Счётные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Игровые задания со счётными палочками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 79.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Счётные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников»
Разработчик: педагог
дополнительного образования
МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района
I квалификационной категории
Кадомцева Т.В.
Краснослободск,2023
Счётные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счётных палочек, чтобы составить и них наглядные задачи - головоломки. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Игры со счётными палочками рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Можно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ.
Обычный набор счетных палочек, который есть практически в каждом доме, где растет малыш, можно использовать для необычного развивающего занятия. Счетные палочки позволяют учиться и заниматься творчеством. Начало изучения математики начинается со счетных палочек. Их рекомендуется приобрести любому дошкольнику Конечно, можно учиться считать на пальцах, но счетные палочки позволяют выполнить гораздо больше операций:
просто считать. Причем, как в одну, так и в другую сторону – то есть прямой и обратный счет.
сложение – вычитание. Пересчетом. Сюда же пойдет и состав числа, что 5 это 3 +2, 4+1…
классификация– если палочки цветные – то их можно разделять по цветам, причем можно делить на группы цветов – «теплые», «холодные», «все не красные и не зеленые» - все зависит от набора цветов.. Если палочки из разных наборов получились разной длины – то добавляется признак длина.
счёт десятками. Для наглядности сделать «вязанки» с помощью тонких резиночек для волос.
больше – меньше. На палочках хорошо видно, какое число больше, какое меньше.
пространственное мышление – выкладывать из палочек фигурки – картинки брать из головоломок про спички, пособий по мелкой моторике. Кстати, ребенок хорошо включается в эту идею, и сам начинает придумывать что-то. Сюда же можно попробовать добавить трансформации – что-то передвинуть, повернуть, убрать – добавить, что бы… Можно все те же головоломки со спичками, но они, в большинстве своем достаточно сложны для мелких детей, поэтому я предлагаю, как правило, что-то ну совсем простое, что с ходу само в голову приходит.
тоже пространственное мышление, только еще добавляем и условное обозначение, и алгоритмизацию. Кратко так: вначале договариваемся, что какой цвет обозначает. Например: красный – шаг вперед, зеленый – назад и т.п. Далее или сначала пишется «программа», а робот потом ее выполняет, или наоборот – придумываем что, как и куда должно произойти – и потом составляем под это дело программу. В ней можно и нужно искать повторяющиеся элементы – на цветных палочках они хорошо видны, и тогда можно вводить понятие «цикл». Что бы играть было интереснее – делаем поля – карты – клеточки, в которых располагаются те или иные объекты, на которые можно или нельзя попадать и т.п.
преобразование заданных фигур. Изменение заданных фигур, для чего необходимо убрать указанное количество палочек. Сюда же можно добавить, как вариант, «что пропало», «что добавилось», «что надо поменять, что бы…»
речь и фонематику. В упражнениях на развитие речи очень часто встречаются задания на фонематический слух, на состав слова, предложения. Можно использовать палочки, как «овеществление» звуков, слов и т.п. И если с представлением слова прекрасно справляются кубики Зайцева (если они есть, под рукой и т.п.), то вот при анализе предложения, палочки очень удобны.
мелкая моторика. Палочки можно вставлять, засовывать, брать двумя пальчиками, катать по ладошке, использовать в пальчиковых играх и т.п. Все зависит от возраста.
как символ чего-то. В играх часто нужно много однотипных объектов: еда, груз, деньги и т.п. и палочки прекрасно подходят на эту роль. При этом ребенок привыкает к тому, что не все должно быть «натуральным», а может быть заменено неким символом, как сказали бы математики – переобозначено.
ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.
Счетные палочки можно использовать в качестве развивающей игрушки с детьми, начиная с первой младшей группы.
1. «Ловкие пальчики».Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите малышу, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.
2. «Раскладываем по цвету». Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
3. «В мире пластилина». Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:
колючками у ежика
стебельком у цветка
стволом дерева
забором в пластилиновом мире
трубой у пластилинового домика
ручками-ножками пластилинового человечка
ножкой грибочка
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.
4. «Играем в геометрию». Изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут малышам не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:
выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие. Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось.
знакомить с геометрическими понятиями. С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше.
5. "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знаком с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно закрепить, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" — "низкий".
6. «Учимся считать». Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету.
Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два.
Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее.
Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна — две, две и еще одна — три, три и еще одна — четыре и так далее).
Если вы видите, что ребенок без затруднений узнает количество предметов в пределах пяти и соотносит их с цифрами, предложите ему самому подбирать нужное количество палочек к карточкам.
Дети 5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).
Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.
Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.
Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.
Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?
C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 × 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки).
Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства.
Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для малыша важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления.
Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах десяти, вы можете познакомить его с операциями умножения и деления.
Для этого вам потребуются палочки и карточки с числами и какие-нибудь игрушки. Например, возьмите фигурки коровы, лошади и овечки. У вас три зверюшки (положите перед ребенком карточку с цифрой три). У каждого зверя по три вкусных морковки (положите перед каждой зверушкой по три красные или оранжевые палочки и возьмите еще одну карточку с цифрой три). Как же посчитать, сколько всего морковок у зверей? Для этого нужно три умножить (между карточками с цифрами кладем знак умножения) на три, то есть взять три раза по три. Посчитайте, сколько всего морковок получится, если зверюшек будет две, и каждая возьмет по три морковки. А если трем зверюшкам дать по две? Чтобы понять принцип деления, возьмите несколько морковок-палочек и предложите ребенку поделить их поровну между тремя зверушками. Количество морковок, оказавшееся у каждой игрушки, и будет результатом деления. Разное количество морковок делите между разным количеством зверей. Можно показать ребенку, что не всегда получается разделить предметы поровну без остатка.
