Кружок "Занимательная математика" 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа)

Сукачева Светлана Владимировна

Кружок "Занимаиельная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_programma_zanimatelnaya_matematika_2018g.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пионерский городской округ

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Принята на заседании                                                        Утверждаю:                                                                                                  

педагогического совета                                                     и.о.заведующиего МАДОУ «Детский сад № 2»                                                                                            

от «___»  _____________ 20____г.                                                 ___________________ / Ковалева Е.С.                                                                                    

Протокол № ________________                                                 «___»  ________________ 20____г.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:

Сукачева Светлана Владимировна,

воспитатель

г. Пионерский, 2018г.

Пояснительная записка

        Направленность (профиль) программы

     Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы.

   Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

       Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

   Отличительные особенности программы

Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес   к математике, развивать логическое мышление.   Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организованная деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирует желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

 Адресат программы 

       Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 - 5 лет.

Объем и срок освоения программы 

       Срок освоения программы - 1 год. На полное освоение программы требуется 48 часов.

Формы обучения 

        Форма обучения — подгрупповая, групповая.

Особенности организации образовательного процесса

     Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые   формы работы с детьми. Состав группы 10-12 человек.

    Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Общее количество часов в год – 48 часов. Продолжительность занятий 20 минут.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Педагогическая целесообразность

Данная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

     В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

      Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

Цель программы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

  • Создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;
  • Формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимый ему для успешной социальной адаптации);
  • Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволяют успешно освоить школьную программу;
  • Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
  • Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию);
  • Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Принципы отбора содержания.

    В основу работы по программе положены следующие принципы:

- принцип сочетания научной обоснованности и практической применимости;

-принцип  активности и самостоятельности;

- принцип  единства воспитательных, образовательных развивающих задач;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия с семьей;

- принцип поддержки индивидуальности и инициативы детей;

- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    Основные формы

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Игровые занятия включают  различные виды детской деятельности ^  познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены: работа с занимательным материалом; работа в тетрадях, физкультминутки, гимнастика для глаз, работа с электронными дидактическими пособиями.

     Методы и приемы работы

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

 Практические (упражнения)

 Использование занимательного материала (логические задачи).

Прогнозируемые результаты

 Занятия по математике помогут  сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

  1. Считает в пределах 5, относит последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывает числительное с существительным в роде, числе и падеже;
  2. Называет цифры от1 до 5, пишет их по точкам, соотносит количество предметов с цифрой;
  3. Отгадывает математические загадки;
  4. Различает количественный и порядковый счет;
  5. Устанавливает равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
  6. Сравнивает предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти;
  7. Выделяет признаки сходства и различия между предметами и объединяет их по заданному признаку;
  8. Находит заданные геометрические фигуры среди множества других (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат; овал;  тела: шар, куб, цилиндр);
  9. Различает понятия вчера, сегодня, завтра;
  10. Умеет ориентироваться на бумаге  (слева — справа;  вверху — внизу);
  11. Решает простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  12. Понимает задание и выполняет его самостоятельно;
  13. Проводит самоконтроль и самостоятельно оценивает выполненную работу;
  14. Развитие мелкой моторики рук.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и августе, с целью выявления уровня развития математических способностей  ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математическая викторина, презентация занятий, открытые занятия для родителей и педагогов ДОУ.

Работа с родителями

    Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение

  • мультимедийная установка;
  • ноутбук.

Методическое обеспечение

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 10;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • рабочая тетрадь на печатной основе для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • счетный материал;                                
  • наборы цифр;
  • конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Календарный учебный график МАДОУ «Детский сад №2»

  Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).

 1. Продолжительность учебного года в МАДОУ «Детский сад №2»:

Начало учебного года – 1 сентября  

Окончание учебного года – 31 мая

Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) - 36 недель  

 2.Продолжительность летнего оздоровительного периода в МАДОУ

«Детский сад №2»:

Начало периода – 1 июня

Окончание периода – 31 августа

Продолжительность летнего периода (внеаудиторные занятия) – 12 недель

Учебный план

№ п\п

Тем

Количество часов

Всего занятий

Всего

Теория

Практика

1-2

Диагностика

2

1

1

2

3

Утро. Большой – маленький. Один – много

1

0,4

0,6

1

4

День. Круг. Число 1.

