Игра-опыт "Дары Фребеля. Основные тела" старший дошкольный возраст
опыты и эксперименты по математике (старшая, подготовительная группа)
Уверена, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
Использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, могу сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-opyt_dary_frebelya_osnovnye_tela_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Куприянская Тамара Петровна,
воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,
ЯНАО. Ямальский район
Тема: Игра-опыт «Основные тела»
Цель: Сравнение фигур (шар, куб, цилиндр) между собой, с выявлением особенностей каждой (Игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль №2).
Задачи:
- знакомство с разными формами предмета;
- развитие умений: наблюдать, анализировать и экспериментировать со свойствами объектов;
- подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов;
- развивать умение наблюдать и совершать открытия;
- развивать мелкую моторику и воображение, зрительно-моторную координацию и образное мышление.
Приветствие: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Ваша задача повторять движения за мной.
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй горный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с дарами Фребеля. Вторым даром Фребеля являются небольшие деревянные: шар, куб и цилиндр. Что мы можем сказать о них? (Это объемные геометрические тела)
Они одинакового размера (диаметр шара, основание цилиндра и сторона куба одинаковые).
Все фигуры подвешены на верёвочках к деревянной перекладине.
- Ребята, из какого материала сделаны эти фигуры? (из дерева)
- Значит они какие? (деревянные)
- Верно. Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, этот комплект упакован в отдельную деревянную коробку с № 2.
- Сравнение объемных геометрических тел между собой,
с выявлением их особенностей.
Цель: Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.
- Возьмите в руки шар, потрогайте его. Какой он? (круглый, гладкий, твердый, тяжелый, деревянный, у него нет углов, и мы можем его катать).
- Попробуйте прокатить шар. Что он делает? (катится)
- Шар круглый и считается символом движения.
- А это что? (беру в руки куб). Расскажите мне о нем. (У куба есть углы, у него ровные стороны)
- Попробуйте прокатить куб. Что происходит? (Он не катится)
- Что ему мешает? (Углы)
- Да, ребята, куб квадратный он не катится – это символ покоя!
- А это, что за объемная геометрическая фигура у меня в руках? Что вы можете сказать о ней? (Это цилиндр. Он у цилиндра есть острые края).
- Покажите пальчиком, где у цилиндра ребра. (Затем обращаю внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круг).
Цилиндр совмещает в себе и куб, и шар. Он может быть устойчив, если поставлен на основание, но может и катиться. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если его положить, и т. д.
- Какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар? (цилиндр). Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения катиться: цвет, материал (одинаковые!).
- Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.
Цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.
Выявление, фактов:
1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.
2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра,
принимает форму цилиндра.
Воспитатель: Посмотрите! Сколько много открытий мы сегодня с вами сделали!
- Как вы думаете, ребята, в жизни в природе встречаются предметы похожие на шар, куб и цилиндр?
Физкультминутка:
Для любимой детворы
Есть у Фрёбеля дары
1,2,3,4,5
Будем с ними мы играть.
Мы возьмем клубочки в руки
И покажем их друг другу.
А теперь сожмем в ладошках
Покатаем их немножко.
Все присели, дружно встали
Вновь клубочки показали.
Игра «Найди похожий предмет…»
- У меня есть много – много картинок, которые перепутались. Ваша задача к каждому геометрическому предмету соотнести свою картинку.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Молодцы, дети, вы все справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, давайте закончим нашу игру словами:
Вот и закончилась наша игра,
Нам отдохнуть настала пора.
Скоро мы снова придём поиграть.
Будем о чём-то новом с тобой узнавать!
Таким образом, я уверена, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
Использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, могу сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!
Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец!.. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках в своем внутреннем чувстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.
Самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор....
Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего дошкольного возраста средствами игрового набора "Дары Ф.Фребеля"
методическая разработка календарно тематического планирования...
Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...
Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис 3 лет.
Консультация для педагогов....
Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.
Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что ...
Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (1,5-3 лет). Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Питание в детском саду регулируется нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Особенности организации питания дошкольников: сбалансированность рациона детей, витаминизация, индивидуализация меню, режим пит...
формирование элементарных математических представлений. дары Фребеля, основные тела
Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках.....