ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ikt_matem.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания

Формирование математических представлений

детей дошкольного возраста как процесс

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.

Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей.

Задачи формирования математических представлений у детей дошкольного возраста:

  • формирование у детей системы элементарных математических представлений;
  • развитие элементарных основ математического мышления;
  • развитие у детей сенсорных процессов и способностей;
  • расширение, обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

Говоря о процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть и о том, в чем состоит значение обучения детей математике. Во-первых, обучение детей математике является источником их развития, и именно в этом направлении и должно осуществляться обучение детей. Методистами рекомендуется в работе с детьми ориентироваться на зону ближайшего развития, т.е. не на то, что дети способны уже делать, а на то, что они выполнять делать самостоятельно или под руководством взрослого. Педагог, работая над формированием элементарных математических представлений у детей, упорядочивает их представления, работает над формированием у ребенка первых понятий, развитием мыслительных способностей как базы дальнейшего математического развития в период школьного обучения.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.

Возможности ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.

Принципы занятий с применением ИКТ:

  • адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;
  • интерактивность, диалоговый характер обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников.

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие детей предполагает использование сети Интернет, как источника дополнительной информации, разнообразного иллюстративного материала, способа распространения методических находок и идей.

2. Непосредственное обучение:

  • использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает объем материала, привлекает внимание детей и др.;
  •  использование мультимедийных средств: термин «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю», мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статистическими изображениями и текстами; мультимедийные технологии – это способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные продукты являются мультимедийными по предназначению: компьютерные энциклопедии, учебники, игры. Особая категория мультимедийных документов это – презентации;
  •  применение компьютерных презентаций – электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации НОД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются в практике работы образовательных учреждений.

Вывод:

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.

Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т.п. В результате дети приобретают знания, у них формируются умения и навыки, касающиеся формы, цвета, размера, материала, количества, числа, части и целого, пространства и времени и др.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:

  1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
  2. формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;
  4. овладение математической терминологией;
  5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

Решению поставленных задач способствуют средства организации НОД, одним из которых является ИКТ как технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Для этого применяются мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски. Все эти средства организации НОД используются в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает д...

Доклад на педагогическом совете.«Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г.

laquo;Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста»  20.01.2020г....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений....

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает д...