Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
статья по математике (старшая группа)

Татьяна Борисовна Белякова

В данной статье представлен практический материал по использованию игр математического содержания в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании                       элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

В. А. Сухомлинский.

 1.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по иному, чем взрослым.

В игре ребенок делает открытия  постигает то, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, главная цель ребёнка - просто играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива,” – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

2. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Дети средней группы, пришедшие ко мне, в основном не посещали детский сад ранее, поэтому проводя занятия я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

1 В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как: «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ПО СЧЁТУ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» и многие другие, я использую на занятиях ,в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражняет в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать.

Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. .

3 В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета.

Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

Дети с удовольствием играют в игру «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем, усложняла игру тем, что построение детей начиналось с другого дня недели (не с понедельника). Использовала разнообразные дидактические игры: «НАЗОВИ СКОРЕЕ», «ДНИ НЕДЕЛИ» , «НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО», «КРУГЛЫЙ ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

4. Во время проведения дидактических игр расширяются пространственные представления детей и закрепляются в процессе других видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, сверху, снизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданным условиям. Дети свободно выполняют задания типа: встань пожалуйста так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима.

 При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.

В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили по словесной инструкции, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.) . Это вызывало интерес у детей и организовало их на за

Для того, чтобы заинтересовать детей, я использовала предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «НАЙДИ ИГРУШКУ», («Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема.)

 Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «НАЙДИ ПОХОЖУЮ», «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали увереннее справляться с предложенными  заданиями.

5. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? «( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру по  типу «ЛОТО». Детям предлагала картинки ( по 3-4 шт. на каждого) , на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала.

Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Дидактическую игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, например,девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто составить фигурку человека, домика, ёлочки и т.д.)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в выполнении задания, добавляя свой элемент или составляя изображение из нескольких геометрических фигур. В заключении дети анализируют свои работы, отмечают, что получилось, а что нет. Над чем необходимо ещё поработать в свободное время.

6. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. дети учатся рассуждать, делать свои выводы и умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие нестандартного мышления у детей.

Такие игры как «НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»  направлены на тренировку нестандартного мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Это задания: «Найди пропущенную фигуру.», «Продолжи ряд фигур.» Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – установить цепочки закономерностей. В таких упражнениях дети чередуют предметы или геометрические фигуры по какому либо признаку. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняла. Предлагала выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.

В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?». Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические пришельцы, их космические корабли и т.д..

Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки” из геометрических фигур. Дети находят какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и делать выводы

Для закрепления знаний, полученных на занятиях я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?», и т.п.

Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми , объясняя цель и ход игры.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.  Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы интерес, радость от правильно  выполненного игрового задания перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свобод...