Современные подходы к формированию математических представлений старших дошкольников.
статья по математике (старшая группа)

Айдова Наталья Викторовна
В настоящее время в нашей стране идёт обновление системы образования, предъявляются новые требования к организации образовательного процесса, ведь современному обществу просто необходимы личности, умеющие думать нестандартно, находить нужные решения.Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта игграет математика.Недаром М.В. Ломоносов,русский гений- самоучка, достигший высот практически во всех сферах  науки и искусства говорил: "Математика ум в порядок приводит"....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennye_podhody_femp.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования , предъявляются новые требования к организации образовательного процесса .  Современному обществу  необходимы личности, умеющие мыслить творчески, нестандартно ,самостоятельно находить нужные решения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед, помогает вникнуть в суть многих явлений, способствует развитию памяти, внимания, речи, воображения «Математика ум в порядок приводит»-говорил М.В.Ломоносов , русский гений-самоучка, достигший высот практически во всех сферах науки и искусства.

В последние десятилетия в образовательном процессе детского сада наблюдаются тревожащие тенденции: завышенные требования, желанием сделать процесс обучения более интенсивным и ранним, приводит к использованию школьных форм, методов, содержания обучения, сводит подготовку к школе к элементарной «муштре» А как показывает практика трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать , стремление узнать что-то новое. Ведь в соответствии с ФГОС ДО основная цель математического развития детей дошкольного возраста - развитие инициативности и активности детей.

Так как же сделать процесс формирования элементарных математических представлений современным, качественным ,способствующим развитию инициативности и активности?

Проанализировав достижения учёных, педагогов по  этому вопросу, хочу рассказать о тех мнениях, аспектах работы ,которые стали для меня основополагающими, несмотря на то, что некоторые из них сформулированы ещё в прошлом столетии. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности «Закреплять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал.» Многие (Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др.) отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Чем же заинтересовать детей?  Конечно, игрой! Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Многие специалисты  (В.Н.Аванесова, О.М.Дьяченко, З.А.Михайлова,  А.А.Смоленцева,  А.А.Столяра и др.) подчёркивают  необходимость обучения и развития через игру . игр с Проанализировав игры с математическим содержанием меня очень заинтересовали сюжетно-дидактические игры А. А. Смоленцевой; обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова, Петерсон); строительно-конструктивные игры.

Заинтересовали исследования и рекомендации  центра здоровьесберегающих технологий по организации занятий с единой сюжетной канвой(в основе которых лежат реальные жизненные ситуации, разнообразные путешествия, или литературные произведения).Пришлись по душе и рекомендации О.А.Скорлуповой по тематическому планированию образовательного процесса..Я считаю, что такое планирование позволяет оптимально организовать пед.процесс

Таким образом, учитывая передовые педагогические идеи и современные требования к ФЭМП, мы  обозначили для себя цель: создание  системы работы по формированию элементарных математических представлений, применимой в системе современного дошкольного образования. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

  •  разработать и апробировать тематическое планирование  организованной образовательной деятельности(занятия с единой сюжетной канвой )и деятельности в режимных моментах в соответствии с изучаемой темой 
  • создать предметно-пространственную среду в ДОО, обогащающую опыт детей по теме и способствующую эффективному формированию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников
  •  разработать  план взаимодействия с родителями по ФЭМП

Для меня ведущая педагогическая идея- это слова индийского философа Кришнамурти: «Не подражать, а открывать- вот что такое образование» Педагогические технологии считаю основой достижения целей обучения, воспитания и развития личности. Важно, чтобы используемые методы и приёмы были игровыми и развивающими, обеспечивающими активность обучающихся (метод преднамеренной ошибки, проблемные ситуации, метод моделирования и конструирования , экспериментирование и опыты, анализ, сравнение, элементы ТРИЗ и т.д)..  Ведь по данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, l/З часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного и 3/4 части материала — если ребенок привлечен к активным действиям в процессе обучения.

Личный вклад в развитие образования в рамках решения проблемы  включал:

 Во-первых, планирование образовательной деятельности в соответствии с перспективно-тематическим планом (образовательными темами ДУ)

В нашем детском саду ФЭМП осуществляется по пособию И.А.Помораевой,  В.А.Позиной(рекомендовано ФГОС). В нём представлена система работы, включающая комплекс игровых заданий и упражнений, но к сожалению они не всегда соответствуют комплексно-тематическому планированию ДУ.

