнка. Маленькие дети так воспринимают предмет: тактильно-потрогали, зрительно посмотрели, осязательно – нашли исследуемый предмет. При этом идёт формирование представлений о внешних свойствах предметов вообще и сравнении их в дальнейшем. С помощью гирлянды геометрических фигур дети смогут всё потрогать, провести пальчиком и изучить эти формы. Цель: закреплять умение детей различать геометрические фигуры, угадывать на что она похожа; развивать пространственное мышление и фантазию у дошкольников.
На леске висят цветные бусинки (кусочки от трубочек). На первой веревочке- одна, на второй две и так далее до 10.
Цель изучить счет в пределах 10.
Следующий разворот.
Один-много
Цель: закреплять умение у детей различать предметы по количеству (один, много, мало, поровну).
Мы видим один банан, один баклажан, 5 помидоров и одну грушу. Сколько здесь овощей и фруктов?
Понимать вопрос «сколько?» (при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»).
Задание: ёжики собирали в саду урожай. Покажите, у кого много груш? А у кого одна груша? У кого ни одной груши?
Нижняя часть раздела называется: низкий- высокий, больше- меньше
Закреплять умение у детей сравнивать предметы по длине, высоте, размеру.
Мы видим Семью жирафов, мама с папой высокие, а их сынок низкий.
Жирафы больше чем бурундук.
Посмотрите на домики и скажите какой домик выше? Сколько этажей в домиках.
Какой мяч на картинке больше другого.
Задача.
Вова ростом выше Оли, но ниже Пети. Кто выше: Оля или Петя? (Ответ: Петя)
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Квадрат-круг-треугольник
Цель: закреплять умение у детей различать и называть геометрические фигуры и соотносить их с похожими предметами.
Ёжик попал в страну странных фигур.
Покажите фигуры: покажите, где круг, треугольник, квадрат. Найдите такие же фигуры.
Мы видим, арбуз, сборник сказок, куб, пакет от сока, пирамидку, треугольную пуговицу, треугольник, компьютер, круглую и квадратную пуговицу.
Это задание способствует развитию внимания (нужно вспомнить как называется) и активизирует мышление (сравнить, установить общий признак).
Учит обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Учит детей находить цветные геометрические фигуры в окружающей их жизни. Учит детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.
Задание детям:
У какой фигуры углов больше: прямоугольника, квадрата или круга?
Здесь есть коробок с геометрическими фигурами.
А также внизу мы видим: прямую, кривую и ломанную линию. Их мы показываем детям, проводим пальчиками по мягкой проволоке, обсуждаем.
Следующий раздел: Легкий-тяжёлый
Цель закрепить представление о понятиях «тяжелее-легче», закреплять умение у детей сравнивать предметы.
Рассмотреть картинки, например, картинки слона и божьей коровки. Они решили покачаться на качелях, но это не удалось. Почему? Сравнить, чья масса больше или меньше, поставь соответствующий знак.
Масса слона больше массы божьей коровки, поэтому слон тяжелее, а божья коровка легче.
Слон > лягушки, но слон < синего кита.
Какие животные самые лёгкие? Приведите свои примеры.
(ответ: Медуза, хамелеон, лягушка)
А какие животные самые большие?
Африканский слон -6 т; тигр 230-220 кг, тигры гораздо крупнее львов на 40 кг.
А какое животное больше слона?
Ответ: синий кит. Синий кит -125 т
Синий кит –это самое большое современное животное, а так же вероятно, крупнейшее из всех животных, когда либо обитавших на земле.
Посмотрите на картинки. Как думаете, какие предметы лёгкие, а какие тяжёлые?
На картинках, мы видим перышко, карандаш, бабочку, воздушный шарик, божью коровку, слона, лягушку, медузу, тигра, кита, кирпич, две сушки и рогалик, небольшой автомобиль ,самолет и папу среднего размера.
Лёгкий-тяжёлый-не всегда то, что большое-тяжёлое, и не всегда то что маленькое, - лёгкое. Расставьте всё что здесь изображено от самого лёгкого до самого тяжёлого.
Задачка.
Что тяжелей: пять слонов или помыть пять тарелок?
Задача «Вкусный счёт»
Маша и Катя пекли печенье. Печенье получилось красивое и вкусное, разной формы. Сосчитайте сколько получилось печенья круглой, четырехугольной и овальной формы.
Прежде, чем приступить к выполнению этого задания , напоминаем детям, что у круга нет углов и у овала нет углов и он вытянутой формы, а у квадрата 4 угла и все стороны одинаковые. А треугольник похож на палатку и у него три стороны. Этим, соответственно и объясняется его название.
Изучаем состав числа на примере числа 8.
Юля пошла в магазин и купила мороженное.
У неё осталось несколько монеток. Хватит ли девочке денег ещё на одно мороженное, если оно стоит 8 рублей?
Знакомим детей с составом чисел и объясняем, как можно получить одно и тоже число разными способами.
Берём три монетки достоинством 1 рубль и одну 5-рублёвую монету.
Можно показать детям разные варианты того, как из этих монеток можно получить 8 рублей.
Например, 8 монеток достоинством 1 рубль, 4 монетки достоинством 2 рубля.
Основная задача заключается в том, чтобы показать детям, что множество состоит из отдельных предметов, т.е. например число 8 состоит из 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1. Можно попросить детей хлопнуть столько раз, сколько соответствует этому числу.
Последующее число. Предыдущее число.
