Кружок "Занимательная математика" 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа)
Кружок "Занимаиельная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_zanimatelnaya_matematika_2018g.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пионерский городской округ
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 2»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета и.о.заведующиего МАДОУ «Детский сад № 2»
от «___» _____________ 20____г. ___________________ / Ковалева Е.С.
Протокол № ________________ «___» ________________ 20____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Сукачева Светлана Владимировна,
воспитатель
г. Пионерский, 2018г.
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Отличительные особенности программы
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организованная деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирует желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 - 5 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы - 1 год. На полное освоение программы требуется 48 часов.
Формы обучения
Форма обучения — подгрупповая, групповая.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав группы 10-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Общее количество часов в год – 48 часов. Продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Данная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
Цель программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
- Создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;
- Формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимый ему для успешной социальной адаптации);
- Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволяют успешно освоить школьную программу;
- Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
- Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию);
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Принципы отбора содержания.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
- принцип сочетания научной обоснованности и практической применимости;
-принцип активности и самостоятельности;
- принцип единства воспитательных, образовательных развивающих задач;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия с семьей;
- принцип поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основные формы
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Игровые занятия включают различные виды детской деятельности ^ познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены: работа с занимательным материалом; работа в тетрадях, физкультминутки, гимнастика для глаз, работа с электронными дидактическими пособиями.
Методы и приемы работы
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Использование занимательного материала (логические задачи).
Прогнозируемые результаты
Занятия по математике помогут сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
- Считает в пределах 5, относит последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывает числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- Называет цифры от1 до 5, пишет их по точкам, соотносит количество предметов с цифрой;
- Отгадывает математические загадки;
- Различает количественный и порядковый счет;
- Устанавливает равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- Сравнивает предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти;
- Выделяет признаки сходства и различия между предметами и объединяет их по заданному признаку;
- Находит заданные геометрические фигуры среди множества других (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат; овал; тела: шар, куб, цилиндр);
- Различает понятия вчера, сегодня, завтра;
- Умеет ориентироваться на бумаге (слева — справа; вверху — внизу);
- Решает простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- Понимает задание и выполняет его самостоятельно;
- Проводит самоконтроль и самостоятельно оценивает выполненную работу;
- Развитие мелкой моторики рук.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и августе, с целью выявления уровня развития математических способностей ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математическая викторина, презентация занятий, открытые занятия для родителей и педагогов ДОУ.
Работа с родителями
Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение
- мультимедийная установка;
- ноутбук.
Методическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 10;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- рабочая тетрадь на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Календарный учебный график МАДОУ «Детский сад №2»
Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).
1. Продолжительность учебного года в МАДОУ «Детский сад №2»:
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) - 36 недель
2.Продолжительность летнего оздоровительного периода в МАДОУ
«Детский сад №2»:
Начало периода – 1 июня
Окончание периода – 31 августа
Продолжительность летнего периода (внеаудиторные занятия) – 12 недель
Учебный план
№ п\п | Тем | Количество часов | Всего занятий | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1-2 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Утро. Большой – маленький. Один – много | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
4 | День. Круг. Число 1. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
5 | Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
6 | Ночь. Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
7 | Осень. Число 2. Треугольник. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
8 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
9 | Число 4. Квадрат. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
10 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
11 | Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
12 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Утро, день, вечер, ночь. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
13 | Один и много. Большой и маленький. Круг. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
14 | Сравнение чисел 3-4. Слева, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
15 | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
16 | Сравнение чисел 4 -5. Части суток. Слева, посередине, справа. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
17 | Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
18 | Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
19 | Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
20 | Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
21 | Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. (зима) | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
22 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
23 | Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Широкий, узкий. Прямоугольник. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
24 | Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
25 | Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
26 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
27 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Далеко, близко. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
28 | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине. Квадрат, прямоугольник. Времена года. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
29 | Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
30 | Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
31 | Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
32-33 | Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача. | 2 | 0,8 | 1,2 | 2 |
34 | Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Установление последовательности событий (части суток) | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
35 | Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
36 | Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой; закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
37 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
38 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
39 | Закреплять знания о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
40-41 | Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. | 2 | 0,8 | 1,2 | 2 |
42 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
43 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
44 | Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | |
45 | Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Слева, справа. Логическая задача. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
46 | Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
47 | Математическая викторина «Мы знаем математику» | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
48 | Математическая викторина «Загадки царицы наук – Математики» | 1 | 0,4 | 0,6 | 1 |
ИТОГО: | 48 | 19,4 | 28,6 | 48 |
Содержание программы.
