Самообразование Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы 6- 7 лет
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Базылева

Актуальность. Большинство родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой узнают только перед школой. Это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Через тренировку тонких движений пальцев рук оказывается большое влияние на развитие активной речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2020-2021gg.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на 2020-2021 учебный год

Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы 6- 7 лет

Актуальность. Большинство родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой узнают только перед школой. Это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Через тренировку тонких движений пальцев рук оказывается большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зона двигательной проекции руки и речевой зоны находится в близком соседстве между собой.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т.д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.

Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на песке и другие упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими – обведение трафаретов, контуров, штриховка, дорисовывания рисунков, графические диктанты, прописывание элементов букв и многое другое. На занятиях по развитию графомоторных навыков укрепляются мелкие мышцы пальцев и кистей рук, что способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей. Необходимо помнить, что на таких занятиях задействованы мелкие группы мышц, а значит для дошкольника они могут быть утомительны, поэтому важно ограничивать длительность, нагрузку и вовремя сменить деятельность.

Примеры упражнений, которые можно использовать:

. 1. Научить ребенка расслаблять мышцы. Руки на коленях, кулачки сжаты, Крепко напряжены, пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем. Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики.

2. Метод «пинцета». Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

3. С помощью мелков Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

4. С помощью салфетки Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

 5. Обучающие насадки и ручки-подсказки Их можно приобрести в канцелярских магазинах. Ручки есть как для правшей, так и для левшей.

Месяц

План мероприятий по самообразованию

Мероприятия

Формы работы

Сентябрь

Подбор материалов

Мониторинг

Работа с документацией

Планирование работы

Анкетирование родителей

Составление картотек

Фронтальные занятия,

 пальчиковые игры,

дидактические игры, упражнения, задания,

самостоятельная деятельность,

Работа на готовых печатных формах,

 Работа в тетрадях в крупную клетку,

Занятия в тетрадях на печатной основе.

Октябрь

Работа над пополнением предметно-развивающей среды группы

Работа с пунктирными линиями

Консультация для родителей «Правила при подгоотовке руки к письму»

Работа с крупной клеткой

Пальчиковая гимнастика

Ноябрь

Работа со штриховкой в разных направлениях, работа с клетками

Пальчиковая гимнастика

Работа со штриховкой в горизонтальном и вертикальном виде.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук.

Работа на готовых печатных формах

Консультация для родителей

Декабрь

Работа с дорисовкой в строчной форме, пальчиковая гимнастика

Работа с рисунками по точкам.

Создание альбома «работа по точкам»

Игры и упражнения на работу с пунктирными линиями.

Папка для родителей «Графические диктанты – что это и для чего»

Работа на готовых печатных формах

Январь

Работа с дорисовкой в симметричном порядке

Пальчиковая гимнастика

Занятия и упражения «Дорисуй симметрично» «Нарисуй также»

Графические диктанты

Диагональная штриховка

Устные консультации для родителей

Февраль

Работа с клеткой

Пальчиковая гимнастика

Создание альбома «Штриховки»

Штриховка вертикальными и горизонтальными  линиями.

Графический диктант

Упражнения на дорисовку

Работа в тетрадях в клетку

Март

Упражнения «Проведи по лабиринту», «Бабушкин клубочек»

Графические диктанты

Памятка родителям «Работа с клеткой»

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетрадях в клетку

Апрель

Работа по клеткам (волнистые и круглые линии, узоры, фигуры)

Создание альбома «Графические диктанты»

Упражнения «Украсим одежду»(применение штриховок)

 работа в тетрадях в клетку

Пальчиковая гимнастика

Работа на готовых печатных формах, в тетрадях

Май

Графический диктант

Оформление результатов работы (Выставка)

Мониторинг итоговый,

анкетирование,

рекомендации для родителей буклет «Тренируем руки»

Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

1. Богданович М. – Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)

2. Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму

3. Голубь В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.

4. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.

5. Зайцев Н.А. Пишу красиво. Пропись

6. Илюхина В.А. – Первые уроки письма при подготовке к школе

7. Крупенчук О.И.: Буквы и цифры: графические диктанты. 6-7 лет

8. Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам

9. Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО

10.Крупенчук О.И.: Тренируем пальчики - развиваем речь. Подготовительная группа детского сада

11.Никитина А.В. Рисование веревочкой.

12.Новоторцева Н.: Обучение письму в детском саду

13.Османова Г.: Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр

14.Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами

15.Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи

16.Фурсова, Костенко: Игры-забавы для вашего малыша: Пальчиковые игры. Игры с предметами. Игры с красками

17.Чернова Е. И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики

18. Чистякова. О.В. Пиши красиво. Зеленая тетрадь младшего школьника для улучшения навыков письма.

19. Шарикова Е.: Пальчиковые игры

20. Шевелев К.: Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровье сберегающих технологий

Представляю вашему вниманию методическую разработку, которая поможет систематизировать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укреплению психологичкского и физического...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

«Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях....

Проект «Развитие хореографических навыков у детей подготовительной к школе группы»

Данный проект разработан чтобы привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству; развить их творческие способности посредством танца. Содействовать всестороннему развитию личности дошкольник...

Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 5 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.Задачи:• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в ...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"...