Игра-опыт "Дары Фребеля. Основные тела" старший дошкольный возраст
опыты и эксперименты по математике (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Уверена,  что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

Использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно  во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, могу  сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Тема: Игра-опыт «Основные тела»

Цель: Сравнение фигур (шар, куб, цилиндр) между собой, с выявлением особенностей каждой (Игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль №2).

Задачи:

  • знакомство с разными формами предмета;
  • развитие умений: наблюдать, анализировать и экспериментировать со свойствами объектов;
  • подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов;
  • развивать умение наблюдать и совершать открытия;
  • развивать мелкую моторику и воображение, зрительно-моторную координацию и образное мышление.

Приветствие: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Ваша задача повторять движения за мной.

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое

Здравствуй горный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живем в родном краю

Всех я  вас приветствую.

Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с дарами Фребеля. Вторым даром Фребеля являются небольшие деревянные: шар, куб и цилиндр. Что мы можем сказать о них? (Это объемные геометрические тела)

Они   одинакового размера (диаметр шара, основание цилиндра и сторона куба одинаковые).

Все фигуры подвешены на верёвочках к деревянной перекладине.

  • Ребята, из какого материала сделаны эти фигуры? (из дерева)
  • Значит они какие? (деревянные)
  • Верно. Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, этот  комплект упакован в отдельную деревянную коробку с № 2.

  1. Сравнение объемных геометрических тел  между собой,

с выявлением их особенностей.

Цель: Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.

  • Возьмите в руки шар, потрогайте его. Какой он? (круглый, гладкий, твердый, тяжелый, деревянный, у него нет углов, и мы можем его катать).
  • Попробуйте прокатить шар. Что он делает? (катится)
  • Шар круглый и считается символом движения.
  • А это что? (беру в руки куб). Расскажите мне о нем. (У куба есть углы, у него ровные стороны)
  • Попробуйте прокатить куб. Что происходит? (Он не катится)
  • Что ему мешает? (Углы)
  • Да, ребята, куб квадратный он не катится – это символ покоя!
  • А это, что за объемная геометрическая фигура у меня в руках? Что вы можете сказать о ней? (Это цилиндр. Он у цилиндра есть острые края). 
  • Покажите пальчиком, где у цилиндра  ребра. (Затем обращаю внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круг).

Цилиндр совмещает в себе и куб,  и шар. Он может быть устойчив, если поставлен на основание, но может и катиться. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если его положить, и т. д.

  • Какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар? (цилиндр). Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения катиться: цвет, материал  (одинаковые!).

  1. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.

Выявление, фактов:

1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.

2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра,

принимает форму цилиндра.

Воспитатель: Посмотрите! Сколько много открытий мы сегодня с вами сделали!

  • Как вы думаете, ребята, в жизни в природе встречаются предметы  похожие  на шар, куб и цилиндр?

Физкультминутка:

Для любимой детворы

Есть у Фрёбеля дары

1,2,3,4,5

Будем с ними мы играть.

Мы возьмем клубочки в руки

И покажем их друг другу.

А теперь сожмем в ладошках

Покатаем их немножко.

Все присели, дружно встали

Вновь клубочки показали.

Игра «Найди похожий предмет…»

  • У меня есть много – много картинок, которые перепутались. Ваша задача к каждому геометрическому предмету соотнести свою картинку.
  • Давайте посмотрим, что у нас получилось.
  • Молодцы, дети, вы все справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, давайте закончим нашу игру словами:

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

Таким образом,  я  уверена,  что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

Использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно  во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, могу  сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!

Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.

«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец!.. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках в своем внутреннем чувстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор....

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.

Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что ...

Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (1,5-3 лет). Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Питание в детском саду регулируется нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Особенности организации питания дошкольников: сбалансированность рациона детей, витаминизация, индивидуализация меню, режим пит...

формирование элементарных математических представлений. дары Фребеля, основные тела

Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках.....