Был разработан план по темам «Мой город», «Моя семья», «Мой дом. Безопасность дома», «Мы живём в России», «Народная культура», «Мамин праздник», «Защитники Отечества» , «Космос» и др.

Каждое занятие способствовало  более глубокому погружению в тему, проживанию разнообразных ситуаций. В основе многих занятий лежат игры путешествия. Так, в тематический период «Мой город»,мы путешествовали по Нижегородскому кремлю, считали круглые и прямоугольные башни, военную технику, пробовали строить башни Кремля из геометрических тел, покупали билет на прогулку по стенам кремля, любовались видами Вечного Огня и реки Волги в разное время суток. На последующих занятиях мы побывали на старинной Ярмарке, слушали  звуки и считали сколько кораблей прибыло , помогали купцам и,конечно же,проживая на посёлке авиастроителей в Московском районе,  мы не могли оставить без внимания авиационный завод и зоопарк «Лимпопо». Работая в рамках темы «Мы живём в России» мы путешествовали на экскурсионном автобусе по столице нашей Родины(слушали куранты, наблюдали в окно на что похожи предметы окружающей действительности и достопримечательности, посетили Третьяковскую галерею ,особенно запомнился и полюбился Цирк кошек Куклачёва. Мы даже добрались до крайнего севера России. Изучая народную культуру и традиции, путешествовали на машине времени в прошлые века, рассматривали и конечно считали убранство русской горницы, узнали как раньше считали и дни недели называли, подбирали брёвнышки для строительства избы, делаем кулёчки.

На космической неделе мы на летающей тарелке бороздили космическое пространство в поисках лунохода, терпящего бедствие (запускали все двигатели с помощью импровизированного пульта, налаживали связь,  определяли в каком сосуде смазочная жидкость для лунохода, слушали вести с Земли ,зарисовывали космическое животное, выполняя графический диктант и конечно же чинили луноход)

За основу других занятий взяты сюжетно-дидактические игры «Магазин», «Школа», «Стройка», «Ателье» , «Кафе» , «Военные учения» и др.,в которых дети не только учатся применять свои знания в новых условиях, но и знакомятся с социальной действительностью, с профессиями, их спецификой, учатся строить ролевые диалоги).

Целый цикл занятий(«Моя семья»,«Мамины помощники», «Мой дом», и др.)

 посвящён бытовым жизненным ситуациям: мы пекли пирог , накрывали на стол, запасали урожай, по плану-схеме находили место опасным предметам знакомясь с цифрами 1,2 звонили в службу спасения, и т.д.)

В основе всех заданий лежат игровые ситуации, практические игровые упражнения, многие из которых требуют решения проблемных ситуаций

( «Выбираем ёлочку по размеру,  чтобы удобно было водить хоровод», «Строим горки», «Подбираем ленточки» и др)

Параллельно шло проектирование и обогащение предметно-развивающей среды в зависимости от темы (ведь обычно в практике детского сада в математическом уголке надо признаться это происходит крайне редко) ,была продумана сменяемость дидактического и занимательного материала математического содержания. Наполняемость уголка обуславливалась тематическим периодом и задачами , решаемыми в образовательной деятельности обязательно предусматривались задания для самостоятельной деятельности и разнообразный занимательный материал. Вот вариант оформления среды по теме «Мой город»: карта Кремля (считаем и строим башни по схеме-карте, сравниваем башни по размеру, выкладываем изображение из кубиков «Сложи узор», из счётных палочек выкладываем изображение самолётов и домов, человечков -из палочек Кьюзинера, играем со Слонёнком) А это тема «Народная культура»,задание для самостоятельной деятельности «Считаем- цифры подбираем», ищем отличия в изображениях матрёшек, Машина времени, картинки задания «Какая цифра?»,материал для экспериментирования «Считаем, как древние люди»(палочки, ракушки, завязываем узелки),знакомимся с делением круга на части (игра «Тортики») 

Такое планирование и проектирование среды постепенно , комплексно, целенаправленно реализует содержание раздела «ФЭМП» в течение года