Содержание программы ориентированно на развитие математических способностей детей 4-5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.);
- Организация работы с детьми по освоению содержания программы.
Содержание программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Разделы программы:
- «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
- «Решение логических задач»
Цель: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Раздел | Цели и задачи |
1-2 | Диагностика | ||
3 | Утро. Большой – маленький. Один – много. | Ориентировка во времени. Утро. Величина. Большой – маленький. Количество и счет. Один – много. | - познакомить с частью суток – утро. - учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; - сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький); Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. |
4 | День. Круг. Число 1. | Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. Круг. Количество и счет. Число 1. | - познакомить с частью суток – день; - познакомить с числом 1; - с геометрической фигурой - круг; - учить обследовать круг осязательно-двигательным путем; - обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; - отгадывать загадку. |
5 | Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много. | Ориентировка во времени. Вечер. Величина. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много. Количество и счет. Закрепление: один – много. | - познакомить с частью суток – вечер; - учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий – низкий) - закрепить понятия «большой» и «маленький»; - продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. |
6 | Ночь. Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Ориентировка во времени. Ночь. Количество и счет. Число 2. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под. Величина. Толстый, тонкий | - познакомить с частью суток – ночь; - познакомить с числом 2; - учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; - сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий; - продолжать учить выделять признаки сходства и различия. |
7 | Осень. Число 2. Треугольник. | Ориентировка во времени. Осень. Количество и счет. Закрепление: число 2. Геометрические фигуры. Треугольник. | - продолжать знакомить с числом 2; - учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; - обследовать треугольник осязательно-двигательным путем; - рисовать треугольники по точкам; - называть время года – осень; - познакомить с геометрической фигурой – треугольник. |
8 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Количество и счет. Число 3. Величина. Большая, поменьше, маленькая. Геометрические фигуры. Треугольник. | - познакомить с числом 3; - учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; - относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; - сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); - видеть в форме предметов геометрические фигуры. |
9 | Число 4. Квадрат. Логическая задача. | Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача. | - познакомить с числом 4; - с геометрической фигурой квадрат; - учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; - относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - обследовать квадрат осязательно- зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; |
10 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник | Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача. | - учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; - называть числительные по порядку, указывая на предметы; - относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; -обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем; - познакомить с геометрической фигурой прямоугольник |
11 | Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. | Количество и счет. Число 5. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. | - познакомить с числом 5; - продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; - относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький). Определять и соотносить предметы контрастных размеров. |
12 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Утро, день, вечер, ночь. | Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Овал. Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. | - учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; - умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. - отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; - обследовать овал осязательно- зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; - познакомить с геометрической фигурой — овалом; - продолжать учить сравнивать предметы по величине. |
13 | Один и много. Большой и маленький. Круг. | Количество и счет. Один и много. Величина. Большой и маленький. Геометрические фигуры. Круг. | - умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; - сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; - знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединят предметы по этому признаку; - считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета; - считать слева на право, называть числительные по порядку. Согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже; - находить геометрическую фигуру круг среди других геометрических фигур. |
14 | Сравнение чисел 3-4. Слева, справа. Логическая задача. | Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. | - считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета; - обозначать словами положение предмета по отношению к себе; - ориентироваться на листе бумаги; |
15 | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Логическая задача. | Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше и самый маленький. Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача. | - устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; - выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку; - закреплять знания о геометрической фигуре квадрат; - сравнивать предметы по величине; - развивать зрительное внимание. |
16 | Сравнение чисел 4 -5. Части суток. Слева, посередине, справа. | Количество и счет. Сравнение чисел 4 -5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. | - считать предметы (в пределах 5); - добавлять к меньшей группе недостающий предмет; - устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; - обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа); - закреплять представления о частях суток. |
17 | Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. | Количество и счет. Ознакомление с цифрой 1. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Круг, квадрат | - знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1; - отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации; - находить цифру 1 среди множества других цифр; - писать цифру 1, используя образец; - понимать последовательность расположения геометрических фигур; - уметь определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа). |
18 | Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник. | Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1. Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник | - закрепить знания о цифре 1; - соотносить цифру с количеством предметов; - закреплять знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; - отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации; - формировать представление, что треугольники могут быть разного размера. |
19 | Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. | Количество и счет. Ознакомление с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше | - знакомить с цифрой 2; учить: - писать цифру 2; - различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко». |
20 | Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал | Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный. Геометрические фигуры. Овал. | Закреплять: - знания о цифре 2; - о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; - умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (короткий, длинный); Учить: - соотносить цифру с количеством предметов; - отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации; |
21 | Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. (зима) | Количество и счет. Ознакомление с цифрой 3. Ориентировка во времени. Зима. | Учить: - отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; - писать цифру 3 по точкам; - находить цифру 3 среди множества цифр; - знакомить с цифрой 3 как знаком числа 3; - учить соотносить числа 1, 2, 3 с количеством предметов; - закреплять знания детей о времени года (зима). |