1

0,4

0,6

1

5

Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много.

1

0,4

0,6

1

6

Ночь. Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий.

1

0,4

0,6

1

7

Осень. Число 2. Треугольник.

1

0,4

0,6

1

8

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

1

0,4

0,6

1

9

Число 4. Квадрат. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

10

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.

1

0,4

0,6

1

11

Число 5. Большой, поменьше, самый маленький.

1

0,4

0,6

1

12

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Утро, день, вечер, ночь.

1

0,4

0,6

1

13

Один и много. Большой и маленький. Круг.

1

0,4

0,6

1

14

Сравнение чисел 3-4. Слева, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

15

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

16

Сравнение чисел 4 -5. Части суток. Слева, посередине, справа.

1

0,4

0,6

1

17

Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате.

1

0,4

0,6

1

18

Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник.

1

0,4

0,6

1

19

Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше

1

0,4

0,6

1

20

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал.

1

0,4

0,6

1

21

Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. (зима)

1

0,4

0,6

1

22

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

23

Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Широкий, узкий. Прямоугольник.

1

0,4

0,6

1

24

Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал.

1

0,4

0,6

1

25

Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

26

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо.  

1

0,4

0,6

1

27

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Далеко, близко.

1

0,4

0,6

1

28

Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине.  Квадрат, прямоугольник. Времена года.

1

0,4

0,6

1

29

Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

30

Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно.

1

0,4

0,6

1

31

Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

32-33

Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача.

2

0,8

1,2

2

34

Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Установление последовательности событий (части суток)

1

0,4

0,6

1

35

Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.

1

0,4

0,6

1

36

Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой;

закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

1

0,4

0,6

1

37

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

38

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

39

Закреплять знания о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

40-41

Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача.

2

0,8

1,2

2

42

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

43

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

44

Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача.

1

0,4

0,6

45

Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Слева, справа. Логическая задача.

1

0,4

0,6

1

46

Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года.

1

0,4

0,6

1

47

Математическая викторина «Мы знаем математику»

1

0,4

0,6

1

48

Математическая викторина «Загадки царицы наук – Математики»

1

0,4

0,6

1

ИТОГО:

48

19,4

28,6

48

Содержание программы.

Содержание программы ориентированно на развитие математических способностей детей 4-5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

  • Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.);
  • Организация работы с детьми по освоению содержания программы.

   Содержание программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Разделы программы:

  1.   «Количество и счет»

Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

  1. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

  1. «Определение величины»

Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

  1. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Цель: Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

  1. «Решение логических задач»

Цель: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Раздел

Цели и задачи

1-2

Диагностика

3

Утро.

 Большой – маленький.

Один – много.

Ориентировка во времени. Утро.

Величина. Большой – маленький.

 Количество и счет. Один – много.

- познакомить с частью суток – утро.

- учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький);

Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

4

День. Круг. Число 1.

Ориентировка во времени. День.

Геометрические фигуры. Круг.

Количество и счет. Число 1.

- познакомить с частью суток – день;

- познакомить с числом 1;

- с геометрической фигурой -  круг;

- учить обследовать круг осязательно-двигательным путем;

- обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

- отгадывать загадку.

5

Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много.

Ориентировка во времени.

Вечер.

Величина. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много.

Количество и счет. Закрепление: один – много.

- познакомить с частью суток – вечер;

- учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий – низкий)

- закрепить понятия «большой» и «маленький»;

- продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

6

Ночь. Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий.

Ориентировка во времени.

Ночь.

Количество и счет. Число 2.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий

- познакомить с частью суток – ночь;

- познакомить с числом 2;

- учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;

- сравнивать знакомые предметы по величине:

толстый, тонкий;

- продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

7

Осень. Число 2. Треугольник.

Ориентировка во времени.

Осень.

Количество и счет. Закрепление: число 2.

Геометрические фигуры. Треугольник.

