Тема: «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ == И =/=» ФЭМП Конспект открытого занятия в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА АКИМОВА

«СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ  ==  И  =/=»

 

ЦЕЛЬ:

 

  1. сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью   знаков  ==  и  =/=;

 

  1. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

 

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;

 

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность,  мелкую моторику, рук, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie_2021.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Гнездышко»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

в старшей группе №4 «Скворушки»

ООД в области познание ФЭМП

Тема: «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ  ==  И  =/=»

Воспитатель: Акимова Валентина И.

Апрелевка 2021 г.


Конспект открытого ООД  в области познание ФЭМП в старшей группе.

«СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ  ==  И  =/=»

ЦЕЛЬ:

  1. сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью   знаков  ==  и  =/=;

  1. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность,  мелкую моторику, рук, творческие способности.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

1) географическая карта с изображением Африки

2) схемы

Раздаточный:

1) парные карточки с пирамидками

2) на каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и два подноса

3) лист с заданием

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель собирает детей около себя.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

-Путешествуете ли вы с родителями?

-В каких местах вам удалось побывать?

- Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение негритят-папуасов). Послушайте, что там написано.

«Дорогие ребята! Мы живем очень далеко, в Африке. У нас всегда жарко, светит солнце, теплое море и  много фруктов.  Мы приглашаем вас в гости веселиться и играть. Ваши друзья».

-Ну, что, отправимся в путешествие?

Дети подходят к географической карте, и воспитатель показывает, где находится Африка

- На чем можно добраться до Африки? (на пароходе, на самолете).

Воспитатель предлагает детям отправиться на пароходе.

- Как называются комнаты на пароходе? (каюты)

- Чтобы попасть на пароход, надо купить билет.

Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на пароход – карточки с изображенными на них пирамидками. Картинки на карточках парные.

-В каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.

Воспитатель выставляет схему №1.

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей.

- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке,  например, большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и так далее, то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей).

Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку, - это стаканы с соком. Также на столах имеются два подноса.

-Ребята, на пароходе готовятся к завтраку.

- Кто готовит на пароходе? (кок).

-  Кок на камбузе – так на пароходе называется кухня -  налил в стаканы сок. Как вы  думаете, какой сок налит в стаканы?. (красный – томатный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый).  Давайте поможем коку, расставим стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

- Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитатель проговаривают алгоритм:

Находим пару одинаковых стаканов,  один стакан ставим на один поднос, а другой такой же – на другой поднос.

- Чем отличаются стаканы? (цветом и высотой).

- Какие стаканы можно назвать одинаковыми?  (стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота).

- Как вы будете сравнивать по высоте? (мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края стаканов  совпадают, то они равны по высоте).

Дети выполняют задание самостоятельно.

- Сколько стаканов  вы поставили на каждый поднос? (4 стакана) 

- Сколько стаканов вы на подносы не поставили?  (4 стакана)

- Почему эти стаканы вы не поставили на подносы? (потому что у этих стаканов не было пары – точно такого же стакана)

-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?

- Почему вы считаете, что наборы равны? (потому что у каждого стакана из одного набора есть пара из другого набора).

                     Каждому ребенку выдаётся лист  к заданию

  «СРАВНИ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ В МЕШКАХ И ПОСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

- Капитан корабля везет в Африку ценный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов и поставить между ними нужный знак.

- Как вы будете выполнять задание?

Дети с помощью воспитателя проговаривают  алгоритм, пользуясь схемой

-Какой  знак вы поставили между первой парой мешков? (знак равенства)

- Какой знак вы поставили между второй парой мешков?

Со второй парой  возникает затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.

- Почему вы не можете  выполнить задание? (потому что известный нам знак  не подходит, а другого знака мы не знаем).

- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание? (нужно узнать новый знак).

-Как это можно сделать?

Дети высказывают свои предположения. Если они не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:

- Как с помощью символа в мы записывали, например не красный (не большой, не круг)? (нужный символ зачеркивали).

- Как  же можно записать, что группы предметов не равны? (надо зачеркнуть знак равенства).

Воспитатель пишет знак  =/= на доске, дети в тетради.

-О чем говорит этот знак? (о том, что группы предметов не равны)

- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (в том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов).

Воспитатель вывешивает на доску вторую схему, и дети еще раз проговаривают правило.

-Вот мы с вами и приплыли в Африку, и первые, кого здесь встретили, это братья-козлики. Надо накормить козликов так, чтобы каждый получил равный ужин.

 Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.

Дети работают в тетрадях самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос

- Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко, 2 груши, и 1 банан).

- Почему вы считаете, что ужины равны? (потому что каждый козлик получил одно и то же).

-Жители Африки – веселые папуасы очень рады нашему приезду и приглашают нас потанцевать.

Физкультминутка танец «ЧУНГА ЧАНГА».

- А еще нам веселые папуасы приготовили сюрприз – загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно и отвечайте старательно.

 1.  Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?   (круг)

 

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем -  прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

 

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам.     (треугольник)

 

4. Я, как круг, почти как он,

    Но приплюснут с двух сторон. (овал)

 

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

6. Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

-Пора нам возвращаться домой. Из Африки мы везем много коробок с подарками и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

Дети выполняют задание самостоятельно.

- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) коробками?

- Почему вы поставили именно этот знак?

-Где вы сегодня побывали?

- Кому смогли помочь?

- Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом и подарками?