22 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Логическая задача. | Количество и счет. Закрепление знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. | Закреплять: - знания о цифре 3; - умение соотносить цифру с количеством предметов; - писать цифры 1, 2, 3; - сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку; - развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков. |
23 | Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Широкий, узкий. Прямоугольник. | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник. | Учить: - отгадывать математические загадки; - соотносить количество предметов с цифрой; - упражнять в сравнении двух групп предметов; - развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов; Закреплять: - умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий); - знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. |
24 | Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. | Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе. Геометрические фигуры. Круг, овал. | Учить: - устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, в квадрате); - равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; - отсчитывать предметы по образцу; - определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. |
25 | Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. | Количество и счет. Ознакомление с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. | Учить: - отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; - находить цифру 4 среди множества других цифр; - обводить цифру 4 по точкам; - соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький». Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания. |
26 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. | Закреплять: - знания о числе и цифре 4; - геометрических фигурах треугольник, прямоугольник. Учить: - соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов; - видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; - определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо) |
27 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Далеко, близко. | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. | Учить: - считать по образцу и названному числу; - понимать отношения между числами 3 и 4; - отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; - соотносить цифру с количеством предметов; - решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; Формировать пространственные представления (далеко, близко). Закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник. |
28 | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине. Квадрат, прямоугольник. Времена года | Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине. Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени. Времена года. | Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, слева, справа, под, перед, посередине) |
29 | Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | Количество и счет. Ознакомление с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | Учить: - отгадывать математические загадки; - писать цифру 5 по точкам; - обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади, посередине). Закрепить знания о времени года. |
30 | Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. | Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. Ориентировка во времени. Быстро, медленно. Геометрические фигуры. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. | Закреплять: - умение считать в пределах 5; - соотносить цифру с количеством предметов; - устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; - видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; - раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно». |
31 | Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача. | Количество и счет. Ознакомление с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Геометрические фигуры. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Логическая задача. | Учить: - порядковому счету в пределах 5; - различать количественный и порядковый счет; - правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»; - ориентироваться на листе бумаги; - видеть геометрические фигуры в предметах. |
32-33 | Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача. | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача. | Продолжать учить: - порядковому счету, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»; - отгадывать математические загадки; - понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; - соотносить количество предметов с цифрой; - видеть геометрические фигуры в контурах предметов; - сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, самый маленький). |
34 | Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Установление последовательности событий (части суток) | Количество и счет. Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток) | Учить: - сравнивать количество предметов; - предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; - понимать независимость числа от величины предметов; - решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток) |
35 | Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. (занятие № 23) | Количество и счет. Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр. | Учить: -считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; -соотносить цифру с количеством предметов; -различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, овал, прямоугольник; Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр. |
36 | Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой; закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. (занятие № 24) | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой; Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | Продолжить учить: -порядковому счету (в пределах5); различать количественный и порядковый счет; -правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; -соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов; Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. |
37 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | Учить: -соотносить цифру с количеством предметов; -обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, по середине); Способствовать развитию зрительного внимания. |
38 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. Развитие внимания. | Учить: - соотносить цифру с количеством предметов; -устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; -отгадывать математические загадки; -сравнивать предметы разных размеров по величине; -выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; -решать логические задачи на установление закономерности. |
39 | Закреплять знания о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. | Количество и счет. Закреплять знания о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. | Закреплять: -навыки порядкового счета (в пределах 5); -различения количественного и порядкового счета; -правильного ответа на вопросы «сколько?», «какой по счету?»; -умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; -различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима); Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий. |
40-41 | Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. (занятие № 28) | Количество и счет. Счет по образцу; числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Развитие внимания. | Закреплять: -умение считать; -соотносить цифру с количеством предметов; Учить: -сравнивать числа 4 и 5; -решать логическую задачу на сравнение; -развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов. |
43 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача. (занятие № 29) | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача. Установление последовательности событий, развитие внимания. | Закреплять: -знания о цифрах 1, 2, 3, 4, 5; - умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; -ориентироваться на листе бумаги; Продолжать учить: -порядковому счету до 5; - правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?»; |
