Картотека математических игр
картотека по математике
Картотека математических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Задачи: упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
Дидактическая игра «Найди»
Задачи: знакомить с логическими блоками; закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»; развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша
Ход игры: педагог дает детям задания: найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме); найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру); найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету); найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме); найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета; найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение отгадывать предметы на ощупь.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: все фигурки складываются в мешок; попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые), затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек-2»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: все фигурки – блоки складываются в мешок, ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам, либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Дидактическая игра «Найди не такую»
Задачи: продолжать знакомить с логическими блоками.
Ход игры: положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур; построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Задачи: развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи: развивать мышление, внимание.
Ход игры: предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
Дидактическая игра «Найди нужный блок»
Задачи: познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков; развивать логическое мышление.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков.
Ход игры: перед детьми таблица, ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Задачи: развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые».
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Дидактическая игра «На свою веточку»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины).
Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры: на рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветке какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами.
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»
Задачи: развивать логическое мышление.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.
Ход игры: педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Задачи: развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки, развивать логическое и образное мышление.
Материал: дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Ход игры: воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)
В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....
Картотека математических физкультминуток
Математические физкультминуток...
картотека математических игр
картотека математических игр...
Картотека математических игр
Картотека математических игр (ср.гр.)...
Картотека математических игр
картотека математических игр (мл.гр.)...
картотека математических игр
картотека математических игр для старшей группы...
Картотека математических игр
Картотека математических игр...