Многофункциональное пособие «Чудо-куб»
учебно-методическое пособие по математике (средняя группа)

Иванова Светлана Николаевна

Целевая аудитория: данное игровое пособие предназначено для детей 4-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель:

Формирование представления об окружающем мире, познавательной активности;  развитие речи и умственных операций, действий и навыков; воспитание эстетического восприятия, фантазии.

Задачи:

- Формирование и закрепление сенсорных представлений (цвет, форма, размер).

-Закрепление знаний о числах и цифрах 1-5, навыков  пересчета предметов, восприятия количества  с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.

-Развитие навыков сложения и вычитания.

-Развитие речи и активизация словаря.

- Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений . 

- Развитие мышления , воображения, фантазии, ориентировки в пространстве.

-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и эмоциональную отзывчивость; умение радоваться достигнутому результату; бережное отношение к дидактическому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_didakticheskoe_posobie.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие   «Чудо-куб»

Целевая аудитория: данное игровое пособие предназначено для детей 4-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель:

Формирование представления об окружающем мире, познавательной активности;  развитие речи и умственных операций, действий и навыков; воспитание эстетического восприятия, фантазии.

         

Задачи:

- Формирование и закрепление сенсорных представлений (цвет, форма, размер).

-Закрепление знаний о числах и цифрах 1-5, навыков  пересчета предметов, восприятия количества  с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.

-Развитие навыков сложения и вычитания.

-Развитие речи и активизация словаря.

- Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений . 

- Развитие мышления , воображения, фантазии, ориентировки в пространстве.

-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и эмоциональную отзывчивость; умение радоваться достигнутому результату; бережное отношение к дидактическому материалу.

 

Методическое пособие "Чудо-куб", в соответствии с ФГОС ДО,  многофункционально, доступно, безопасно; оно активизирует самостоятельную игровую деятельность детей, обогащает предметно-пространственную среду группы, привлекает детей своей яркостью, необычностью. На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных и познавательных способностей детей. При желании все стороны быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. Пособие соответствует возрастным особенностям детей  4 – 6 лет с ОВЗ, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

 Трансформируемость. Пособие предполагает возможность его изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Полифункциональность обеспечивается за счет наличия съемных элементов,  которые не обладают жестко закрепленным способом. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Вариативность.  Пособие «Чудо-куб»  можно использовать в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.

Доступность. Оборудование находится в свободном доступе для детей.

Безопасность. Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, поддается влажной уборке, не представляют угрозы для жизни и здоровья детей.

Упражнения  с использованием пособия  «Чудо-куб» предполагает совместную деятельность ребенка и взрослого, позволяя организовать работу таким образом, чтобы ребенок получил радость и удовольствие от выполнения заданий.

Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.

Предлагаю варианты игр с «Чудо-кубом»:

Игры на закрепление количественных представлений

Игра «Чудесный куб»

Ход игры:

В собранном кубе  цифры от 1 до 5. Дети по очереди подходят к столу педагога. Задание: «Достань цифру, назови ее (если знаешь), положи перед собой на столе».

  • Покажите цифру 4.
  •  Покажите цифру 2.
  •  Покажите цифру 3.
  • Покажите цифру 5.
  •  Поднимите и покажите друг другу цифру, которую вы не знаете. Это цифра 5. О цифре 5 есть стихотворение:

Написать цифру пять,

Что крючок нарисовать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

Повторное чтение стихотворения с одновременным обведением воспитателем и детьми каждой части цифры 5 рукой в воздухе.

Игра «Цветы-бабочки»

Цель: Учить детей устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов.( Сколько, столько же, равно) Систематизировать знания детей об основных цветах и  их оттенках.

Ход игры: На столе выложены  квадраты, на которых изображены цветы разного цвета. Ребенок (дети) по очереди берет бабочку и «сажают» на цветок, говоря: «Я посадил красную бабочку на  красный цветок. Моя бабочка сидит на  красном цветочке».