С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа. Вы можете показывать ребенку большие двух и трехзначные цифры и называть их. Пусть ребенок называет цифры, из которых они составлены. Например, для того, чтобы написать число 10, нужно взять две цифры единицу и ноль. Количество предметов может быть очень большим, поэтому для того, чтобы их как-то обозначать, и придумали цифры и числа. Выложите вместе с ребенком возле карточек с числами соответствующее им количество палочек.
7. « Рисуем палочками». Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
8. «Палочки — конструктор». Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).
9. «Логические цепочки». Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.
«Пальчиковая гимнастика из палочек» Выкладывание фигур из счетных палочек уже само по себе развивает мелкую моторику, но можно выполнить и специальное упражнение. Выложите из палочек «рельсы» (2 узкие «дорожки»). Потом попросите ребенка уложить на «рельсы» несколько «шпал» на расстоянии около 2 см друг от друга. А теперь попробуйте шагать указательным и средним пальцами через «шпалы» (и заодно посчитайте их вслух). Сначала шагаем вперед, а потом и назад. Приведенные задания относятся к классу игр «со спичками», это своего рода классические задачи-головоломки. Некоторые из них заставят задуматься не только детей, но и взрослых.
«Привет геометрии!»Счетные палочки – отличный материал для знакомства с геометрическими фигурами, ведь с их помощью можно легко и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем отличаются разные фигуры друг от друга. Самые первые задания: сложить треугольник из трех палочек, квадрат – из четырех, прямоугольник – из шести. На первых порах дети часто думают, что треугольник может быть только равносторонним. Чтобы у ребенка сформировалось представление о треугольнике, как о фигуре с тремя углами и прямыми сторонами, предложите ему выполнить более сложные задания: выложить большой треугольник из 4, 5 и 6 палочек. Важно каждый раз считать с ребенком углы и убеждаться в том, что данная фигура все-таки треугольник.
«Игралки».
Цель игры: развитие пространственного восприятия, освоение количественного счета, сравнение множеств. Обычный набор счетных палочек, который есть практически в каждом доме, где растет малыш, можно использовать...
Попросите выложить их из палочек. Ему это наверняка понравится. Сосчитайте, сколько палочек ушло на создание каждой фигуры. Усложните задание: попросите ребенка выложить такую фигуру, которая состоит из 10 палочек (звезда, жук), из 8 палочек (телевизор, грибок, флажок), из 9 палочек (кубик). Выкладывайте по 2 фигуры одновременно и просите сравнить, на какую из них ушло больше строительного материала, на какую меньше. Придумайте вместе с ребенком свои фигуры.
Игры со счётными палочками.
В этих играх нашими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши, спички или соломинки (если игра происходит на улице).
Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее имеются варианты рисунков, которые ребёнок может выложить на ровной поверхности. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить малышу, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п.
Ёжик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек –
Конечно, это ёжик.
Грибок
Шапочка на ножке
Около дорожки.
В мой просторный кузовок
Полезай скорей, грибок.
Мороженое
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке – пирожное,
Ну, а мне – мороженое.
Цветы
Возле речки, на пруду,
На поляне и в саду –
Всюду выросли цветы
Небывалой красоты.
Дом
Дом я строю во вселенной.
Есть в нём крыша и антенна.
Есть в нём дверь, и есть окошко –
Пусть живёт в нём наша кошка.
Змей
- Змей бумажный за окном! –
Закричал Антошка.
Змею с красочным хвостом
Помахал ладошкой.
Черепаха
Черепашка в пустыне, скучая,
Пьёт за чашкою чашку чаю
И не может остановиться –
Очень трудно в пустыне напиться.
Мышка
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
« Хрум, хрум» -
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебную ест корку.
Кораблик
Кораблик к дальним берегам
Отправился однажды.
На нём был смелый капитан
И юнга был отважный.
Очки
Очки пропали у Гали.
Весь день мы их дружно искали,
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой.
Ты, Галя, должна обязательно
Стать хоть чуть-чуть внимательней.
Зонтик
Погода начала сердиться –
Весь день льёт дождик за окном.
И, чтобы мне не простудиться,
Гулять я буду под зонтом.
Силач
Палочки я разбросаю,
Снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю,
Скоро штангу подниму.
Паруса
Помоги мне, ветерок!
Паруса надуй, дружок!
Пусть плывёт кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Буква «л»
Коля не сидел без дела,
Он из спичек букву сделал
И назвать её сумел.
Для него была трудна.
Буква «л» - она одна
Вот какие спички умные сестрички.
Что ещё можно сделать из счётных палочек?
Геометрические фигуры
Буквы
Очки
Мельница
Бабочка
Рыбка
Кораблик
Домик
Машина
Танк
Грибочек и елочка
Рожица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положи...
Счетные палочки как средство интеллектуального развития ребенка.
Счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее....
Презентация "Счётные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников"
Презентация является наглядным пособием для занятий со счетными палочками. Здесь представлены варианты схематических изображений фигур и предметов для игр с палочками. Оттолкнувшись от заданного образ...
Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".
Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...
Игры со счетными палочками как средство интеллектуального развития дошкольников
Интеллектуальное формирование дошкольников – универсальный процесс, имеющий отношение к делам связанным с вырабатыванием абсолютно всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей частью общ...
Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников
В последнее время, большинство родителей скупает огромное количество разнообразных игрушек для своих детей. при этом, совершенно забывая про такие простые вещи как мозаика,матрешка и обычные счетные п...
Консультация для родителей «Счётные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
Игры со счётными палочками - это очень интересное и занимательное занятие для дошкольников. С их помощью можно научить ребенка считать, различать цвета, познакомить с геометрическими фигурами. Они спо...