ЭТИ ВЕСЁЛЫЕ ЦИФРЫ
план-конспект занятия по математике

Воронова Екатерина Викторовна

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eti_vesyolye_tsifry_v_tablitse.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИ ВЕСЁЛЫЕ ЦИФРЫ                                                                        

Воронова Е.В. воспитатель МАДОУ

Ялунина Л.С., воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребенка –

детский сад № 35 «Родничок»

Возраст детей / направленность группы

Дети 6-7 лет/ подготовительная к школе группа

Форма проведения ОД

 игра-путешествие

Приоритетные образовательные области

 «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель

 Формирование математических способностей

Программные задачи

по ОО и воспитательные 

Познавательное развитие 

- развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности;

-учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет);

-закреплять умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, решать логические задачи

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 7, знание состава числа 7;  

- упражнять в умении ориентироваться по клеточкам (влево, вверх, вправо, вниз), в умении считать клеточки.  

- закреплять умение разбивать группу фигур на части по различным признакам;

-закреплять представления детей о геометрических фигурах и умение соотносить количество предметов с цифрой.

Речевое развитие:

-совершенствовать речь, как средство общения;

Приучать детей к самостоятельности суждений;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу;

-формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

-воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим;

-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда.

Художественно-эстетическое развитие:

-формировать умение собирать разрезные каритнки, пазлы

-закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом;

Основные понятия (новые слова)

 Равенства, графический диктант

Виды  детской  деятельности

 - коммуникативная: беседа, диалог;

- игровая: найди ключик, открой замок;

- восприятие художественной литературы: загадывание загадок;

- продуктивная деятельность: собирание пазлов-портретов

Формы организации детской деятельности

 -совместная деятельность взрослого и детей;

-индивидуальная деятельность; -

-групповая работа;  

-самостоятельная деятельность

Ресурсы

 -Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран

- портреты сказочных героев;

-цифры от 1 до 10;

-раздаточный материал (фломастеры, бумага)

Ожидаемые результаты

 - умеют называть числа в прямом и обратном порядке, находят место натурального числа в числовом ряду;  

- умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, решают логические задачи

- имеют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 7, знают состава числа 7;  

-умеют ориентироваться по клеточкам (влево, вверх, вправо, вниз), в умении считать клеточки.  

- разбивают группу фигур на части по различным признакам;

-имеют представления о геометрических фигурах и умеют соотносить количество предметов с цифр

- проявляют доброжелательность в отношении к сверстникам.

- умеет работать в коллективе, действовать в соответствии с общим замыслом, договариваться, распределять обязанности;

-обладает качества, необходимые для подготовки к школе;

- проявляет доброжелательность в отношении к сверстникам;

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

Технология активного слушания. Погружение в познавательно-игровую ситуацию, диалог-проблема, сопереживание.

Педагог предлагает детям стать в круг и взяться за руки.

Вижу в круг широкий я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А потом пойдем налево

Быстро к центру соберемся

И тихонько разойдемся

Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем.

Воспитатель продолжает беседу с детьми: Ребята, в этом году в пойдёте в школу и станете кем?..(школьниками, первоклассниками, учениками).

-А вы хотите идти в школу? (Да)

-Какие вы молодцы! А я вот знаю одного сказочного мальчика, который тоже собирался идти в школу. Предлагаю вам отгадать загадку:

С букварём шагает в школу деревянный мальчуган

Попадает вместо школы в полотняный балаган(Буратино)

Предлагаю вам отправиться в гости к Буратино и его друзьям и поближе познакомиться с ними. . Только как же сказка то называется?  Что бы узнать название сказки нам нужно выполнить задание . Ребята, у входа в Страну сказок два мольберта с цифрами. Возможно, мы узнаем название сказки, в которую попадем, если, расставим сначала все красные цифры по порядку, а синие цифры в обратном порядке.  Предлагаю разделиться на две группы. Дети делятся на подгруппы и расставляют карточки (1 подгруппа расставляет красные цифры от 1 до 10; Вторая подгруппа синие цифры располагает в обратном порядке.) После того как карточки расставлены правильно они переворачиваются и дети читают название сказки, в которую они попадут.  (Золотой ключик)

Дети отвечают на приветствие, готовятся и организовываются к занятию.

Дети делятся на подгруппы и выполняют задание с цифрами

-сформирована положительная мотивация;

- могут внимательно слушать и вникать.