Воспитатель:

  • Сколько цветов на столе? (н-р, четыре)
  •  Сколько бабочек? (н-р, четыре)
  •  О количестве цветов и бабочек можно сказать: бабочек столько же, сколько цветов. (закрепление слов «сколько», «столько же».)
  •  Как можно сказать о количестве бабочек и цветов? (Цветов столько же, сколько бабочек.)
  •  По-другому можно сказать: количество бабочек равно количеству цветов. (закрепление слова «равно».)

 Подул сильный ветер, две бабочки улетели. (Действие — педагог убирает бабочек.)

  • Сколько цветов? (Четыре.)
  •  Сколько бабочек? (Две.)
  •  Равно ли количество цветов количеству бабочек? (Неравно.)
  •  Как мы это определили? (На двух цветках бабочек нет.)

«Посади бабочку на нужный цветок»

Цельобобщить и систематизировать знания детей об основных цветах и  их оттенках. Обогащать словарь детей, упражнять в согласовании прилагательных с существительными: желтый лепесток, красная бабочка. Развивать мышление, память, речь. Развивать мелкую моторику рук

Ход игры: помочь бабочкам сесть на свой цветок.

Варианты игры:

    1. «Спрячь бабочку»

Задача: обогащать словарь детей, закрепить знания детей о цветах, закреплять понятие «такая же», «такой же»

Ход игры:

  1. Количество участников: 1-2.

-Бабочки хотят найти «Свои» цветочки -им нужно сесть на такой же лепесток, чтобы их не было видно и они могли спрятаться и никто не смог их поймать.

Поможем бабочкам спрятаться.

-Бабочка красного цвета полетела искать «свой» цветочек, села на лепесток желтого цвета. Не такой это цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на лепесток красного цвета.

-Смотрите, бабочка спряталась и теперь её не видно, её не увидит и не поймает птичка.

-Спрячем с вами остальных бабочек.

2.«Отгадай загадку»

Задача: обогащать словарь детей, закреплять умение детей отгадывать загадки.

Ход игры:

1. Количество участников: 1-2. Ведущий - воспитатель.

2. Воспитатель загадывает загадку.

3. Ребенок отгадывает загадку, сажает бабочку на нужный лепесток.

Например:

У арбуза и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий-………(красный)

-Найди бабочку нужного цвета и посади на такой же лепесток

« Какая цифра убежала?»

Материал: Цифры от 1 до 5 (на каждого ребенка).

 Ход игры: Дети играют парами.

Педагог предлагает каждой паре разложить цифры по порядку от 0 до 5. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим.

Игра продолжается.

Усложнение: Изменить числовой ряд, предложить разложить числа от 5 до 1.

«Найди пару»

Материал: Цифры и карточки с кружками от 1 до 5.

Ход игры: Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые цифры, на другом – перевернутые карточки с кружками. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков.

Далее проверяют, все ли пары подобраны правильно.

Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.

«Постройся по порядку»

Материал:  Цифры от 0 до 5.

Ход игры: В игре участвуют до 5 детей.

На столе лежат цифры от 1 до 5 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 5.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 3.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 2? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

«Назови соседей»

Материал: Куб

Ход игры: Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирают ведущего:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!

Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим.

Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение: На гранях куба вместо цифр могут быть кружки (от 1 до 5).

«Игра с кубом»

Материал: Куб с цифрами на гранях.

Ход игры:  С помощью считалки выбирают ведущего:

Раз, два, три, четыре, пять,

– Таня, будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы.

Мы – играем, водишь – ты!

Он бросает куб одному из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Услышав: «Стоп!», он бросает куб другому ребенку. Ведущий может изменить задание: «Считай в обратном порядке». Игра проходит в быстром темпе.

 

«Игра с карточками»

Материал: Цифры и карточки с кружками от 1 до 5.

Ход игры:  Дети стоят в кругу. В руках у каждого ребенка карточка с кружками. После слов педагога: «Внимание, начали!»

– Все играющие передают карточки друг другу по кругу, по часовой стрелке.

По команде «Стоп!» дети прячут карточки, предварительно сосчитав кружки на них. Педагог подбрасывает куб и показывает ребятам выпавшую верхней его грань. Посмотрев на грань, дети показывает карточки с таким же количеством кружков и объясняют, почему они их показали.

Игра повторяется. Дети меняются карточками.