- продолжать знакомить с числом 2;

- учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

- обследовать треугольник осязательно-двигательным путем;

- рисовать треугольники по точкам;

- называть время года – осень;

- познакомить с геометрической фигурой – треугольник.

8

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

Количество и счет. Число 3.

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Геометрические фигуры. Треугольник.

- познакомить с числом 3;

- учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

- относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);

- видеть в форме предметов геометрические фигуры.

9

Число 4. Квадрат. Логическая задача.

Количество и счет. Число 4.

Геометрические фигуры.

Квадрат.

Логическая задача.

- познакомить с числом 4;

- с геометрической фигурой квадрат;

-  учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

- относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

-  обследовать квадрат осязательно- зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;

10

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник

Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4.

Геометрические фигуры.

Квадрат.

Логическая задача.

- учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;

- называть числительные по порядку, указывая на предметы;

- относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

-обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем;

- познакомить с геометрической фигурой прямоугольник

11

Число 5. Большой, поменьше, самый маленький.

Количество и счет. Число 5.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

- познакомить с числом 5;

- продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы;

- относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький).  Определять и соотносить предметы контрастных размеров.

12

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Утро, день, вечер, ночь.

Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5.

Геометрические фигуры.

Овал.

Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь.

- учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;

- умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

- отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- обследовать овал осязательно- зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;

- познакомить с геометрической фигурой — овалом;

- продолжать учить сравнивать предметы по величине.

13

Один и много. Большой и маленький. Круг.

Количество и счет. Один и много.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг.

- умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;

- сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;

- знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединят предметы по этому признаку;

- считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета;

- считать слева на право, называть числительные по порядку. Согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;

- находить геометрическую фигуру круг среди других геометрических фигур.

14

Сравнение чисел 3-4. Слева, справа. Логическая задача.

Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача.

- считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета;

- обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

- ориентироваться на листе бумаги;

15

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Логическая задача.

Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше и самый маленький.

Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача.

- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

- выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку;

- закреплять знания о геометрической фигуре квадрат;

- сравнивать предметы по величине;

- развивать зрительное внимание.

16

Сравнение чисел 4 -5. Части суток. Слева, посередине, справа.

Количество и счет. Сравнение чисел 4 -5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине,  справа.

- считать предметы (в пределах 5);

- добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

- устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;

- обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа);

- закреплять представления о частях суток.

17

Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате.

Количество и счет. Ознакомление с цифрой 1. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Круг, квадрат

- знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;

-  отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации;

- находить цифру 1 среди множества других цифр;

- писать цифру 1, используя образец;

- понимать последовательность расположения геометрических фигур;

- уметь определять пространственное расположение предметов по отношению к себе  (слева, посередине,  справа).

18

Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник.

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.

Геометрические фигуры. Треугольник

- закрепить знания о цифре 1;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- закреплять знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;

-  отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации;

- формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.

19

Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше.

Количество и счет. Ознакомление с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше

- знакомить с цифрой 2;

учить:

-  писать цифру 2;

- различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко».

20

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный. Геометрические фигуры. Овал.

Закреплять:

-  знания о цифре 2;

- о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;

- умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (короткий, длинный);

Учить:

- соотносить цифру с количеством предметов;

- отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации;

21

Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. (зима)

Количество и счет. Ознакомление с цифрой 3. Ориентировка во времени. Зима.

Учить:

- отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

- писать цифру 3 по точкам;

- находить цифру 3 среди множества цифр;

- знакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;

- учить соотносить числа 1, 2, 3 с количеством предметов;

- закреплять знания детей о времени года (зима).

22

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Логическая задача.

Количество и счет. Закрепление знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача.

Закреплять:

- знания о цифре 3;

- умение соотносить цифру с количеством предметов;

- писать цифры 1, 2, 3;

- сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;

- развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

23

Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Широкий, узкий. Прямоугольник.

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник.

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- упражнять в сравнении двух групп предметов;

- развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

Закреплять:

- умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);

- знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других.

24

Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал.