-cформирована положительная мотивация;

-умеют собирать числовой ряд от 1до 10 в прямом и обратном порядке;

-поднять настроение;

-сформирована способность внимательно слушать

II. Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель: Вы молодцы, ребята Предлагаю вам начать путешествие. На экране появляется птица с письмом.

Воспитатель: Ой, кто это к нам пожаловал, что случилось Посмотрите, нам письмо. Давайте скорее его прочтём:

«Буратино и Мальвина в беде! Помогите! Ваши друзья.»

Дети читают письмо, сопереживают героям, настраиваются на преодоление трудностей, принимают решение отправиться в путешествие, отвечают на вопросы воспитателя.

-эмоционально откликаются и сопереживют изображенному герою и событию;

III.  Поисковый этап

 «Замок Карабаса-Барабаса»

технология активного слушания, слушание-отгадывание, активное взаимодействие детей.

 Педагог обращается к детям: Дети, вы согласны помочь нашим сказочным друзьям? Ведь нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. Вы готовы отправиться в путь? (Да!) Но с чего же нам начать поиск?  (На экране появляется изображение Карабаса Барабаса с большим замком.  Звучит отрывок из песни Карабас из фильма «Приключение Буратино»)

 Воспитатель: Мне удалось выяснить, что Карабас - Барабас закрыл наших друзей в своем доме и, чтобы они не убежали, повесил на дверь замок. Вы можете открыть замок, решив записанные на ключах примеры. (На экране появляется большой замок с цифрой 10 и ключи с записанными примерами). Дети выполняют задание и решают примеры (подходит тот ключик, на котором пример с ответом 10).

Воспитатель:Молодцы, мы открыли замок и вошли во владения Карабаса-Барабаса.

Дети решают примеры и подбирают нужный ключик

- умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.

IV. Практический этап

Задание 1

«Геометрическая мозаика»

Педагог: Продолжим путешествие.

Слайд: Карабас-Барабас обращается к детям: «Если хотите освободить своих друзей, выполните моё сложное задание»

 Воспитатель: Что вы видите? (Геометрические фигуры) - Какие? (круги маленькие и большие, квадраты) - Сколько всего геометрических фигур? (Семь). - Как вы узнали? (Сосчитали).

Воспитатель: Обозначьте количество геометрических фигур цифрой. (Дети показывают цифру 7).  - Эти фигуры не простые. Давайте воспользуемся этими геометрическими фигурами и цифрами и составим число 7 из двух меньших чисел, все возможные варианты. - Разделите эти фигуры на две группы. - По какому признаку вы разделили геометрические фигуры на две группы? (По цвету – на синие и красные) - Сколько фигур синего цвета? (6). Обозначить цифрой. - Сколько фигур красного цвета? (1). Обозначить цифрой.  - Сколько всего фигур было? (7). Значит, 7 – это сколько и сколько? (6 и 1)

Воспитатель    - Как ещё можно разделить  7 фигур на группы? (на круги и квадраты). - По какому признаку? (по форме). Обозначают количество кругов и квадратов цифрами. - Значит, 7 – это сколько и сколько? (7 – это 5 и 2). - А можно ли по-другому разделить эти 7 фигур на две группы?  - (На большие и маленькие). - По какому признаку? (по размеру). Обозначают количество маленьких и больших фигур цифрами. (Значит, 7 – это 4 и 3). - Из каких же двух меньших чисел состоит число 7? (6 и 1, 1 и 6, 5 и 2, 2 и 5, 4 и 3, 3 и 4).

Вот мы и справились с заданием!

Дети отвечают на вопросы педагога, группируют геометри- ческие фигуры по цвету форме и количеству

- имеют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 7, знают состава числа 7;  

- разбивают группу фигур на части по различным признакам;

-имеют представления о геометрических фигурах и умеют соотносить количество предметов с цифр

-выработана внимательность при выполнении заданий;

-активизировано логическое мышление детей

Задание 2

«Собери портрет, расставь знаки»

(учебный диалог, диалог-слушание)

Воспитатель: Звучит музыка и на экране появляются лиса Алиса и кот Базилио. Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл? Дети, лиса Алиса и кот Базилио не хотят отдавать нам Буратино и Мальвину Говорят, что мы их не знаем. Они хотят увезти их с собой.  А вы ведь хорошо помните Буратино? Давайте попробуем составить их портрет. Детям даются два разрезанных на части портрета. На каждой части записаны равенства. Дети делятся на подгруппы и расставляют знаки  «больше», «меньше и «=», переворачивают и получают портрет Буратино и Мальвины

Дети собирают пазлы-портреты, расставляют знаки «больше», «меньше», «=»

-умеют определять числовые равенства и неравенства;

-развита творческая и мыслительная деятельность детей;

-умеют работать слажено в коллективе;

Задание 3

 «Весёлые задачки»

Технология активного слушания, учебный диалог, продуктивная деятельность, символизация.