Вариант: Вместо карточек с кружками можно использовать цифры.

«Проверьте друг друга»

Материал: Наборы цифр от 1 до 5.

Ход игры: Дети играют парами. Педагог предлагает каждому ребенку разложить цифры от 0 до 5 по порядку. Ребята в паре проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

С помощью считалки выбирают ведущего:

За морями, за горами, 

За железными столбами,

а пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Ведущий отсчитывает определенное количество игрушек, а его партнер кладет рядом соответствующую цифру. Если ребенок правильно выполнил задание, он становится ведущим и игра продолжается.

Вариант: Один ребенок выдвигает цифру из числового ряда, а другой отсчитывает игрушки.

«Покажи соседей»

Материал: Цифры от 1 до 5 (играют двое).Педагог предлагает им разложить цифры на столе в любом порядке. С помощью считалки выбирают ведущего  пары:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий указывает на одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этого числа. Затем дети меняются ролями.

Игры на расширение представлений о  геометрических фигурах

«Какая фигура спряталась?»

Материал: Геометрические фигуры

Ход игры: Дети рассматривают расположенные педагогом на столе геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги. Запоминают, как расположены фигуры. Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1–3 геометрические фигуры. Открыв глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, которые «спрятались».Чтобы дети не повторяли ответы друг друга, педагог может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра продолжается.

Усложнение: Можно изменить количество фигур. Дети могут перечислять не только название фигуры, которые «спрятались», но и их цвет.

«Что изменилось?»

Материал: Геометрические фигуры.

Ход игры: Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга.

Один ребенок выкладывает узор из геометрических фигур (вначале до 5-6), располагая их по своему усмотрению. Он старается запомнить выложенный узор, после чего закрывает глаза. Его партнер делает замену или перекладывает фигуры. Открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось. Далее дети меняются ролями.

Усложнение: Можно изменить правила: не перекладывать, а переворачивать фигуры; называть цвет фигур.

 

Игры на совершенствование ориентировки в пространстве

«Угадай, где?»

Ход игры: Дети играют парами. Ребята в каждой паре договариваются, кто из них начнет игру. Первый ребенок придумывает рассказ-загадку, используя слова: за, между, около, рядом, внутри . Например: «Где куб? Он находится за твоей спиной, внутри шкафа, между двумя куклами». Второй ребенок поворачивается и зрительно отыскивает его и повторяет, где он находится. Роли меняются, и игра продолжается.

Игры, обучающие детей счету по осязанию


«Посчитай, сколько?»
Цель: учить детей считать предметы на ощупь
Ход игры: Воспитатель кладет на стол мешочки ввиде яблок с фасолинками внутри. Ребенок пересчитывает на ощупь и раскладывает яблоки-мешочки по количеству фасолинок: по возрастанию, по убыванию.
- Сколько игрушек спряталось в первом мешочке, во втором и т.д.? – спрашивает воспитатель.
После того, как ребенок разложит мешочки, воспитатель (ребенок или  вместе) проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество содержимого зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти фасолинок; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.

Игры для сенсорного  развития

 «Заплети косичку»

Цель: развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости.

Правила игры: аккуратно заплести косичку и аккуратно закрепить  бантом.

 «Мягкий кубик»

 Цель: развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Побуждать ребенка расшнуровывать, зашнуровывать, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо–куб»

Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо–куб»...

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"...

Многофункциональное пособие «Чудо – домик»

Пособие предназначено для работы с детьми на индивидуальных занятиях и в свободной деятельности детей....

Многофункциональное пособие "Чудо-ДОМ"

Особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим игрушкам. Некоторые из них под силу сделать своими рука...

Презентация многофункционального пособия "Чудо-ширма"

Представленное оборудование представляют собой игровую конструкцию, указывающую на место событий, в которых разворачивается сюжет ( игра) и решается проблема. Многофункциональная развивающая ширма мож...

Методические рекомендации к дидактическому многофункциональному пособию «Чудо – огород» для детей дошкольного возраста.

Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо – огород» – привлекательная игрушка как для младших дошкольников, так и для детей старшего дошкольного возраста. Играть с ним оч...