Картотека математических игр
картотека по математике
Картотека математических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Задачи: упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
Дидактическая игра «Найди»
Задачи: знакомить с логическими блоками; закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»; развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша
Ход игры: педагог дает детям задания: найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме); найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру); найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету); найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме); найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета; найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение отгадывать предметы на ощупь.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: все фигурки складываются в мешок; попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые), затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек-2»
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: все фигурки – блоки складываются в мешок, ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам, либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Дидактическая игра «Найди не такую»
Задачи: продолжать знакомить с логическими блоками.
Ход игры: положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур; построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Задачи: развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи: развивать мышление, внимание.
Ход игры: предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
Дидактическая игра «Найди нужный блок»
Задачи: познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков; развивать логическое мышление.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков.
Ход игры: перед детьми таблица, ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Задачи: развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые».
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Дидактическая игра «На свою веточку»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины).
Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры: на рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветке какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами.
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»
Задачи: развивать логическое мышление.
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.
Ход игры: педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Задачи: развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки, развивать логическое и образное мышление.
Материал: дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Ход игры: воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)
В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....
картотека математических игр
картотека математических игр для старшей группы...
Картотека математических игр
Картотека математических игр...