Кроме того, для обогащения РППС мы создавали дидактические игры и пособия. В изготовлении некоторых принимали участие дети (баночки с овощами, пульты управления, счётный материал –солдатики, дидактические коробочки-вкладыши «Матрёшки»,некоторые изготовлены с помощью родителей «Конструктор из липучек»,весёлые часики изготовлены на мастер классе «Играем дома»,очень интересное пособие –математический домик лэпбук, на каждой странице, в каждой комнате прячутся интересные увлекательные задания. Мною были разработаны авторские дидактические игры «Слонёнок- сенсорёнок»(он полюбился детям в средней группе, поэтому в старшей группе мы изготовили для него попону с разноцветными ленточками, кепочки для изучения состава числа и деревянные бусины для нанизывания на хвостик, чередуя по цвету и форме. Игровой телевизор «Вообразилиус» предназначен для развития творческих способностей, но некоторые задания мы применяем для ФЭМП.(«Мы мультипликаторы», «Геометрическая мозаика») и очень любимые современными детками «Унибуки»)В соответствии с требованиями ФГОС игрушки и игры должны быть мобильными, полифункциональными, дидактическими, инициирующими совместные действия сверстников. Всё это заложено в нашем Логороботе «Знайка»..Каждый компонент робота способствует решению разнообразных функциональных задач. Одна сторона имеет магнитную основу,  другая - поле  для своеобразной мозаики из закручивающихся крышечек.К полю с магнитной основой  прилагаются сменяемые  фоны. Эта сторона может  быть использована:

- для решения примеров , игр с цифрами , изучения состава числа

Для актуализации  геометрических , пространственных и временных представлений, решения головоломок и конечно для занимательных игр («Математический тир»,«Кошки-мышки»)Другая сторона  также вариативна и функциональна, может быть применена :для решения тех же задач, но теперь дети оперируют разноцветными крышечками и крышечками с цифрами и знаками(ищут место в зрительном зале, играют в морской бой ,выкладывают мозаику. Дети старшего возраста очень любят играть в парах, задавать друг другу задания ,соревноваться. Для игр подобного рода предназначены руки и ноги нашего робота.( «Кто быстрей», «Сложи лесенку»). Для подведения итогов игры используются антенны, они играют роль табло. Пособие очень популярно у наших дошколят!

Новшеством своей работы считаю применение современных ИКТ, использование презентаций облегчает подготовку к занятию, но к сожалению интересных игр очень мало(носят зачастую однобокий, примитивный характер, способствуют решению лишь дидактических задач и не  являются стимулом для развития  познавательной активности и недостаточно адаптированы для реализации программных задач дошкольного образования).Так возник математический город профессий «Кидбург» В основе «Математического города профессий» лежат сюжетно-дидактические игры.   Специфика игры в том, что все дети вовлечены в активную деятельность: один(два) ребёнка выполняют задание у интерактивной доски, остальные выполняют задание с раздаточным материалом( индивидуально или в парах).Сюжеты игр, игровые роли и действия варьируются в зависимости от тематики (Ателье, Школа, Магазин, Лаборатория, Кафе, Цирк )Информация яркая, интересная, оценка действий даётся самим компьютером, пособие способствует индивидуализации  обучения.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования ,предложенный ФГОС- принцип интеграции образовательных областей. Математика легко интегрируется и  в любые образовательные области .Например , конструируем из бумаги, складываем воздушного змея, решаем проблемную ситуацию «Как прямоугольный лист бумаги сделать квадратным», развивая речь ,оперируем математическими понятиями(игровая ситуация «Купцы на ярмарке»: «Моя ложка длиннее и глубже) ,обыгрываем моделируем пословицы «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься не одного не поймаешь» и др. А литературный материал(считалки, весёлые стихи, сказки) помогают усвоить непростой математический материал. Решение задач математического развития происходит не только в образовательной деятельности,  но и в повседневной деятельности, во всех режимных моментах(дежурство по столовой, зарядка, одевание на прогулку )

Математическое развитие ребёнка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями.. Был разработан план работы с родителями, родительский уголок был модернизирован в интерактивную  форму ,благодаря которому родители всегда в курсе детсадовской жизни, чем живут дети и как можно помочь ребёнку усвоить тему. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками математического развития детей: анкетирование, консультации, мастер-класс, круглый стол, участие в проектной деятельности (проект  «Математика ), изготовление книжек-малышек (сказки про цифры, фигуры, «Математический КВН»….

В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций , творческих задач и оценке результата , используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, ,что и показало итоговое  обследование. деятельности детей

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, к...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»

Консультация для родителей«Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»...

Формирование математических представлений старших дошкольников в системе игр

Конкретизировать особенности математического развития старших дошкольников.Рассмотреть средства организации и усвоения элементарных математических представлений у дошкольников.Разработать и апробирова...

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...