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.  Геометрические фигуры. Круг, овал.

Учить:

- устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, в квадрате);

- равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;

- отсчитывать предметы по образцу;

- определять положение предметов по отношению к себе.

Развивать зрительное внимание.

25

Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача.

Количество и счет. Ознакомление с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача.

Учить:

- отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

- находить цифру 4 среди множества других цифр;

- обводить цифру 4 по точкам;

- соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький».

Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4.

Способствовать развитию зрительного внимания.

26

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо.  

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Закреплять:

- знания о числе и цифре 4;

- геометрических фигурах треугольник, прямоугольник.

Учить:

- соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;

- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

- определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо)

27

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Далеко, близко.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4.  Ориентировка в пространстве. Далеко, близко.

Учить:

- считать по образцу и названному числу;

- понимать отношения между числами 3 и 4;

- отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

Формировать пространственные представления (далеко, близко). Закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник.

28

Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине.  Квадрат, прямоугольник. Времена года

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.  Ориентировка во времени. Времена года.

Учить соотносить цифру с количеством предметов.

Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине)

29

Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

Количество и счет.  Ознакомление с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- писать цифру 5 по точкам;

- обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади, посередине). Закрепить знания о времени года.

30

Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно.

Количество и счет.  Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами.

Закреплять:

- умение считать в пределах 5;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;

- видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

- раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

31

Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача.

Количество и счет.  Ознакомление с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.    Геометрические фигуры. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача.

Учить:

- порядковому счету в пределах 5;

- различать количественный и порядковый счет;

- правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»;

- ориентироваться на листе бумаги;

- видеть геометрические фигуры в предметах.

32-33

Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача.

Количество и счет.  Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача.

Продолжать учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»;

- отгадывать математические загадки;

- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- видеть геометрические фигуры в контурах предметов;

- сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, самый маленький).

34

Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Установление последовательности событий (части суток)

Количество и счет.  Независимость числа от величины предметов; порядковый счет.

Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий».

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток)

Учить:

- сравнивать количество предметов;

- предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку;

- понимать независимость числа от величины предметов;

- решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток)

35

Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.

(занятие № 23)

Количество и счет. Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

Учить:

-считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;

-соотносить цифру с количеством предметов;

-различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

Закреплять знания о геометрических фигурах

круг, квадрат, овал, прямоугольник;

Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

36

Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой;

закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

(занятие № 24)

Количество и счет.

Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой;

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

Продолжить учить:

-порядковому счету (в пределах5);

различать количественный и порядковый счет;

-правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

-соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;

Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

37

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

Учить:

-соотносить цифру с количеством предметов;

-обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, по середине);

Способствовать развитию зрительного внимания.

38

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки.

Величина. Развитие глазомера.

Логическая задача. Развитие внимания.

Учить:

- соотносить цифру с количеством предметов;

-устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;

-отгадывать математические загадки;

-сравнивать предметы разных размеров по величине;

-выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;

-решать логические задачи на установление закономерности.

39

Закреплять знания о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача.

Количество и счет. Закреплять знания о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания.

Закреплять:

-навыки порядкового счета (в пределах 5);

-различения количественного и порядкового счета;

-правильного ответа на вопросы «сколько?», «какой по счету?»;

-умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

-различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);

Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий.

40-41

Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача.

(занятие № 28)

Количество и счет. Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Развитие внимания.

Закреплять:

-умение считать;

-соотносить цифру с количеством предметов;

Учить:

-сравнивать числа 4 и 5;

-решать логическую задачу на сравнение;

-развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов.

43

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача.

(занятие № 29)

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача. Установление последовательности событий, развитие внимания.

Закреплять:

-знания о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;

- умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

-ориентироваться на листе бумаги;

Продолжать учить:

-порядковому счету до 5;

- правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?»;

44

Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача.

(занятие № 30)

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача. Развитие внимания.

Закреплять:

-умение соотносить цифру с количеством предметов;

-видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;

Способствовать развитию зрительного внимания.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-навыки самоконтроля и самооценки.