Задание 4.

 «Графический диктант»

Технология активного слушания, учебный диалог, продуктивная деятельность, символизация.

 Воспитатель: Вот мы и освободили наших друзей. Буратино обращается к детям: «Ребята, Мальвина готовит меня в школу и задала мне задание. Но без вашей помощи мне ни как не справиться. Помогите, друзья!» Воспитатель читает детям задачи на развитие логического мышления.

 

Воспитатель: Дети, Буратино очень доволен вами. Слышен лай собаки.

Воспитатель: Мы не можем оставить в беде ещё одного сказочного друга, которого заколдовал Барабас. Давайте его расколдуем. Но прежде давайте с вами разомнём пальчики:

Этот пальчик Буратино,

Это девочка Мальвина,

Вот Пьеро печален он,

Это пудель Артемон.

Разбегайтесь, кто куда,

Карабас идет сюда.

 Графический диктант «Щенок» 3→, 1↑, 1→, 4↓, 6→, 1↑, 1→, 1↓,1←, 7↓, 1←, 3↑, 5←, 3↓, 1←, 6↑, 3←, 4↑.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Воспитатель: Посмотрите внимательно, кто у нас получился? (Щенок. Собачка.) Изображение щенка на экране превращается в Артемона. Да это же лучший друг Мальвины. Кто помнит, как его зовут? (Артемон)

Дети внимательно слушают, составляют и решают по картинкам   задачи

Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют письменное задание. Обращают внимание на то, что в результате получилась собака, то есть друг Мальвины- Артемон.

.

-освоили  умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, составляют задачи

-умеют ориентироваться по клеточкам (влево, вверх, вправо, вниз), в умении считать клеточки.  

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель ведет обсуждение проделанной работы, эмоционального состояния детей во время выполнения различных видов деятельности, ведет подведение итогов. Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь нам можно не волноваться за Буратино и его друзей.. Давайте вспомним, что запомнилось больше всего в путешествии? Что больше всего понравилось? Ребята, скажите на кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, а на кого нет?

На Мальвину – потому что ее все любят, она красивая.

На Артемона – он защищает девочек.

На Буратино – он веселый и умеет дружить.

Не хотели быть похожи на Карабаса Барабаса – потому что он злой, жестокий и никого не любит.

Если вам понравилось задание, возьмите большие ключики, если затруднялись, возьмите маленькие.

Ну что же милые друзья

Я рада, что вы не подвели меня

Каждый просто молодец

Путешествию конец

С математикой дружите

Пусть помогут вам старанье, память, логика, внимание!

А сейчас споем песню про Буратино, волшебство которой вернёт нас в детский сад.

 Дети активно участвуют в обсуждении. Они делятся своими впечатлении о путешествии.

-дети умеют выражать свои мысли, описывают свои действия;

 Список используемой литературы:

  1. Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева) СПб., Детство-пресс,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие Весёлые цифры"

Данная игра подготавливает детей к школе. Развивается моторика пальцев рук, ориентировка в пространстве, усидчивость, аккуратность....

"Весёлые цифры" Дидактический материал

Дидактический материал в форме презентации для ознакомления детей с цифрами....

Настольная дидактическая игра "Весёлые цифры"

Настольная дидактическая игра "Весёлые цифры " предназначен для закрепления учебного материала по татарскому языку. В ней собран весь словарный минимум, изучаемый детьми старшего дошкольного возраста ...

Проект "Весёлые цифры"

Цель проекта: Создание любимых цифр, отражающих интересы и увлечения воспитанников. Основные задачи: формирование знаний детей о цифрах; знакомство с графическим образом цифр; закрепление математическ...

Весёлые цифры

Знакомство с цифрами...

Презентация "Весёлые цифры"

Презентация для изучениия цыфр от 0 до 9 дошкольникам....

НОД по математике "Весёлые цифры"

Цель:  закрепление у детей полученных навыков по формированию элементарных математических представлений. Задачи: 1. Закрепление количественного счета. Закреплять умение соотносить количество с цифро...