44 | Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача. (занятие № 30) | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов геометрическими телами. Логическая задача. Развитие внимания. | Закреплять: -умение соотносить цифру с количеством предметов; -видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела; Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: -умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; -навыки самоконтроля и самооценки. |
45 | Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Слева, справа. Логическая задача. (занятие № 31) | Количество и счет. Соотнесение количества предметов цифрой; математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | Продолжить учить: -соотносить цифру и количество предметов; -обозначать словами положение предмета относительно себя; -решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; Формировать: -умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - навыки самоконтроля и самооценки. |
46 | Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. (занятие № 32) | Количество и счет. Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года. | Продолжать учить: -соотносить количество предметов с цифрой; -отгадывать математические загадки; -сравнивать предметы по ширине; -решать логические задачи. Закреплять: -умение понимать отношение между числами; -на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно». |
47 | Математическая викторина «Мы знаем математику» | Количество и счет. Закрепить представление о порядковом и количественном счете. Геометрические фигуры. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. | При моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей |
48 | Математическая викторина «Загадки царицы наук – Математики» | Количество и счет. Закрепить представление о порядковом и количественном счете. Геометрические фигуры. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. | При моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей. |
Список литературы
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
- Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112с.;
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради Я начинаю считать». - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 56 с.;
- Колесникова Е.В. «Я начинаю считать» Математика для детей 3-4 лет. (рабочая тетрадь) - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 16 с.;
5. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учеб.- методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 5». - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2018. - 80с. (Математические ступеньки);Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 6. 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2017. - 32 с. (Математические ступеньки);
7. Колесникова Е.В. «Я считаю до 5». Математика для детей 4-5 лет. (рабочая тетрадь). 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с. (Математические ступеньки);
8. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3-4 лет;
9. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4-5 лет.
10. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.)
Приложение 1
Формирование элементарных математических представлений
Показатели развития (что оценивается) | Игры и упражнения | Содержание дидактического задания | Критерий оценки |
1.1Количество и счет | |||
1.Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина. | Игра «Найди и раскрась» | Предложить детям раскрасить только квадраты. -Сколько квадратов раскрасили?(3) -Какого размера квадраты? -Каким цветом разукрасили? ( Большой, поменьше, самый маленький) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета. | Игра «Отгадай загадку» | -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке. | 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога. 2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество |
3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу | Игра «Сосчитай и нарисуй» | Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством | Игра «Найди и раскрась» | Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше) | Упражнение «Короткий и длинный» | Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины. -Разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: -Какая полоска длинная (короткая)? -Какие из полосок длиннее зеленой? -Какие из полосок короче красной? | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина) | Игра «Широкая, узкая» | Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым. -Кто идет по широкой дорожке? (Зайка) -По узкой? | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.2. Свойства | |||
1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков) |
Упражнение «Сравни дорожки» | Две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. - Покажи длинную дорожку (короткую). - Что можно сказать о ширине дорожек? - Покажи широкую дорожку (узкую). - Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. | 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их, друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче. 2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения |
2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения) | Упражнение « Круги и квадраты» | 1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты. Вопросы: -Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? -Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну) - Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? 2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. -Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать) -А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.3 Геометрические фигуры | |||
1.Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр. | Игра «Найди и раскрась». | -Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). -Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр. Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым. Что раскрасили красным цветом? Синим? Зеленым? | 1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. 2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. 3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами. |
2.Самостоятельно определять форму предметов. Самостоятельно использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур | Игра «Найди и назови» | На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. | Игра «Найди и назови» | Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.). Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.4 Ориентировка в пространстве | Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .
| Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».) Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо), а позднее — из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе. | Игра «Поручение». | Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа | 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого. 2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. |
2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола | Упражнение «Что где находится» | В правом прямоугольнике нарисуй: -в середине – круг; -в правом верхнем углу- овал; -в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3. Уметь ориентироваться в групповой комнате | Игра «Назови, что видишь». | По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд) Обозначать словами пространственные отношения | Упражнение «Влево, вправо» | Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным. В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево) В синей одежде? (вправо) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.5 Ориентировка во времени | |||
1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность | Игра «Когда это бывает?». | Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п | 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. 2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели. |
2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра. | Упражнение «Ответь правильно» | Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать) -Чем они занимались вчера ? ( рисовали, играли, смотрели телевизор) -Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3.Сформированность понятий быстро – медленно. | Игра «Угадай, кто быстрее» . | Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы. -Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев) -Кого раскрасили? (Льва) -Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |