Логика образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Игра — путешествие «От одного до двадцати»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Конспект НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста представлен в виде игры - путешествия. Такая форма позволяет провести образовательную деятельность активно и познавательно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логика образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе
«Игра — путешествие «От одного до двадцати»
Цель: создание условий для математического развития дошкольников старшего возраста.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно — эстетическое развитие.
Задачи.
1. Познавательное развитие:
- продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку;
- упражнять в счете в пределах 20;
- учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения;
- закрепить знания о четырехугольниках;
- закрепить умение ориентировки во времени.
2. Речевое развитие:
- продолжать работу по согласованию существительных, числительных и прилагательных в роде, числе и падеже с усложнением заданий
- продолжать работу по согласованию несклоняемых существительных (пошел в новом пальто; ехал в метро).
-учить образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных (умный – еще умнее – умнейший; добрый – еще добрее – добрейший);
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3. Социально — коммуникативное развитие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
4. Физическое развитие:
- воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, формировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.
5. Художественно — эстетическое развитие:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Цель: воспитание самостоятельности, умения понимать учебную задачу.
Методические приемы:
Практический (использование сюрпризных моментов)
Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
Поощрение, анализ образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, цифры, знаки, usb-устройство (музыкальная колонка), карточки для физминутки, доска, мольберт.
Демонстрационный материал: картинки для составления арифметических задач, набор цифр и знаков >, <, =.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, листы бумаги А4, наборы математические на каждого ребенка, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.
Формы организации Совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка, динамическая пауза |
Игровая | д/игры «Назови день недели», «Посчитай — ка», «Найди своё место», игровые упражнения «Числовой парк», «Сквер геометрических фигур», «Реши задачу», «Измерительный проспект» |
Изобразительная | графический диктант (добавление изобразительных элементов) |
Познавательно-исследовательская | поиск сюрпризного предмета, выбор транспорта, правила поведения за столом, сравнение чисел, ориентировка в пространстве, отгадывание загадок |
Коммуникативная | утреннее приветствие, словесное сопровождение двигательных пауз, беседы |
Музыкальная | музыкальное сопровождение, музыкальная динамическая пауза |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя, слова воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1. | Предлагает всем поздороваться. - Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга и наших гостей. - Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг Я - твой друг и ты - мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесет нам много нового и интересного. | Дети повторяют за воспитателем слова и движения: -Собрались все дети в круг Я - твой друг и ты - мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Сформирована мотивация на продуктивную деятельность, психологическая ситуация имеет положительную динамику. |
2. | Вводит детей в игровую ситуацию. - Дети, профессор Всезнайкин прислал нам сегодня письмо, но вот куда я его положила — не помню. Помогите, пожалуйста, мне его найти. - Профессор предлагает нам отправиться в занимательное путешествие по стране математика. На чем мы сможем совершить это путешествие? (Ответы детей) Встали ровненько, ребята, слушайте внимательно. Вы к занятию готовы? Здравствуй, математика! - А как вы считаете математика предмет - интересный или нет? - Почему вы считаете, что интересный? - А мы сегодня это проверим! | Дети проявляют заинтересованность. Вступают в игровое взаимодействие с воспитателем. Дети передвигаются по группе и ищут письмо, которое спрятано на видном месте. - На автобусе, на самолете, на машине..... - Да - Да (Нет) | Дети понимают поставленную задачу, находят искомый предмет, выполняя условия. |
3. | Динамическая пауза с шарами Фребеля под музыку. -Я буду задавать вопрос, а отвечает тот, кому я кину цветной шарик. - Сейчас день или вечер? - Какие части суток есть еще? - Сколько дней в неделе? - Какой сегодня день недели? - Какой был вчера? - Какой будет завтра? - Сколько в неделе выходных? - Назови рабочие дни недели по порядку, начиная с понедельника. - Какое сейчас время года? - Назовите все времена года. - Какой сейчас месяц? - Сколько месяцев в году? - А теперь передавайте мячик друг другу по очереди и называйте цифры от 1 до 10. - Сейчас наоборот от 10 до 1 - Попробуйте назвать посчитать от 1 до 20. | Дети играют в игру, соблюдая ритмичность музыкального произведения - День - Утро, вечер, ночь -7 -Среда - Вторник - Четверг - 2 - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - Весна - Зима, весна, лето, осень - Апрель -12 - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 -10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 | Дети выполняют движения под счет, работая с шарами Фребеля. |
4. | Педагог предлагает детям выбрать свои места, сосчитав количество точек на карточках – билетах. - Сейчас я вам раздам карточки - это будут ваши билеты. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе, там и будет ваше место. | Дети считают количество точек на карточках и выбирают свое место. | Дети проявляют интерес к работе с карточками, заменяющими билеты. Они погружаются в ситуацию игры – путешествия. |