Предыдущее число-число полученное вычитанием единицы из данного числа, например, назови число, предыдущее 8
8-1=7
7-число, предыдущее 8
Последующее число-число, полученное прибавлением единицы к данному числу. Например: число, следующее за 8
8+1=9
9-число, следующее за 8
Расставь цифры по порядку
6543102
2051643
Меры стоимости.
Говорим детям о том, что деньги бывают двух видов: бумажные это «большие» или «купюрные» деньги; и металлические монеты – это «мелкие» деньги, которые ещё называют разменной монетой.
Следующая тема: быстрый-медленный.
Кто быстрее? Дети должны ориентироваться во времени, знать что такое скорость.
Посмотрите на картинки и скажите, кто двигается быстро? Кто движется медленно? Кто самый медленный. (На картинках изображены: автобус, улитка, вертолёт, человек, черепаха, ракета, велосипед, охотничья борзая, гепард, страус, рыба-парусник, сокол- сапсан).
Сравниваем объекты и делаем выводы.
Задачка.
Курица стоя на одной ноге весит 6 кг. Сколько она будет весить, стоя на двух ногах? Объясните свой ответ.
Сравниваем отрезки
Цель: закреплять умение сравнивать длину предметов «на глаз».
Обозначить результат сравнения «длинный» или «короткий».
Вставляем пропущенные в ряду груш цифры по порядку.
Цель закрепить порядковый счёт.
Задачка.
В вазе лежала одна конфета, к вечеру её не стало, кто её взял, если в комнате были кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль.
Домино из дней недели.
Цель: знакомить с днями недели, закреплять названия и последовательность.
Задача.
Каждый зайчик съедает на обед по одной морковке. Сколько морковок есть у зайчиков? Чтобы накормить 4 зайчиков сколько не хватает морковок?.
Сравнение множеств путём установления между ними взаимного соответствия.
Говорим детям, видите зайчиков и морковок было бы поровну, если… Говоря это, мы подчеркиваем равенство двух множеств.
Зайцев 4 морковки 3. Уточняем у детей, чего больше зайцев или морковок? Зайцев больше, чем морковок на 1. Т.е. надо добавить 1 морковку, чтобы их стало столько же, сколько зайцев.
Если добавить одну морковку, то зайцев и морковок станет поровну.
Или например, мы предлагаем детям подумать, что нужно сделать чтобы зайцев и морковок было одинаковое количество.
«принести ещё одну морковку, или убрать одного зайчика», -например, говорят дети.
Во время этого упражнения дети усваивают, что равенства можно добиться двумя способами: или прибавить один предмет, или убавить.
Следующий разворот
Сколько на ёлочке красных шаров? А сколько синих?
Задача.
Пришли к собаке гости. Принесли в подарок кости. Посмотрите сколько на картинке гостей, а сколько костей?
Задание.
Сосчитайте сколько игрушек на полочке. (Всего 6 игрушек) Какой по порядку стоит юла? (Зайчик? Пирамидка? Пупсик? Матрёшка?).
Последующее и предыдущее число в пределах 6.
Задачи: закреплять умение считать до 6, соотносить цифры с количеством предметов.
Закреплять у детей умение определять пространственное расположение предметов.
На полке расставили игрушки(зайка, машинка, пирамидка, пупс и матрёшка). Задаём детям вопрос: какая игрушка стоит за юлой?
Дети, например, отвечают: за юлой стоит пирамидка и пупсик.
Какая игрушка стоит впереди машинки? (Впереди машинки стоит зайчик).
Понятия «прибавить» (+), «вычесть» (-) и «равняется»(=).
Задача.
К Маше пришли две подружки, а у неё было только два яблока. «Возьмите,-говорит Маша,- по яблоку, а мне по половинке». Честно ли разделила Маша?
Задание.
Сосчитайте ступеньки.
Помогите медвежонку добраться до бочонка с мёдом и спуститься с ним обратно вниз. Сосчитайте ступеньки, когда будите подниматься и спускаться вместе с Мишуткой.
Проверяем насколько хорошо дети проверили прямой и обратный счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. Не путают ли дети порядок чисел.
Далее, мы видим цифры и математические знаки в коробочке, они нам пригодятся в игре с математическим материалом, например если мы сосчитаем всё цветные перцы и сравним их между собой (каких больше, каких меньше или же их одинаковое количество).
Математические загадки и задачки способствуют развитию у детей умения логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения.
Загадка.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
Задача.
Когда козе исполнится пять лет. Что с ней будет?
(Ей пойдёт шестой год)
Задачка. Сколько нам лет?
Послушайте задачку, подумайте и скажите, сколько лет детям. С тех пор как родилась Лена прошло 3 зимы, 3 весны, 3 лета и 3 осени. А с тех пор как родился Петя, прошло 3 года. Сколько лет Пете? Сколько лет Лене?
Напоминаем детям и рассказываем, какие времена года существуют и как они сменяют друг друга. Если дети поймут, что зима, весна, лето и осень вместе составляют год, они смогут выполнить это задание.
Главное научить ребёнка думать, рассуждать. Читаем детям условие задачи несколько раз, а дети стараются объяснить как решают задачу. Дети должны усвоить, что всякая задача состоит из условия и вопроса, и уметь их различать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по математике
В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....
Лэпбук "Развиваем речь". Методическая разработка.
Лэпбук по развитию речи....
Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».
Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур; Упражнять в ориентировк...
Методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме: Математический КВН
Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН...
Палочки Кюизенера - средство для освоения детьми математических понятий. методическая разработка по математике
Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста, постепенно усло...
Методическая разработка по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну "Математика"
Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут...