Теремок "счет до 5"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД «Теремок. Счёт до 5»
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа | ||||
Тип НОД | Открытие тренировочного знания | ||||
Тема НОД | Счёт до 5 . Теремок | ||||
Цель | Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать | ||||
Задачи |
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||
Материал | Демонстрационный: - мольберт, к нему прикреплены силуэтные изображения, лягушки, зайца, лисицы, медведя. -геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник. -деревья – три елочки, одна березка. Цифры один, два, три, четыре, пять. Кочки – геометрические фигуры круг. Набор геометрических фигур. Флажки красный, желтый, зеленый, синий. -набор «Строитель» для строительства терема для мишки. Раздаточный: - геометрические фигуры (на каждого ребенка по 3 круга, квадрата и треугольника одного размера трех цветов – красного, желтого и зеленого); - карточки с изображением определенного рисунка (по 1 на каждого ребенка); - | ||||
Предполагаемый результат | Умеют считать до пяти, отвечать на вопросы «Сколько»,»Который по счету» Умеют определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигурУмеют пользоваться пространственными отношениями «слева – справа», «вверху – внизу». | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя. Дети сидят на стульях полукругом, перед ними мольберт,теремок. Стоит в поле теремок-теремок. | Используется прием внутренней потребности ребенка включиться в деятельность. Словесные методы: вопросы, отрывок из сказки, сюрпризный момент | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | Визуальный контроль |
Этапные (дидактические) задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь. |
II. Актуализация знаний | Задание № 1. «Расколдуй геометрическую фигуру» так, чтобы она стала похожа на какую-либо вещь (круг и треугольники – солнце, прямоугольник - картина.Квадрат – стол. Треугольник - пирамидка, овал - батон) . -Молодцы ребята, с заданием справились, теперь мышка может бежать по дорожке. Воспитатель: Побежала Мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут (3 елочки, 1 березка) . Вопрос: Сколько елочек? Сколько березок? Забежала мышка в теремок и стала там жить- поживать, да песни распевать (Ставлю мышку в теремок) . Стоит в поле теремок – теремок. Давайте попрыгаем с ней по кочкам. Лягушка начала скакать (прыжки на месте). | Практический, наглядный метод | Дети активно участвуют в беседе, соотносят фигуру с предметом из окружающего пространства Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется соотносительная (предмет и фигура) деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей. | Наблюдение за процессом деятельности (считают) Выполнение заданий |
Этапные (дидактические) задачи: 1) Актуализировать представления детей о геометрических фигурах; 2) Тренировать счетные навыки, мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание. | |||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (на круг) На тарелочках у каждого ребенка набор геометрических фигур. Поочередно называю фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Показываю образец, и дети сравнивают с ним свои работы. Сколько кружков в верхнем ряду прямоугольника? (3)Сколько кружков в нижнем ряду прямоугольника( 3)Что можно сказать о количестве кружков? (в верхнем и нижнем ряду прямоугольника кружков поровну по 3) И вы не скучайте,Зверей сосчитайте (2) . Найдите цифру 2, покажите ее. У дверей остановился и кричит: Давайте поможем Зайке заплатку к шубке подобрать (подбирают заплатки). Молодцы, ребята, починили шубку Зайке. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках потянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок, скок, скок. (поселяем зайца в теремок). -Сколько зверей в теремке живет? (3) Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса. (достаю лису) Что за чудо теремок-теремок, Пустили и Лисичку в теремок жить (поселяем лисичку в теремок). -Сколько зверюшек в теремке живет? (4). -Покажите цифру 4. Задание № 4. Лисичка предлагает поиграть в игру «Чего не стало». Она приготовила для игры флажки разных цветов. А через болото проложены 2 дороги (на другом мольберте картинка с изображением теремка и двух дорог) А желтая какая? (длинная) Подошел Медведь к теремку и ревет: «Вы пустите меня в теремок! » -Ребята, влезет ли Медведь в теремок? (нет) Почему (ответы детей). Что же делать? Ведь Мишке плохо будет на улице! (Дети предлагают разные варианты). | Словесный, практический и наглядный методы | Дети участвуют в практической работе, отвечают на вопросы воспитателя. Раскладывают геометрические фигуры Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. Дети сталкиваются с затруднением: как поселить мишку в теремок. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми |
Этапные (дидактические) задачи: 1) Создать мотивационную ситуацию для решения обозначенной проблемы; 2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 3)Тренировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление. | |||||
IV.Тренировочное знания | – Значит, что нам надо сделать? (Как сделать так , чтобы мишка мог жить в теремке.) - Как будет выглядеть теремок , в котором будет жить мишка? Давайте вместе строить дом. Воспитатель: Ребята, поможем построить дом для мишки? Дети: Поможем. Дети строят теремок из модулей. | Словесный, наглядный, игровой метод | Участвуют в диалоге. Дети находят ответ. Дети должны помочь жителям теремка построить новый теремок. Дети работают самостоятельно и выполняют задание . | Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. | Наблюдение за процессом деятельности |
Этапные (дидактические) задачи: 1) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление; 2) Развивать конструктивные способности и счетные умения; 3) Развивать коммуникативные способности. | |||||
V. Включение в тренировочную систему знаний ребенка | -Скажите, в какой сказке мы побывали? Сколько всего жителей? Кто стоит 3 по счету? Кто стоит 5? Лиса, какая по счету? Лягушка? Воспитатель: Ребята, чем заканчивается сказка? Давайте поможем героям сказки построить новый дом. | Словесный, наглядный, игровой метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | Ситуативный контроль за ответами детей. Контроль визуальный за работой детей в подгруппах |
Этапные (дидактические) задачи: 1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. | |||||
VI.Осмысление (итог) | Воспитатель собирает детей около себя. – Где мы сегодня были? – Кому и чем смогли помочь? – Как вы думаете, почему вы смогли помочь жителям теремка? Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь животным (жителям теремка), потому, что они по-доброму относятся к животным , которые очень хотели жить дружно в теремке. | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. | Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний |
Комментарий |