Танграм для дошкольников-развивающая головоломка
консультация по математике (старшая группа)

Анна Котачева

В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие  умственных способностей детей, и огромную  роль в этом играет  формирование  элементарных математических представлений. 

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

В игре  ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tangram_konsultatsiya.docx241.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/36/30267/hello_html_18bd5840.png

«ТАНГРАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - РАЗВИВАЮЩАЯ ГОЛОВОЛОМКА»

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Котачева А.С., МОУ «Гимназия №17»

В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие  умственных способностей детей, и огромную  роль в этом играет  формирование  элементарных математических представлений. 

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

В игре  ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся  на следующие группы:

  • игры с цифрами и числами ;
  • игры путешествия во времени;
  • игры на ориентировку в пространстве;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры на логическое мышление.

Предлагаю сейчас подробней остановиться на  одной из занимательных игр – головоломке «Танграм»,  пришедшей к нам из Древнего Китая.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Но у китайцев игры с названием «Танграм» нет, она называется Ши-Чао-Тю, что переводится как «хитроумный узор из семи частей». Игру-головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое имя  «Танграм».

А вот одна из легенд возникновения игры такова:

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частейTangram-set-blueplas.jpg

ОПИСАНИЕ

Итак, что же это за игра такая «Танграм»?

 

«Танграм» — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических  фигур), полученных делением квадрата на 7 частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

 

Правила игры:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга, хотя бы краешком, а только примыкать один к другому, притом- без пробелов.

Игра способствует развитию:

  • умения играть по правилам;
  • наглядно-образного мышления;
  • воображения;
  • внимания;
  • понимания цвета, величины и формы;
  • усидчивости;
  • мелкой моторики.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков, поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

  1. Сначала познакомить с игрой: рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть вместе фигурки, составить что-нибудь элементарное: фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что

получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

  1. Затем переходить к составлению фигур из 7 элементов по заданному образу (при этом лучше использовать цветные схемы-силуэты), но начинать самим, а потом попросить ребенка помочь вам: назвать цвета и т.д.  Постепенно переводя ребенка к самостоятельному воссозданию фигур по образу-силуэту. https://cdn2.imgbb.ru/user/106/1060419/201508/073c9ffd618a0321018a143a458cb18f.jpg

  1. Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам, которое  требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Задания к игре

  1. И высший пилотаж – когда дети самостоятельно по собственному замыслу составляют  различные фигуры.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И  ПРИМЕНЕНИЕ

Головоломку «Танграм»  можно приобрести в магазине, а можно сделать дома самостоятельно. 

Игра проста в изготовлении.

Квадрат 10х10 см из картона разрезают на 7 частей, которые называются танами, и с обеих сторон обклеивают их цветной бумагой.

Можно сделать все детали разноцветными (для детей 3-5 лет, так ребенку будет проще воспринимать формы и легче составлять новые фигуры),   а можно в одном цвете (для детей 5-7 лет). танграм

Начинайте всегда с самых простых фигур, постепенно увеличивая сложность. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка.

Каждый день складывайте не более трех-четырех картинок, чтобы не отбить у ребенка интерес.

Когда из одного танграма делать надоест, можно взять два танграма и использовать больше фигур.

Можно сделать много танграмов и приклеивать их на бумагу, создавая тематические картины.

Интересная идея для воплощения — магнитный танграм, танграм на липучках. 

Не стоит подгонять детей во время работы, так как для выполнения такой работы необходима не только сообразительность, умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и её частей, но и большое внимание и терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танграм для дошкольников: развивающая головоломка.

Консультация посвящена развитию логического мышления у дошкольников посредством танграма....

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников: развивающая головоломка"

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников: развивающая головоломка"...

Консультация для родителей «ТАНГРАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - РАЗВИВАЮЩАЯ ГОЛОВОЛОМКА»

Танграм - головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических ;фигур), полученных делением квадрата на 7 частей ; 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, 1 малый квадрат и параллелог...

Консультация для родителей «ТАНГРАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - РАЗВИВАЮЩАЯ ГОЛОВОЛОМКА"

laquo;Танграм» — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических  фигур), полученных делением квадрата на 7 частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний т...

«ТАНГРАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - РАЗВИВАЮЩАЯ ГОЛОВОЛОМКА»

Консультация для родителей. Как играть в танграм....