5. | Воспитатель напоминает правила поведения за столом. - Но прежде, чем начать наше путешествие. нужно усвоить некоторые правила: - За столом сиди спокойно и веди себя достойно - Стол – это не кровать и на нем нельзя лежать - Ответить хочешь-не шуми, лучше руку подними. | Дети повторяют правила и следуют им. | Дети заняли свои места, в соответствии с поставленной задачей, выбрали транспортное средство, мотивируя целесообразность выбора. |
6. | Игровое упражнение «Числовой парк» - Тогда помогайте управлять нашим транспортным средством. Возьмите листы бумаги и красный круг - это будет пульт управления. Ставим его на середину. Переводим пульт управления в правый верхний угол. Сравнение чисел: 6…7, 5…4, 14…10 (работа детей у доски) Работа за столами: карточки на сравнение количества предметов, поставить знаки > или <. | Дети проводят сравнительные операции с числами, двигают «кнопку» в соответствии с заданным направлении. - 6 меньше 7 - 14 больше 10 | Дети проявляют интерес к проводимым операциям. |
7. | Игровое упражнение «Геометрические фигуры» - Двигаемся дальше. Переводим пульт в верхний левый угол. Мы находимся в сквере «Геометрических фигур». - Он давно знакомый мой каждый угол в нем прямой Все четыре стороны одинаковой длины. - Растянули мы квадрат и представили на взгляд На кого он стал похожим не кирпич, не треугольник . Стал квадрат… (прямоугольник) - А вы знаете еще фигуры похожие на эти? - Чем похожи эти фигуры? - Как называются одним словом? - А теперь давайте немножко отдохнем. | Дети отгадывают загадки. - Квадрат - Прямоугольник - Ромб, трапеция - 4 угла, 4 стороны -Четырехугольники | Дети активируют мыслительные процессы, находя отгадки. |
8. | Динамическая пауза Дети под музыку двигаются по группе, когда музыка останавливается дети собираются вместе по тому количеству человек, какую цифру показывает воспитатель (3, 2, 4, 1, 13) | Дети выполняют задание, затем проходят на свои места. | У детей сформировано умение быстро реагировать на поставленную задачу и выполнение условий задания. |
9. | Игровое упражнение «Математические задачи». - Продолжаем наше путешествие - Переведите пульт в левый нижний угол. - Нас встречает площадь «Математических задач» (на доске картинки для составления задач на сложение и вычитание) - Прежде, чем вы составите задачи, давайте вспомним: - Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) - Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? - Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? Дети составляют задачи на сложение и на вычитание. (спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они?) Вопросы для разбора задачи: Какое условие в этой задаче? Составьте вопрос. Эта задача на какое действие? Покажите решение с помощью чисел и знаков. Проговорите выражение. Какой ответ у этой задачи? У кого такой же ответ? Веселые задачи: - 6 веселых медвежат за малиной в лес спешат. Но 1 малыш устал: от товарищей отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6-1=5) - 5 ворон на крышу сели, 3 еще к ним прилетели, Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело (5+3=8) - 10 мальчишек в футбол играли одного домой позвали, Он глядит в окно, считает сколько их теперь играет? (10-1=9) Молодцы, все задачи решили правильно! | Дети решают задачи, выкладывая на карточке цифрами из математического набора. - Условие, вопрос, решение, ответ - Минус - Плюс - 6-1=5 - 5+3=8 - 10-1=9 | Дети проводят аналитические операции, выявляя способ составления решения задачи. |
10. | Игровое упражнение «Измерительный проспект» Наше путешествие продолжается. Будьте внимательными. Переводим пульт в нижний правый угол. Мы на «Измерительном проспекте». Измерение линейкой отрезков, с записью в квадрат ответов соответствующими цифрами (распечатанные листы на каждого). - Ребята, посмотрите, что у вас получилось? - Это же автобус, на котором мы путешествовали. | Дети выполняют графический диктант на слух на листе в крупную клетку «Автобус». - Автобус | Дети имеют представление об ориентации на листе бумаги. |
11. | Итог. - А теперь мы должны вернуться в детский сад, переводим пульт на середину. - Понравилось вам путешествие? - Где мы с вами сегодня побывали? - Вот и подошло к концу наше путешествие. - Кто ответит профессору Всезнайкину на главный вопрос нашего занятия: математика предмет - интересный? - Ребята, какое задание больше всего вам понравилось? - Какое было самым легким? - Какое трудное? - Кто считает, что он занимался хорошо? - Вы мне тоже очень понравились, были очень настойчивыми, внимательными. Спасибо всем за работу. | Дети ведут беседу с воспитателем, отвечая на вопросы. - Да - В математическом городе - Интересный - Всезнайкин | Дети имеют определенные практические навыки; стремятся расширить сферу знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"
Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»
Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема «Путешествие в сказку»
Занятие прописано полно с прямой речью педагога, также прописаны используемые приемы, словарная и предшествующая работа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Путешествие на остров сокровищ».
«Путешествие на остров сокровищ»....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Игра – путешествие в страну Математики»
Занятие по математике в подготовительной группе...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной группы "Необыкновенной путешествие в страну чудес"
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игр и сказок....
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема "Путешествие в сказку"
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: "Путешествие в сказку"...