Образовательная область | «Формирование элементарных математических способностей» |
Возраст детей, группа | 5-6 лет, подготовительная группа «А» |
Тема | «Квест» |
Цель | Развитие у детей математических способностей |
Задачи | Развивающие: -развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение; -способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Образовательные: - Совершенствовать представления детей о числовом ряде, закреплять умение правильно называть последующее и предыдущее число. - Совершенствовать конструктивные навыки, умение выполнить постройки с опорой на схему. - Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. - Упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры и доказательстве правильного решения. Воспитательные: - Воспитывать навыки коллективной работы, самоконтроля, дружеские взаимоотношения и взаимопомощь, умение действовать по словесной инструкции. |
Материал | Материал к занятию: раздаточный материал (карточки), геометрические фигуры в конвертах, лист бумаги с заданиями и карандаши, мяч |
Этапы | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
- Введение в ситуацию.
| Вызвать интерес, внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
| Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им улыбку. Улыбка – это живой подарок, а подаркам всегда рады. Молодцы!
| Взаимодействие с воспитателем;
| Мотивация к познавательной деятельности; -формирование мышления.
| Ответы детей
|
II.Актуализация знаний | Создать проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию. | Сегодня я хочу с вами поиграть, и для этого приготовила сюрприз. Но я его надежно спрятала. И чтобы добраться до него, нужно справиться с заданиями-испытаниями, они очень сложные, и решить их смогут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеют слушать и думать. - Вы готовы? Ребята, на столах перед вами лежат картинки с изображением но они перевернуты, подойдите к ним и выберите карточку. (Дети выбирают карточку) – - А теперь соберитесь в команды по геометрическим фигурам. (таким образом, дети делятся на две команды). | Взаимодействие с воспитателем; участие в беседе. | Выбор источников передачи информации из личного опыта. | Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю. |
III. Затруднение в ситуации | Фиксация затруднения. Тренировка мыслительных операций. | Задание 1 «Напишите соседнее число» - Ребята присаживаемся за столы, перед вами карточки и вам надо записать соседей вашего числа, как только вся команда выполнит задание нужно поднять руку. Если кто-то из команды затрудняется с ответом, то вы помогаете товарищу. Приступаем к выполнению задания. Пример: - Молодцы! Задание 2 «Сколько всего?» -В этом задании вам необходимо посчитать количество животных и птиц, найти правильную цифру. - Пример:
- Замечательно справились, молодцы. А теперь пора размяться.
Физминутка: «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.)
| Постановка детской цели. Фиксация затруднения; участие в беседе; -предложение собственных вариантов выхода из затруднения. | Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений. | Ответы детей. |
IV. Открытие нового знания или способа действий. | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. | Задание 3 «Составьте картинку фигур и придумайте ей название» Каждой команде раздам вот такие конверты, посмотрите что же в них ? (Дети высыпают содержимое на стол) (ответ детей) - набор цветных геометрических фигур, из этих фигур, надо собрать животное или птицу (дети составляют картинку) - Ну что ребята вам легко собрать зверей из геометрических фигур? (Ответ детей) - А со схемой? (Ответ детей)
Пример: - Молодцы! | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.
| Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. | Наблюдение за процессом деятельности Соблюдение правил в работе. |
V. Введение новых знаний в систему знаний.
| Закреплять знания и способы их применения.
| А сейчас я хочу с вами поиграть. Задание 4. «Блиц-опрос». Игра с мячом. - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - Сегодня пятница, а завтра? - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? - Если стол выше стула, то стул? - Если дорога шире тропинки, то тропинка? - Если сестра старше брата, то брат? - Назови соседей числа 8. - Назови число следующее за числом 10. - Обратный счет от 10 до 5. - Сколько дней в недели, назови их. - Назови соседей четверга. - Назови число на один больше, чем 4. - Назови число на один меньше, чем 8. - Посчитай до 10. - Назови соседей понедельника. Воспитатель: – Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Задание 5. «Математические бусы». Воспитатель: У нас рассыпались математические бусы. Бусы были необычные. Цифры на них располагались в обратном порядке от 10 до 1. Но некоторые цифры стерлись. Вам необходимо вписать недостающие цифры на бусины. Дети выполняют задание. Пример:
Молодцы.
Задание 6 «Соедини цифры»
- Ребята я вам раздам карточки в которых надо соединить цифры по порядку. И это задание нам поможет открыть наш сундучок и посмотреть что же сюрприз я вам приготовила. Пример:
| Применение знаний в практической деятельности и расширение полученных знаний. Двигательная актвность. | Умение анализировать, сравнивать, умение работать в команде, индивидуально, коллективно. | Соблюдение правил в выполнении заданий. |
VI Осмысление (итог) | Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности | Итог. Рефлексия Дети стоят возле воспитателя.
Вы выполнили все задания: – что нового и интересного вы сегодня узнали? – что мы научились делать? – вам понравилась? – какое задание вам понравилось больше? – задания были сложными? Если да, то, какие? – а почему, как вы думаете, мы с ними так быстро справились? Молодцы, ребята! Теперь мы можем открыть сундучёк и посмотреть, что там лежит. Всем спасибо! | Отвечают на вопросы воспитателя. Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели. | Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности | Ответы детей. |