45

Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Слева, справа. Логическая задача.

(занятие № 31)

Количество и счет. Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

Продолжить учить:

-соотносить цифру и количество предметов;

-обозначать словами положение предмета относительно себя;

-решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

46

Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года.

(занятие № 32)

Количество и счет. Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года.

Продолжать учить:

-соотносить количество предметов с цифрой;

-отгадывать математические загадки;

-сравнивать предметы по ширине;

-решать логические задачи.

Закреплять:

-умение понимать отношение между числами;

-на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».

47

Математическая викторина «Мы знаем математику»

Количество и счет. Закрепить представление о порядковом и количественном счете. Геометрические фигуры. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.  Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь.

При моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей

48

Математическая викторина «Загадки царицы наук – Математики»

Количество и счет. Закрепить представление о порядковом и количественном счете. Геометрические фигуры. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.  Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь.

При моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей.

 

Список литературы

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
  2. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112с.;
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради Я начинаю считать». - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 56 с.;
  4. Колесникова Е.В. «Я начинаю считать» Математика для детей 3-4 лет. (рабочая тетрадь) - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 16 с.;

5. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учеб.- методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 5». - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2018. - 80с. (Математические ступеньки);Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 6. 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2017. - 32 с. (Математические ступеньки);

7. Колесникова Е.В. «Я считаю до 5». Математика для детей 4-5 лет. (рабочая тетрадь). 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с. (Математические ступеньки);

8. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3-4 лет;

9. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4-5 лет.

10. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.)

 

Приложение 1

Формирование элементарных математических представлений

Показатели развития

(что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического

задания

Критерий оценки

1.1Количество и счет

1.Различать, из каких частей  составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.

Игра «Найди и раскрась»

Предложить детям раскрасить только квадраты.

-Сколько квадратов раскрасили?(3)

-Какого размера квадраты?

-Каким цветом разукрасили?

 ( Большой, поменьше, самый маленький)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.

Игра «Отгадай загадку»

 -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

«Сколько всего?». Сравнивает  количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу

 Игра «Сосчитай и нарисуй»

Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством

 Игра «Найди и раскрась»

 Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)

Упражнение «Короткий и длинный»

Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.

-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-Какая полоска длинная (короткая)?

-Какие из полосок длиннее зеленой?

-Какие из полосок короче красной?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)

Игра «Широкая, узкая»

Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.

-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)

-По узкой?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.2. Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)

 

Упражнение «Сравни дорожки»

Две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

-        Покажи длинную дорожку (короткую).

-        Что можно сказать о ширине дорожек?

-        Покажи широкую дорожку (узкую).

-        Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)

Упражнение « Круги и квадраты»

1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.

Вопросы:

-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)

- Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.

-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)

-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.3 Геометрические фигуры

1.Знать и  называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

 Игра «Найди  и раскрась».                                                                    

-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.

Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.

Что раскрасили красным цветом?

Синим? Зеленым?

1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

2.Самостоятельно определять форму  предметов. Самостоятельно  использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур

Игра «Найди и назови»

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                          

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Игра «Найди и назови»

 Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).

 Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.4 Ориентировка в пространстве

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .

 

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)

 Примечание.   Вначале   ребенку   предлагают   выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо),  а  позднее — из 4.  Постепенно увеличивают  количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.

Игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

 Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа

1 балл - ребенок не справляется  с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола

Упражнение «Что где находится»

В правом прямоугольнике нарисуй:

-в середине – круг;

-в правом верхнем углу- овал;

-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь ориентироваться  в групповой комнате

Игра «Назови, что видишь».

 По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд)

Обозначать словами пространственные отношения

Упражнение «Влево, вправо»

Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.

В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)

В синей одежде? (вправо)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.5 Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность

Игра «Когда это бывает?».

Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п

1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.

  Упражнение «Ответь правильно»

Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)

-Чем они занимались вчера ?

( рисовали, играли, смотрели телевизор)

-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3.Сформированность понятий быстро – медленно.

 Игра «Угадай,  кто быстрее»

.

Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.

-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)

-Кого раскрасили? (Льва)

-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.