Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики "Новая математика" - Золтан Дьенеш. Этот конструктор, совмещенный с игрой, заслуживает самого пристального внимания родителей. |
Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами: Толщиной – тонкие и толстые. Цветом – желтые, красные, синие. Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные. Размером – маленькие и большие. Карточки с символами свойств. |
На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя), и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого-либо свойства (например: не квадратный). Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры. 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения навыками кодирования и декодирования.
Карточки с изображениями предметов для игр "Магазин", "Поезд". |
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр. С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает. Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция. Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать. С совсем маленькими детьми занятия эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой и размером предметов. Примерные варианты игр с блоками Поиск одинаковых фигур. Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные. Угости игрушку. Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п. Домик. Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате. Найди такой же. Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету). Что лишнее. Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. Игра с кругом. Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи. Дорожки. Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы). Покажи мне. Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п. Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком. Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам. Угадай-ка! Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные. Группы. Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру. Магазин. Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам. Архитектор. Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ребенок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке. По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр. |